Нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза. Подробнее остановимся на Лицензировании в Таможенном союзе т.к. лицензирование является наиболее распространенной формой нетарифных ограничений.

Для достижения этой цели сначала необходимо:

дать определение нетарифным мерам регулирования, общее и в рамках Таможенного Союза;
обозначить цели и задачи введения, нетарифных мер;
привести классификацию нетарифных мер.

Содержание

Введение…………………………………………………....3


1. Цели и задачи введения нетарифных мер……………...5


2. Классификация нетарифных мер…………………….…6

2.1 Меры прямого ограничения………………………………..…6

2.2 Специальные защитные……………………………………...11

2.3 Таможенные и административные формальности……....12

2.4 Прочие нетарифные меры........................................................14


3. Нетарифные меры в рамках Таможенного Союза…....16

3.1 Нетарифные меры в Таможенном Союзе………………….…17

3.2 Лицензирование в Таможенном союзе………………………….22


Заключение………………………………………………..22


Список литературы………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТП.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

     Индивидуальная квота представляет собой квоту, устанавливаемую для каждой страны, откуда импортируется или куда экспортируется товар. При этом выделяются следующие виды индивидуальных квот по способу формирования:

  • во-первых, индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте в предыдущий период;
  • во-вторых, индивидуальная квота формируется на основе предпочтения тем странам, которые берут на себя встречные обязательства по импорту товаров из данной страны. Такие обязательства обычно закрепляются в соответствующих соглашениях. Эти квоты получили название двухсторонних квот на договорной основе;
  • в-третьих, индивидуальная квота может формироваться на дискриминационной основе в рамках конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на запрет ВТО на использование дискриминационных квот, они применяются многими странами особенно часто в отношении государств, не входящих в члены ВТО.
 

     Следует отметить, что во внешнеторговой политике также часто применяются сезонные квоты, которые рядом экономистов рассматриваются в качестве индивидуальных квот. Сезонная квота вводится на определенный период времени, когда внутренний рынок нуждается в государственной защите. В этой связи данная квота обычно применяется в отношении сельскохозяйственной продукции.

     По направлению действия различают:

    • экспортные квоты
    • импортные квоты.

     Экспортные квоты вводятся государством в соответствии с международными стабилизационными соглашения ми, в рамках которых определяется доля каждой страны в общем экспорте товара, или с целью предотвращения вывоза дефицитных товаров с внутреннего рынка.

     Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств.

     Добровольные ограничения экспорта это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера.

     С точки зрения экономистов, рассматривающих мировую торговлю в статике, добровольные ограничения экспорта являются неэффективной формой государственного регулирования, поскольку весь эффект, представляющий ренту, присваивается иностранными производителями, а также иностранным государством, которое распределяет квоту между импортерами. В частности, по оценке Д. Тарра, исследование эффектов от добровольного ограничения экспорта в области торговли текстилем, автомобилями и военным снаряжением показало, что около 70% их стоимости для потребления составляют доходы иностранных импортеров, получаемые в виде ренты. Тем не менее, большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая таким образом свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям, подтверждая тем самым, что динамические эффекты международной торговли отличаются от исследуемых в экономической литературе статических эффектов международной торговли.

     Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах.

2.2 Специальные защитные.

   В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. К ним относятся:

  • Специальные пошлины
  • Антидемпинговые  пошлины
  • Компенсационные пошлины
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
  • Импортные квоты
 

  Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны.

  Специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин. Применяются:

  а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб производителям страны-импортера;

  б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства со стороны других государств или их союзов.

  Компенсационные пошлины -  таможенная пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. 

  Субсидирование, т.е. государственно-финансовая поддержка производителей или экспортеров товара, осуждается ст. XVI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) как форма недобросовестной конкуренции, так как, покрывая частично издержки экспортеров, ставит их в более выгодное положение по сравнению с конкурентами.

  Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины.

2.3 Таможенные и административные формальности

     Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы

 

К ним относятся:

     Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

    • пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;
    • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
    • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

     Особой  разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки и таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

     Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара. 
 

Сертификация

     Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию государства товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в этом государстве. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. 

Предотгрузочная инспекция

     В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в государство товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство  вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в государство. 

2.4 Прочие нетарифные меры.

Валютные ограничения и валютный контроль

Особое  место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. 

Регулирование курса национальной валюты

Важной  составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической  деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению  к иностранным валютам.

Меры  поддержки экспорта.

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности: 

  • кредитование  участников внешнеторговой деятельности;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Нетарифные меры в рамках  Таможенного Союза.

     В Таможенном кодексе Таможенного  союза дается следующее определение нетарифным мерам-

     Меры нетарифного регулирования 3- комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

     Относительно  мер нетарифного регулирования в рамках Таможенного Союза были приняты следующие нормативно-правовые документы:

    1. «Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».
    2. «Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами »
    3. «Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран » 
    4. «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» 
    5. И др. связанные с нетарифным регулированием.
 
 
 

     3.1 Нетарифные меры регулирования в Таможенном Союзе.

     В соответствии с «Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, стремясь создать единую таможенную территорию государств и обеспечить благоприятные условия для эффективного функционирования таможенного союза, исходя из необходимости проведения согласованной внешнеторговой политики на принципах не дискриминации, гласности, взаимной выгоды и защиты национальных интересов, учитывая необходимость применения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, согласились о следующем:4

  • В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования.
  • Порядок введения и применения, единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями.

Количественные ограничения.

     Экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, описанных ниже.

     В исключительных случаях могут устанавливаться:

  1. запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка; 
  2. ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
  • сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
  • сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
  • снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Информация о работе Нетарифные меры регулирования в рамках Таможенного Союза