Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Целью данной работы является изучение современных подходов к понятию и классификации контрафактной продукции, а так же уяснение механизма борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне;
В качестве объекта исследования рассматривается деятельность таможенных органов в пресечении ввоза контрафактной продукции, а предметом исследования служат товары, обладающие признаками контрафактных и перемещаемые через таможенную границу РФ.
Введение ……………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ…………………………………………………………...………....4
1.1. Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.......4
1.2. Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ……....12
1.3. Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на мировом уровне……….16
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции………………. ……………………………………...…...20
2.1. Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции……………………………………………………...…..20
2.2. Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных…………………………………………..…………………......27
Заключение……………………………………………………………………………...…..31
Список источников……………………………………………………………………...…32
В
настоящее время следует
Практика расследования случаев производства и распространения контрафактной продукции в РФ регулируется рядом законодательств, в частности, КоАП (ст.14.10), УК РФ (ст. 180), а также рядом законов, которые описывают товарные знаки и др. В РФ за 2006 г. по статье, предусматривающей уголовное наказание, было привлечено к ответственности 10 человек, но реально осужденных практически ни одного нет. Причина такого положения в том, что существующее законодательство, регулирующее эту сферу деятельности, размыто, и специалисты выделяют ряд серьезных просчетов в УК РФ. Например, ст. 180 УК предусмотрено наказание до 5 лет за причинение крупного ущерба (правообладателю), но методики расчета по определению ущерба, который нанесен предприятию выпуском того или иного объема контрафактной продукции, нет, поэтому судебные процессы затягиваются.
Россия более 15 лет ведет переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию, членами которой на настоящий момент являются 149 стран, на их долю приходится около 96% мировой торговли. В рамках данных переговоров Россия обязалась привести свое законодательство в соответствие с международными нормами и правилами данной организации. Одним из наиболее существенных вопросов, обсуждаемых в процессе переговоров, является улучшение ситуации с ввозом контрафактной продукции в целом и обеспечение защиты интеллектуальной собственности в частности.
В ноябре 2006 года на встрече в столице Вьетнама, Ханое, Россия подписала с США Протокол о завершении двусторонних переговоров по вступлению в ВТО, завершив тем самым все переговоры по этому вопросу. При этом Россия обязалась не допустить ухудшения ситуации в сфере защиты интеллектуальной собственности, совершенствовать законодательство и правоприменительную практику в этой области.
В настоящее время Россия участвует во многих многосторонних международных договорах в области интеллектуальной собственности, таких, например, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Бернская конвенции об охране литературных и художественных произведений, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (региональное соглашение стран СНГ) и т.д. Между тем, эффективная защита прав интеллектуальной собственности невозможна без формирования реально работающих правовых механизмов по предотвращению пересечения границ Российской Федерации контрафактной продукцией, изготовленной с нарушениями прав владельцев интеллектуальной собственности. Данная деятельность приобретает государственное значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на стимулирование производства, поддержку отечественных производителей, защиту внутреннего рынка от подделок, а, следовательно, способствует развитию экономики государства в целом.
Важнейшим элементом системы ВТО является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), которое представляет собой свод правил о защите интеллектуальной собственности в процессе осуществления торговых операций. В данных правилах оговариваются требования к законодательству стран-участниц ВТО по охране прав объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание в Соглашении ТРИПС уделяется вопросам деятельности таможенных органов по пресечению поставок контрафактной продукции. В силу статьи 51 Соглашения ТРИПС контрафактный товар подлежит задержанию и недопущению его в свободный оборот на территории страны-участницы ВТО, включая вывоз за ее пределы.
В
настоящее время российское законодательство
практически соответствует
Разработка собственных обеспечительных мер по защите торговых знаков, по защите рынка РФ от фальсифицированной продукции возможно только на основе применения международных норм в области защиты интеллектуальной собственности.
Преступления
в области производства фальсифицированной
и контрафактной продукции
Руководство
Федеральной таможенной службы России
всецело разделяет
Однако вступление в ВТО - далеко не единственная причина, требующая защиты прав интеллектуальной собственности. В числе наиболее значимых: здоровье населения, недопущение нанесения морального вреда потребителю, увеличение налоговых поступлений (таможенная стоимость контрафактных товаров, как правило, существенно ниже стоимости продукции от правообладателя), высокая инвестиционная активность правообладателей в связи с отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке, а также неприменение торговых санкций.
В 2005 году таможенными органами возбуждено более 300 дел об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу России товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных, что более чем вдвое превысило аналогичный показатель 2004 года.
В 2007 году таможенные органы 126 раз приостанавливали выпуск товаров, основываясь на поданных правообладателями товарных знаков заявлениях. В апреле-июне и октябре-декабре 2007 года подразделениями ФТС России проведены две специальные операции, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции. По их результатам заведено 130 дел об административных правонарушениях, возбуждено 2 уголовных дела, переданы по подследственности материалы, по которым возбуждено 12 уголовных дел, задержано товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, на сумму свыше 38 млн. рублей в количестве более 3 млн. единиц.
Правом распространения товара с фирменным логотипом по закону обладает исключительно официальный дистрибьютор компании-правообладателя. На практике таможня имеет дело с торговцами, с которыми никаких договоров, дающих право на использование ими зарегистрированного товарного знака, соответствующими компаниями не заключалось. Ложные фирменные этикетки и ярлыки вводят в заблуждение покупателей. Сегодня контрафактным может быть признан даже товар, изготовленный на заводе правообладателя, но ввозимый на российскую территорию не уполномоченным на это импортером.
В данном направлении ведется работа по разработке методической документации. Подготовлены и направлены в таможенные органы методические рекомендации по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, а также методические рекомендации по защите экономических интересов Российской Федерации при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным использованием товарных знаков. Подготовлены профили риска, касающиеся нарушения прав интеллектуальной собственности и охватывающие основные контролируемые таможенными органами объекты интеллектуальной собственности. Налаживается сотрудничество с зарубежными таможенными службами в этой сфере. Все это в целом позволило активизировать работу таможенных органов по выявлению и пресечению нарушений прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Наибольшее количество задержаний контрафактных товаров в 2007 году было зафиксировано в отношении табачной и алкогольной продукции, CD и DVD дисков, спортивной одежды и обуви, кондитерских изделий, парфюмерии, детских игрушек и витаминов. Всего было задержано более 3,2 миллиона единиц контрафактной продукции. Таможенная служба в своей работе сталкивается с двумя основными способами контрафакта:
Таможенные органы РФ, являясь органами обеспечивающими национальную безопасность государства, а в частности ее экономическую составляющую, для борьбы с ввозом контрафактной продукции на территорию государства и обеспечения защиты интеллектуальной собственности используют следующие направления своей деятельности:
Применение мер по приостановлению выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно — введении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Суть его заключается в накоплении и систематизировании таможенными органами информации об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о незаконном использовании прав. Реестр задуман как инструмент более эффективного отслеживания перемещения контрафактных товаров через границу Российской Федерации.
Принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, производится таможенными органами на основании заявления правообладателя, поданного в установленном законом порядке. При этом предусмотренные главой 38 Таможенного кодекса меры применяются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем
Под перемещением товаров через таможенную границу Кодекс понимает как совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом (подпункт 7 пункта 1 статьи 11 ТК РФ), так и совершение всех иных действий, направленных на реализацию процесса перемещения товара в самом широком его толковании. Процесс перемещения товаров предполагает осуществление любых действий по ввозу и вывозу товаров, направленных на реализацию данного процесса, — от начала перемещения и до его завершения. К таким действиям относятся не только действия по фактическому пересечению товаром таможенной границы, но и действия по доставке, временному хранению, декларированию товара, а действия по завершению действия таможенного режима в отношении условно выпущенных товаров, а также неправомерные действия по фактическому вводу товара в свободное обращение на Российской территории помимо таможенного контроля. Таким образом, закон не содержит ограничений в принятии таможенными органами мер, предусмотренных главой 38, в отношении вывозимых из России товаров. Данное обстоятельство является очень важным для правоприменительной практики, поскольку обязывает таможенные органы осуществлять контроль не только за импортом, но и за экспортом контрафактной продукции, что напрямую следует из статьи 53 Соглашения ТРИПС.