Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 18:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза. Подробнее остановимся на Лицензировании в Таможенном союзе т.к. лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.
Для достижения этой цели сначала необходимо:
дать определение нетарифным мерам регулирования, общее и в рамках Таможенного Союза;
обозначить цели и задачи введения, нетарифных мер;
привести классификацию нетарифных мер.
Введение…………………………………………………....3
1. Цели и задачи введения нетарифных мер……………...5
2. Классификация нетарифных мер…………………….…6
2.1 Меры прямого ограничения………………………………..…6
2.2 Специальные защитные……………………………………...11
2.3 Таможенные и административные формальности……....12
2.4 Прочие нетарифные меры........................................................14
3. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза…....16
3.1 Нетарифные меры в Таможенном Союзе………………….…17
3.2 Лицензирование в Таможенном союзе………………………….22
Заключение………………………………………………..22
Список литературы………………………………………..29
Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:
Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.
По направлению действия различают:
Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашения ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.
Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.
Добровольные ограничения экспорта - это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.
С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли.
Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах.
2.2 Специальные защитные.
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. К ним относятся:
Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны.
Специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин. Применяются:
а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб производителям страны-импортера;
б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства со стороны других государств или их союзов.
Компенсационные
пошлины - таможенная пошлина, взимаемая
в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров,
при производстве или вывозе
Субсидирование, т.е. государственно-финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) как форма недобросовестной конкуренции, так как, покрывая частично издержки экспортеров, ставит их в более выгодное положение по сравнению с конкурентами.
Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины.
2.3 Таможенные и административные формальности
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
К ним относятся:
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
Импортные депозиты предст
Сертификация
Одной
из разновидностей административных и
таможенных формальностей является сертификация
ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на
территорию государства товары должны
соответствовать техническим, фармакологическим,
санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и
Предотгрузочная инспекция
В
целях защиты прав и интересов потребителей,
противодействия недобросовестной практике
искажения сведений об импортируемых
в государство товарах, в том числе занижения
их стоимости, Правительство вправе вводить
предотгрузочную инспекцию, включая выдачу
сертификата о прохождении предотгрузочной
инспекции, в отношении отдельных товаров,
импортируемых в государство.
2.4 Прочие нетарифные меры.
Валютные ограничения и валютный контроль
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Регулирование курса национальной валюты
Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Меры поддержки экспорта.
К числу мер государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
следует отнести различные мероприятия,
содействующие развитию внешнеторговой
деятельности:
3. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза.
В Таможенном кодексе Таможенного союза дается следующее определение нетарифным мерам-
Меры нетарифного регулирования 3- комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;
Относительно мер нетарифного регулирования в рамках Таможенного Союза были приняты следующие нормативно-правовые документы:
3.1 Нетарифные меры регулирования в Таможенном Союзе.
В соответствии с «Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, стремясь создать единую таможенную территорию государств и обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования таможенного союза, исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах не дискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных интересов, учитывая необходимость применения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, согласились о следующем:4
Количественные ограничения.
Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, описанных ниже.
В исключительных случаях могут устанавливаться:
Информация о работе Нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза