Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрытие роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
раскрыть понятие конкурентоспособности и влияние на нее различных факторов;
определить роль таможенного тарифа в регулировании ВЭД РФ;
рассмотреть реализацию функций таможенного тарифа;
проанализировать влияние ЕТТ ТС на структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;
раскрыть влияние таможенного тарифа на развитие отечественного производства;
проанализировать основные направления защиты российской экономики.
Введение 3
1. Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговой деятельности 4
2. Анализ Единого таможенного тарифа Таможенного союза 17
3. Основные направления защиты российской экономики в современных условиях 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Существенным фактором, отрицательно влияющим на конкурентную среду данных рынков, является отсутствие инфраструктуры, предназначенной для хранения, подготовки и распределения товара в непосредственной близости от места потребления.
В отличие от указанных рынков минеральных удобрений на рынках сырья для их производства, существует значительная концентрация и существенные барьеры для входа - строительство сырьевых производств сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами. Барьером для конкуренции является существующая ввозная таможенная пошлина на минеральные удобрения и сырье для их производства. Разница в размерах экспортной пошлины на удобрения и сырье для их производства не стимулирует к производству удобрений на территории Российской Федерации.
Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов должны быть направлены на защиту экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.8
В связи с этим, необходимо определить основные направления защиты российской экономики, которые также будут способствовать развитию конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Основные направления защиты российской экономики должны быть приняты в отношении:
1) продуктов химической промышленности, в том числе удобрений;
2) производства текстиля, текстильных изделий и обуви;
3) производства машин, оборудования и транспортных средств;
4) продовольственных товаров и сельскохозяйственное сырье.
Итак, для развития конкурентной среды на рынках минеральных удобрений необходимо сделать следующее:9
Таким образом, необходимо максимально снизить ставки ввозных таможенных пошлин на сырье, а также на оборудование, которое необходимо для производства удобрений. И повысить ставки ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, так как ставка 10% слабо защищает отечественного производителя. Также государству нужно привлечь как можно больше инвестиций в эту отрасль, для обновления износившегося оборудования, диверсификации производства, и, следовательно, повышения качества производимой продукции.
Для защиты отечественных производителей текстиля, текстильных изделий и обуви необходимо увеличить ставки ввозных пошлин на данные товары, потому как из-за увеличения импорта снижается отечественное производство таких товаров.
Должны также быть направлены
меры на защиту автомобильной промышленности.
Необходимо повышать ставки ввозных
таможенных пошлин либо налоги, для
того чтобы отечественное
В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции на продовольственных рынках, необходимо следующие:
Таким образом, на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье ставки ввозных таможенных пошлин должны быть увеличены, для того что развивалось отечественное производство.
В связи с этим, существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.
Таким образом, государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах.
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке. На конкурентоспособность товаров отечественного производства влияет Единый таможенный тариф ТС.
Важнейшая роль ЕТТ ТС реализуется в обеспечении защиты российской экономики и повышении конкурентоспособности отечественных производителей, посредством их защиты, а также рационализацией структуры импорта РФ.
Таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, и ни в коем случае не тормозить развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует учитывать, прежде всего, влияние таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.
На структуру ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС имеют огромное влияние ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином таможенном тарифе. И, несомненно, для того чтобы товары отечественного производителя были конкурентоспособны, необходимо перестраивать структуру ЕТТ ТС, увеличивать товарные позиции и субпозиции ТН ВЭД и соответственно более детально дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин.
Многие ставки в ЕТТ ТС являются экономически не обоснованными и никак не помогают развитию национального производства и повышения конкурентоспособности. Для того чтобы товары отечественного производителя были конкурентоспособны, необходимо перестраивать структуру ЕТТ ТС, увеличивать товарные позиции и субпозиции ТН ВЭД и соответственно более детально дифференцировать ставки ввозных таможенных пошлин.
Защитить отдельные отрасли отечественного производства можно благодаря введению протекционистских ставок ввозных таможенных пошлин. Это будет являться эффективной мерой повышения конкурентоспособности продукции отечественного производителя. Но все же основным фактором, увеличивающим спрос на российскую продукцию должно являться ее качество по сравнению с иностранной.
К сожалению, порой российские товары уступают качеством, а также другими критериями, импортным товарам. Поэтому существует необходимость защищать российскую экономику, посредством повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Таким образом, таможенный тариф должен служить средством поддержки и защиты отечественного производителя, а не тормозить и уничтожать развитие национального производства. Поэтому при построении таможенного тарифа, следует руководствоваться, прежде всего, влиянием таможенного тарифа на развитие и поддержку отечественного производства.
1 Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость: учеб. Пособие / В.И. Сидорова; РТА, Владивостокский филиал. – Владивосток: РИО ВФ РТ, 2011. – 188 с.;
2 Удовенко, С.П. Таможенный тариф современной России / С.П. Удовенко. – СПб.: Архей, 2006. – 402 с.
3 Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года
4 Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 08.12.2003г., № 164-ФЗ
5 Таможенные пошлины и таможенный тариф
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.brokert.ru/
6 Данные таможенной статистики Дальневосточного таможенного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dvtu.customs.ru.
7 Данные таможенной статистики Дальневосточного таможенного управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dvtu.customs.ru.
8 Ст. 2 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ
9 Распоряжение правительство российской федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 17.12.2010 N 2295-р) «Программа развития конкуренции в РФ»