Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

     К группе основных внутренних факторов следует отнести:

  • уровень развития и структуру производственных сил страны;
  • состояние природных ресурсов и климатических условий;
  • количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления или, другими словами, количественную и структурную характеристику внутреннего рынка;
  • валютно-финансовое положение страны;
  • количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

     Анализ  перечисленных внутренних факторов дает необходимые основание и исходные данные для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим структурным направлениям:

  • экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество с зарубежными странами;
  • импортная политика;
  • валютное регулирование;
  • принципы внутреннего финансирования экспортных и импортных операций;
  • регулирование внешнего финансирования экспортных и импортных операций и иностранных инвестиций;
  • регулирование российских инвестиций за рубежом.

     С учетом перечисленных выше внутренних факторов формируется ВЭП самого общего уровня, обусловленная общенациональными интересами страны. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней2:

     Регионального уровня, когда общие принципы ВЭП  этого уровня должна вестись с  учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и союзами стран: СНГ, ЕС, АТЭС и др. Разработка ВЭП этого уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государства, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах;

     Странового  уровня, когда учитываются особенности  всего комплекса взаимоотношений  с каждой конкретной страной, т.е. вся  совокупность внешних факторов, а именно:

  • взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;
  • уровень развития производственных сил страны и их структура;
  • экономическая и социально-политическая ситуация в стране;
  • объем и структура внутреннего производства и потребление состояние платежного баланса рассматриваемой страны;
  • особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной; особенности правового регулирования ВЭД страны (режим ВЭД), включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

     Результаты  анализа всех перечисленных факторов позволяют сформировать реально обоснованную внешнеэкономическую политику по отношению к рассматриваемой стране, т.е. адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия стран.

     Достижение  любой из ранее упомянутых целей внешнеэкономической политики зависит:

  • от инструментов внешнеэкономической политики;
  • от способности и готовности субъектов власти использовать эти инструменты;
  • от готовности населения страны принять эти цели и нести социальные издержки.

     Все инструменты внешнеэкономической  политики можно классифицировать по:

  1. характеру действия;
  2. характеру регулирования;
  3. характеру использования.

     По  характеру действия инструменты  внешнеэкономической политики подразделяются:

  • действующие автоматически и непрерывно (налоговая база и т. п.);
  • требующие принятия особых административных решений, но практически действующие постоянно (минимизация колебаний процентной ставки и т. п.);
  • применяемые периодически с согласия парламента или международных организаций (импортная квота и т. п.).

     По  характеру регулирования инструменты  внешнеэкономической политики делятся:

  • на инструменты административного контроля и регулирования (квотирование, лицензирование и т. п.);
  • на инструменты стоимостного регулирования (таможенные пошлины, налоги и т. п.)

     По  характеру использования инструменты  внешнеэкономической политики характеризуются следующим образом:

  • инструменты, эффективные в условиях стабильной экономики. К данной группе инструментов относится традиционный набор мероприятий: внешнеторговая политика, инвестиционная политика, валютная политика, миграционная политика;
  • инструменты, направленные на преодоление кризисных процессов во внешнеэкономической сфере деятельности и способные работать в чрезвычайных условиях. К числу таких инструментов можно отнести применение системы запретов на вывоз капиталов, установление обязательной продажи валюты, введение эмбарго и т. п.

     Также все инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

     Эффективный набор инструментов внешнеэкономической  политики позволяет государству адекватно и своевременно реагировать на изменения, происходящие в мировом сообществе, и обеспечивает благоприятные условия для развития национальной экономики. Как показывает практика, наибольшим арсеналом инструментов внешнеэкономической политики пользуются развитые страны, что позволяет им осуществлять гибкую внешнеэкономическую политику.

     Основные  средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.3

     В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.

     К ним в первую очередь относятся  таможенные пошлины, ограничения ввоза  и вывоза определенных товаров путем  установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм.

     1.2. Виды внешнеэкономической политики

     В зависимости от того входит ли государство  в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

  • Автономной (самостоятельной, односторонней);
  • Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);
  • Автономно-конвенционной.

     Существует  две экономических концепции  в подходе к мировым связям и соответственно два направления в государственной внешнеэкономической политике – протекционизм и фритредерство(от англ. free trade - свободная торговля). 

     Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

     Сочетание этих подходов в той или иной пропорции  отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.

     Свободная торговля.

     Фритредерство4 – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

     Сторонники  свободной торговли считают, что  в идеале не государство, а рынок  должен формировать структуру экспорта и импорта.

     Свободная торговля (либерализация) - это внешнеэкономическая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Она предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. И для такой политики характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

     Такую политику проводят страны с высокой  эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели  не только выдерживают иностранную  конкуренцию, но и прорывают протекционистские  таможенные барьеры, расширяя доступ своих  товаров на мировой рынок

     Проведение  политики свободной торговли позволяет  получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам  экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и  нигде не применялась.

     В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

     Протекционизм.

     Протекционизм направлен на защиту собственной  промышленности или сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность.5 Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.

     Сторонники  протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции.

     Протекционизм - это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

     Он  может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

     Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

     В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.

     Выделяют  несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  • отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе