Основные задачи и система таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание

Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции -экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др1.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3-4
Правоохранительная деятельность как форма реализации компетенции таможенных органов и ее основные направления…………...5-11
Основные задачи и система таможенных органов…………..12-22 Заключение…………………………………………………………….23-24 Список используемой литературы ………………………………….25-26

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение………………………………………………………………… 3-4

  1. Правоохранительная деятельность как форма реализации компетенции таможенных органов и ее основные направления…………...5-11
  2. Основные задачи  и система таможенных органов…………..12-22 Заключение…………………………………………………………….23-24 Список используемой литературы ………………………………….25-26                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической  деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

     Совокупность  таможенных органов, учреждений и организаций - это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

     Система таможенных органов и ее отдельные  составные части играют видную и  одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

     Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции -экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др1.

     Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную  необходимость научного анализа  и выработки научно-исследовательских  и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов, в связи с чем в настоящее время возрастает внимание к системе и принципам деятельности таможенных органов. Кроме того, эти вопросы стали тем более актуальными, что в новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. Значение таможенных органов в этой связи сложно переоценить, так как очевидной становится их все более возрастающая роль в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти РФ, и достойно более детального рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК  ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

     Основными функциями таможенных органов любого государства являются:

     1) пополнение доходной части государственного  бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и

     2) борьба с правонарушениями и  преступлениями в сфере внешнеэкономической  деятельности (правоохранительная  функция).

     И Россия в этом плане не исключение.

     Современный этап развития экономики России характеризуется  расширением криминального предпринимательства, в том числе и во внешнеторговой сфере. Наибольший экономический ущерб государству наносят такие противоправные действия участников внешнеэкономической деятельности, как:

     • недекларирование перемещаемых через  таможенную границу товаров;

     • оформление в соответствии с требованиями норм таможенного законодательства только части перемещаемых через  таможенную границу товаров, то есть недостоверное декларирование товара либо оформление только его первой партии, а осуществление дальнейших внешнеторговых поставок по уже оформленным документам;

     • оформление товаров не под своим  наименованием, а в качестве товаров, подлежащих обложению таможенными  платежами по более низким ставкам;

     • занижение таможенной стоимости  товаров путем предъявления либо заведомо подложных документов, либо только части требуемых документов.

     В силу этого доходная часть государственного недополучает около 40 % таможенных платежей, которые могла и должна была бы получать. Эти и ряд иных весьма важных причин выдвигают на первый план не только и не столько регулятивные и экономические функции таможенно-правового регулирования, сколько ее правоохранительную составляющую.

     Прежде  чем перейти к изложению сущности правоохранительной деятельности таможенных органов, рассмотрим вопрос: что же вообще следует понимать под правоохранительной деятельностью?

     В юридической литературе под правоохранительной деятельностью принято считать  такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью  охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Причем, ее можно рассматривать в широком и в узком смысле слова.

     Правоохранительная  деятельность в широком смысле — это деятельность государственных органов по защите норм права от нарушений. Так или иначе этим занимается большой круг государственных органов в пределах своей компетенции. Например, органы гостехнадзора, органы рыбоохраны, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор и пр. А правоохранительная деятельность в узком смысле слова — это деятельность специализированных государственных органов (правоохранительных органов) по правовой охране общественных отношений в различных сферах государственного управления. К ним относятся, например, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Департамента налоговой полиции РФ и др.

     Правоохранительными следует именовать органы, которые  всей своей деятельностью на основе закона и в соответствующих формах на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать, пресекать правонарушения и применять государственное принуждение или воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

     Анализ  законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность наиболее типичных правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и др.) позволяет сделать вывод о том, что мы относим эти органы к числу правоохранительных скорее по логике, по совокупности всех выполняемых ими функций, а не потому, что так записано в нормативно-правовом акте, определяющим их компетенцию.

     К числу правоохранительных относятся и таможенные органы Российской Федерации. Правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен законом (ст. 8 ТК РФ). В этом, т. е. в том, что их правоохранительный статус прямо закреплен в законе, отличительная особенность таможенных органов — как органов правоохранительных, поскольку далеко не весь перечень отнесенных к компетенции таможенных органов функций носят явно правоохранительный характер.

     Таким образом, под «правоохранительной  деятельностью таможенных органов» следует понимать такую их деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохранительных органов Российской Федерации, на основе закона и в соответствующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела.

     Многообразие возложенных на таможенные органы функций отражает и многообразие направлений их правоохранительной деятельности. Важнейшим из них является деятельность по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, которые, в свою очередь, подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.

     Деятельность  таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела — это комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических, оперативно-розыскных и кадровых мер. Она связана с выявлением преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела, их пресечением, проведением расследования (по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела) либо проведением дознания (по делам о преступлениях в сфере таможенного дела), а также с применением к виновным лицам мер административной ответственности (по делам о нарушениях таможенных правил). Причем деятельность эта должна осуществляться на основе принципов законности, гласности, равенства всех перед законом, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, уважения их национальности, религиозных и других традиций и обычаев.

     Действующим законодательством (ст. 408 ТК РФ, ст. 7 ТмК ТС, ст. 40 УПК РФ) таможенные органы отнесены к числу органов дознания. В их компетенцию входит производство дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК РФ) и иным преступлениям в сфере таможенного дела — преступлениями, предусмотренными статьями 189, 190, 193 и 194 УК РФ.

     Дознание  в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических  интересов России и защиты ее экономической безопасности. Дознание должно вестись оперативно и в строгом соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, действующим во время проведения дознания. Всякое отступление от требований уголовно-процессуального кодекса рассматривается как нарушение законности и влечет за собой негативные правовые последствия.

     За таможенными органами закреплено также присущее только правоохранительным органам специфическое право осуществления оперативно-розыскной деятельности. Такая деятельность может осуществляться таможенными органами только в пределах их полномочий, установленных Таможенным кодексом РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о таможенном деле. (ст.408 ТмК РФ)

     В самостоятельную правоохранительную функцию таможенных органов выделена функция контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности при производстве дознания по уголовным делам и при производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении. Вышестоящие таможенные органы обязаны осуществлять контроль за ходом дознания и производства по делам о нарушении таможенных правил в целях:

     • проверки правильности квалификации правонарушений;

     • соблюдения сроков производства;

     • соблюдения прав и законных интересов  лиц, привлекаемых к ответственности;

     • соблюдения иных процессуальных требований;

     • установления полноты, всесторонности и объективности производства дознания по уголовным делам и производства по делам о нарушении таможенных правил.

     Немаловажным  направлением правоохранительной деятельности таможенных органов России является также и деятельность службы таможенной охраны, которая путем осуществления комплекса необходимых мер призвана обеспечить:

     • охрану таможенной границы Российской Федерации, административных зданий, учреждений, организаций и предприятий, подчиненных ГТК России, и других объектов таможенной инфраструктуры;

     • соблюдение режима зоны таможенного  контроля; охрану объектов ГТК России;

     • таможенное сопровождение грузов и  транспортных средств и таможенный надзор;

     • защиту должностных лиц таможенных органов и членов их семей от противоправных посягательств.

     Следует отметить, что указание на статус таможенных органов как правоохранительных отсутствует в Положении о  Федеральной таможенной службе и  Общих положениях о региональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте.2

     Вместе  с тем вывод о правоохранительном характере системы таможенных органов  не должен вытекать из анализа положений  ряда нормативных правовых актов, как  это происходит сейчас, он должен быть прямо закреплен в базовом законодательном акте, устанавливающем правовой статус таможенных органов, - Таможенном кодексе РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

     Таможенные  органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:

     1) содействие реализации единой  торговой политики таможенного  союза;

     2) обеспечение исполнения таможенного  законодательства таможенного союза  и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль  за исполнением которого возложен на таможенные органы;

Информация о работе Основные задачи и система таможенных органов