Методы определения таможенной стоимости: подходы к определению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей определения и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие таможенной стоимости ввозимых товаров, процесс ее заявления и определения;
охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости и раскрыть их сущность;
проанализировать порядок проведения контроля и корректировки таможенной стоимости импортируемых товаров;
выявить проблемные аспекты определения и контроля таможенной стоимости ввозимых товаров.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2012 на сдачу.docx

— 204.82 Кб (Скачать документ)

После того как декларант  представит запрашиваемые документы, у таможенного органа есть еще 30 дней на принятие решения. Кроме того, все 60 дней, отводимые для сбора  необходимого пакета документов декларантом, а также последующие 30 дней до момента  принятия решения могут быть использованы таможней для проведения самостоятельной  проверки, в том числе путем отправки запросов в различные инстанции. Ее цель – обеспечить основания для принятия таможенным органом решения о корректировке.

После получения и анализа  дополнительных документов и сведений, уполномоченное должностное лицо, которым  проводилась проверка, принимает  одно из двух решений, представленных в виде схемы на рис.7.

Рис.7. Варианты принимаемых  решений со стороны таможенного  органа после проведения дополнительной проверки

 

В случае принятия заявленной таможенной стоимости товаров должностным  лицом в установленном порядке  проставляются соответствующие  отметки в ДТС (ДТ) и производится возврат (зачет) сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Если же декларант  не может представить запрашиваемые  документы и сведения в установленный  срок, или отсутствуют в письменной форме соответствующие объяснения по их представлению, то должностное лицо принимает решение о КТС, исходя из имеющихся в его распоряжении документов и сведений.

На решение о принятии КТС может также повлиять показатель индекса таможенной стоимости (далее  – ИТС) [27]. Если таможенная стоимость заявленного товара ниже ИТС, то инспектор таможни примет решение о КТС.

ИТС – это данные по ценовой  информации на определенный товар, согласно его таможенному коду (ФТС ежеквартально  обновляет эти данные).

ИТС определяется как отношение таможенной стоимости, пересчитанной в долл. США (по курсу на дату регистрации ДТ), к весу нетто товаров, либо количество дополнительных единиц измерения (далее – ДЕИ) (таковыми могут быть, например, штуки, квадратные метры, литры и пр.).

Данный индикатор статичен и, представляя собой соотношение таможенной стоимости и веса нетто (либо ДЕИ) анализируемых товаров за определенный период, не характеризует изменения средней таможенной стоимости во времени.

Значение ИТС представляет собой ответ на вопрос: «Какова средняя таможенная стоимость 1 кг (или ДЕИ) анализируемых товаров?».

В качестве индикатора, отражающего  динамику средней таможенной стоимости, используется «взвешенное изменение ИТС» (далее – ВИТС).

Расчет данного индикатора осуществляется по формуле:

                             r r

           SUM ИТС q

                             i i

    ВИТС = ----------,

                             b r

           SUM ИТС q

                             i i

              

где ВИТС – взвешенное изменение ИТС;

ИТС (r i) – ИТС i-го товара в отчетном периоде;

ИТС (bi) – ИТС i-го товара в базисном периоде;

q (ri) – объем оформления i-го товара (вес нетто или i количество ДЕИ) в отчетном периоде;

q (bi) – объем оформления i-го товара (вес нетто или i количество ДЕИ) в базисном периоде.

Таким образом, значение ВИТС представляет собой ответ на вопрос: «Каков темп роста таможенной стоимости анализируемых товаров?».

Решение о КТС товаров  принимается должностным лицом  в срок, не превышающий 3 рабочих  дней со дня, следующего за днем истечения  срока представления декларантом  дополнительно запрошенных документов, сведений, пояснений, в случае их непредставления. Должностным лицом в установленном порядке проставляются соответствующие отметки в ДТС (ДТ) и оформляется решение в двух экземплярах (согласно приложению №1 к Порядку контроля таможенной стоимости), один из которых остается в таможенном органе, другой вручается декларанту. 

Вообще, необходимо отметить, что КТС проводится на основании  принятого таможенным органом решения в двух случаях (статья 68 ТК ТС): до выпуска товаров или после их выпуска (в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта).

В случае принятия решения о КТС до выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа:

  • делает запись «ТС подлежит корректировке» в ДТС;
  • обосновывает принятое решение о неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров или неправомерности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;
  • предлагает декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода.

При принятии таможенным органом  решения КТС до их выпуска декларант  обязан осуществить корректировку  недостоверных сведений, уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном  с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска  товаров, установленные ст. 196 ТК ТС. Если декларантом в срок, не превышающий  срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

В случае принятия решения  о КТС после выпуска товара, уполномоченное лицо таможенного органа аннулирует указанную декларантом  таможенную стоимость и производит запись «ТС подлежит корректировке» с обоснованием принятого решения  и предложением декларанту произвести пересчет таможенной стоимости, после  чего направляет декларанту копию листа  ДТС или ДТ.

При получении уведомления  о необходимости КТС, декларант  в течение 5 дней предоставляет ответное письменное решение в таможенный орган:

  1. с уточнением структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или ее определением с использованием другого метода;
  2. с несогласием уточнения заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного метода или определения ее с использованием другого метода, с обязательным указанием причин такого отказа.

В первом случае должностное  лицо не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем представления декларантом  в таможенный орган ДТС, формы  корректировки таможенной стоимости  и таможенных платежей и документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов, проверяет правильность осуществления  корректировки и проставляет  отметки о принятии вновь скорректированной  таможенной стоимости товаров.

При отказе декларанта произвести КТС, а также в случаях, когда  декларант не направил решение по данному вопросу в таможенный орган либо не явился в установленный  срок, уполномоченное должностное лицо самостоятельно осуществляет корректировку  товаров в течение 5 рабочих дней со дня:

  • истечения срока для осуществления декларантом КТС товаров;
  • получения от декларанта ДТС, формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, а также документов, подтверждающих вновь определенную таможенную стоимость товаров, в случае, когда таможенная стоимость товаров скорректирована ненадлежащим образом (неправильно).

Решение таможенного органа КТС может быть обжаловано в соответствии с принятыми нормативно-правовыми  актами по данному вопросу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, несмотря на упорядочивание целого ряда процедур, на законодательном  уровне порядок контроля и КТС  ввозимых товаров в целом не стал проще и легче, а, наоборот, даже ужесточился  по отношению к импортерам. Об этом свидетельствуют изменившиеся не в  их пользу сроки контроля после выпуска  товаров, дополнительной проверки, внесения соответствующего обеспечения. Это  отчасти подтверждает отсутствие в  новом законодательстве утвержденного  порядка проведения консультаций по таможенной стоимости. Об этом говорит  и тот факт, что полномочия таможенных органов в данной области остаются очень большими. Таможня по-прежнему может усомниться в заявленной стоимости  по цене сделки на основании ценовой  информации, которая есть в ее распоряжении, и назначить дополнительную проверку, взяв при этом обеспечение по максимуму  и безвозмездно пользуясь этими  деньгами больше трех месяцев.

 

 

2.2. Проблемные  аспекты определения и контроля  таможенной стоимости импортируемых  товаров

 

 

В настоящее время порядок  определения, контроля и КТС ввозимых товаров унифицированы в соответствии с международными актами. Это связано  с созданием ТС и вступлением  России в ВТО. Однако вопрос правильности определения таможенной стоимости  до сих пор остается камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и участников ВЭД. Причем сложности возникают у обеих сторон.

На эффективность деятельности таможенных органов влияет как несовершенство законодательства, временами усложняющего осуществление процедур контроля товаров, так и стремление декларантов  занизить таможенную стоимость. Участники  ВЭД в то же время сталкиваются со сложностью определения таможенной стоимости определенных категорий  товаров: например,  товаров, содержащих ОИС, или товаров, полученных по договору лизинга. Кроме того, декларанты тратят время и денежные средства на судебные разбирательства с таможенными  органами вследствие принятия последними незаконных решений.

Так, вопрос о включении  в таможенную стоимость платежей за использование ОИС и сегодня  требует основательной проработки. Сложность ситуации заключается  в сущности лицензионного платежа  «роялти», который представляет собой  отчисления от дохода, возникающего вследствие их использования. Очевидно, что лицензионные платежи рассчитываются исходя из величин, которые неизвестны на момент таможенного  оформления. В таком случае п. 5 ст. 64 ТК ТС предусмотрена возможность  отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения  точных сведений о величине лицензионных платежей. Однако указанная возможность  оставалась некоторое время нереализованной  ввиду отсутствия соответствующего решения Комиссии Таможенного союза. В апреле 2012 г. этот вопрос был решен  включением отдельной статьи (ст. 11), посвященной процедуре отложенного  определения таможенной стоимости  товаров в Соглашение от 25.01.2008г. Предстоит еще оценить, насколько  это облегчит процедуру таможенной оценки.

Особенностью таможенного  оформления товаров, ввозимых на территорию РФ по договорам лизинга, является определение  таможенной стоимости таких товаров, как правило, с использованием резервного метода. Причины его применения ФТС  пояснила в Письме от 19.11.2008г. № 05-33/48386. При этом сложность определения таможенной стоимости по методу 6 заключается в вопросе учета в таможенной стоимости процентов по договору лизинга (см. Приложение 7).

Также для таможенных органов  в настоящее время наиболее проблемной является практика занижения таможенной стоимости участниками ВЭД [22]. Один из методов занижения – применение двойных инвойсов. Суть проблемы сводится к тому, что зарубежным контрагентом изготавливаются два инвойса на один и тот же товар. Первый (с подлинной ценой товара) фактически выставляется российскому участнику ВЭД и представляется в таможню страны отправителя товара. Второй, с заниженной стоимостью, представляется в таможню на территории РФ. Данная схема является самой простой и наиболее часто применяемой. Однако в последнее время таможенным органам России удалось наладить достаточно эффективное взаимодействие с зарубежными таможенными службами ряда стран в части обмена информацией, что позволяет регулярно вскрывать подобные нарушения таможенного законодательства.

Также говоря о проблемах  в области определения таможенной стоимости ввозимых товаров, необходимо отметить существование так называемых «серых брокеров», перемещающих товары с заниженной стоимостью.

С вступлением в силу закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-ФЗ открылась  следующая «лазейка» для вывода определенных сделок из-под контроля таможенных органов. Так, п.12 ст. 9 указанного закона физическим лицам-резидентам России разрешается переводить в пользу иных физических лиц-резидентов России на их счета в зарубежных банках иностранную валюту в суммах, не превышающих в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу в течение  одного операционного дня. Преимуществом  указанной схемы является тот  факт, что в данном случае открывать  паспорт сделки не требуется. Таким  образом, недобросовестные участники  ВЭД получают возможность каждый операционный день переводить за рубеж до 5000 долл. США, что составит около 115-120 тыс.долл. США в месяц только по одному физическому лицу. Естественно, что перевод денег при применении данной схемы возможен сразу несколькими физическими лицами. Отследить, какая сумма реально была потрачена на те или иные товары, в данном случае невозможно.

Отдельного внимания заслуживает  деятельность «карго»-перевозчиков, то есть организаций, осуществляющих перевозку большого числа разнообразных грузов из разных стран мира и одновременно таможенное оформление этих грузов. Проблема для грузополучателей заключается в том, что обычно они не имеют представления о том, каким образом и по какой стоимости был продекларирован их товар. Как показывает практика, зачастую с грузополучателей «карго»-перевозчиками взыскиваются денежные суммы для уплаты платежей в реальных размерах, но при этом декларирование осуществляется недостоверно. Бывают и обратные случаи, когда стоимость импортируемых товаров завышается в целях вывода капитала за рубеж.

Информация о работе Методы определения таможенной стоимости: подходы к определению