Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Целью данной работы является изучение современных подходов к понятию и классификации контрафактной продукции, а так же уяснение механизма борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне;
В качестве объекта исследования рассматривается деятельность таможенных органов в пресечении ввоза контрафактной продукции, а предметом исследования служат товары, обладающие признаками контрафактных и перемещаемые через таможенную границу РФ.
Введение ……………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ…………………………………………………………...………....4
1.1. Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.......4
1.2. Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ……....12
1.3. Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на мировом уровне……….16
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции………………. ……………………………………...…...20
2.1. Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции……………………………………………………...…..20
2.2. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных…………………………………………..…………………......27
Заключение……………………………………………………………………………...…..31
Список источников……………………………………………………………………...…32
Российский
потребитель привык к одежде "Levice",
"Lee", в самопошиве от "Hugo Boss"
и ходить в кроссовках и спортивной одежде
"Adidas", "Nike", "Reebok", "Puma"
сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей
силой. Косметика, парфюмерия, средства
гигиены, хозяйственные товары (с использованием
известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove,
Sunsilk, Kenzo, Hugo Boss, и т.д.), производимые в подпольных
цехах или в странах юго-восточной Азии,
незаконно попадают на таможенную территорию
РФ.
Рисунок 2. Сферы распространения контрафакта в зависимости от товарных категорий, %
При этом производители поддельной продукции - это уже далеко не «китайцы, сидящие в мрачных помещениях», как многие до сих пор себе представляют. Современный производитель контрафакта зачастую, обеспечен производственными мощностями на уровне, сопоставимом с производствами правообладателей. Качественную подделку порой бывает просто невозможно отличить от оригинала без специальных знаний и аппаратуры, поэтому высокая цена на продукцию не гарантирует потребителю приобретение оригинальной продукции
Анализ сложившейся тенденции на потребительском рынке, а также данные правоохранительных и контролирующих органов свидетельствуют о том, что доля контрафактной и фальсифицированной продукции увеличивается. По отдельным группам товаров таким, как парфюмерно-косметические, обувь одежда, синтетические моющие средства, мясные, молочные и рыбные консервы, чай, кофе и кондитерские изделия - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. В 2005 г. доля пиратских видеокассет составила 83%, аудиокассет - 76%, DVD - 80%, CD - 86%. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств (Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 "О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией").
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья. По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами не поступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.
Кроме того, появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью нации и угрожает жизни потребителей. По данным специалистов Национального фонда защиты потребителей, 90% алкогольных напитков, которые продаются сегодня в России под видом коньяка, вовсе не являются коньяком. Мало того, из этих 90% более 70% не дотягивают по качественным показателям даже до суррогата типа "коньячный напиток". 62% водки, реализуемой на потребительском рынке, является также фальсификатом. В 1997 г. от употребления "паленой" водки погибли свыше 52 тыс. россиян, 80% из них - детородного возраста. В 2003 году, согласно данным Минздрава России, - 33600 человек, что более чем в два раза выше потерь, понесенных за 10 лет военных действий в Афганистане.
Проводимыми проверками зафиксированы и некоторые необычные случаи подделок, угрожающих здоровью потребителей. Так, в 2000 году на одном из крупных книжных развалов на юге столицы были изъяты фальшивые учебники по истории, физике, алгебре и т.д. В результате контрольной закупки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, были изъяты сотни поддельных учебников. От оригинала их отличали блеклая краска, худшая текстура бумаги, несоответствие шрифтов санитарно-гигиеническим нормам. По заключению санэпиднадзора, использование данных учебников могло привести к ухудшению зрения школьников.
Вред,
наносимый контрафактной и
Основным
фактором для масштабных фальсификаций
в отечественной экономике
Практически беспрепятственная реализация контрафактной продукции возможна также вследствие не информированности потребителей о низких потребительских свойствах такой продукции. Это происходит из-за низкого уровня доходов населения и неэффективной работы правоохранительных органов. Негативную роль играет широкое развитие внемагазинных форм торговли и реализация некачественных товаров через новые формы торговли, где отсутствует контроль качества, типа «магазинов на диване» и т.д.
Россия – далеко не единственный крупный центр производства и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции. Большие объемы контрафактной продукции присутствуют на всех крупных национальных рынках, даже в развитых западных странах. Криминальные круги, контролирующие данную сферу, давно имеют международную окраску, а их уже доказанная связь с международным терроризмом заставляет относиться к рассматриваемому явлению как к глобальной проблеме, требующей всеобщего сотрудничества для ее решения. .
В вопросах борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией нет универсального решения проблемы. Об этом свидетельствует и опыт развитых стран: в Европейском Союзе, например, потребовалось около 40 лет, прежде чем были созданы условия, существенно ограждающие рынок ЕС от фальсифицированной и контрафактной продукции. Однако, даже имея отработанные механизмы защиты рынка от подделок, по данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции составляет 5-7% мировой торговли.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проблема защиты отечественного потребительского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции является государственной и требует значительных усилий и ресурсов по обеспечению прав правообладателей и защиты прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
Сложившаяся ситуация на международном рынке свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства, которую нельзя решить в отдельно взятой стране. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением законов по охране интеллектуальной собственности.
Международная правовая основа в борьбе с контрафактом полностью сформирована. В свое время СССР было подписано большая часть международных соглашений, и РФ, как правопреемница СССР, является участником мировых соглашений. В частности, эти соглашения предусматривают разработку мер ответственности за сбыт и хранение соответствующей продукции каждой участвующей (в соглашении) стороны.
Международное
право оставляет за страной разработку
собственных обеспечительных
Организация экономического сотрудничества и развития оценивает потери легальной торговли от контрафакта ежегодно в 176 млн. долларов США. Объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Таким образом, создается негативный образ России как одного из оплотов мирового пиратства, что крайне отрицательно сказывается на объемах зарубежных инвестиций в российскую экономику. Такое положение становится серьезным препятствием на пути вступления России во Всемирную торговую организацию, страны-участницы которой предъявляют серьезные требования по устранению нарушений в сфере интеллектуальной собственности и, в частности, прав на товарные знаки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в изменении ситуации еще и потому, что из-за пиратства государственный бюджет РФ ежегодно недополучает миллиарды потенциальных налоговых поступлений.
Одним
из инструментов снижения спроса на фальсифицированную
и контрафактную продукцию
В современном мире высоко оценивается роль таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности правообладателей. Эффективность защиты прав ИС при тесном взаимодействии правообладателей и таможенных органов высоко оценивается большинством компаний, включивших в таможенный реестр свои бренды. К сожалению, многие правообладатели неохотно идут на сотрудничество с таможенными органами, что, на наш взгляд, обусловлено рядом факторов такими как, нежеланием нести расходы, неосведомленностью, желанием скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных схемах производства или ввоза товаров. Прежде всего, это касается компаний, торгующих бытовой техникой, парфюмерией, фармацевтической продукцией, одеждой и обувью, оптическими носителями информации. Именно по этим категориям товаров есть основания считать, что под нежеланием предоставить информацию о действующих каналах поставок подлинных товаров кроются попытки правообладателей скрыть использование незаконных схем ввоза.
Несмотря на то, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства; трудностей сбора доказательств; незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм; возникающих трудностей с их реальным получением; больших судебных издержек; малоэффективной работы правоохранительных органов.
Значительную роль в этом играет и пока довольно низкая правовая грамотность участников предпринимательской деятельности. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности во многом зависит от активности самих правообладателей. Правообладателям следует активно отстаивать свои права и использовать существующие способы их защиты. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, привлекая к работе различные компетентные правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка, работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления и пресечения перемещения поддельной продукции. Но они, как показывает практика, не всегда имеют представление о средствах, которые могут быть использованы для борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.