Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТЭО.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

     С этой целью предстоит: усилить роль таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, а также установить основные элементы  единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, обеспечить функционирование зоны свободной торговли в формате СНГ с возможным присоединением к ней ряда других стран; создать единую транспортную и энергетическую инфраструктуру; организовать реализацию совместных программ и проектов в области сельского хозяйства, водноэнергетического комплекса, экологии и других чувствительных для государств - участников СНГ сферах; эффективно использовать созданный механизм содействия производственной кооперации и взаимным инвестициям государств - участников СНГ.

     Шестое  – создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту.

     Значительный  рост капитализации российского  фондового рынка ставит в повестку дня задачу создания в России международного финансового центра. Благодаря этому будет расширен круг инвесторов, в том числе зарубежных, оперирующих на российских фондовых площадках, а российские предприятия получат возможность за счет эмиссии ценных бумаг привлечь значительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.

     Предстоит осуществить нормативно-правовое и  договорно-политическое обеспечение создания международного финансового центра, на законодательном уровне закрепить требования к организациям, осуществляющим или обслуживающим торговлю ценными бумагами, ввести в правовое поле понятие производных финансовых инструментов, усилить защиту прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Предстоит сформировать финансовую инфраструктуру международного финансового центра, обеспечить продвижение бренда России за рубежом, упростить визовый режим для иностранных граждан, прибывающих в Россию в деловых целях и (или) на короткий срок.

     Другой  ключевой задачей является превращение  рубля в региональную резервную  валюту. Основой для создания такого инструмента является ускоренная региональная валютная и финансовая интеграция стран ЕврАзЭС, разработка  коллективных мер в целях сохранения устойчивости их финансовых систем.

     Часть взаимной торговли между государствами - участниками СНГ должна осуществляться с использованием российского рубля. Необходимо создать инструменты и механизмы страхования коммерческих и инвестиционных рисков сделок, осуществляемых в рублях.

     Седьмое - усиление роли России в формировании мирового экономического порядка.

     Деятельность  России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них как в решении глобальных проблем, так и в создании благоприятных условий для решения ее внешнеэкономических задач. По мере становления в качестве одного из глобальных лидеров Россия будет все больше заинтересована в стабилизации и дальнейшем реформировании многосторонних институтов экономического регулирования.

     Актуальными остаются задачи присоединения к  Всемирной торговой организации и вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития на условиях учета экономических интересов России. Будет активизирована работа в структурах Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

     Значительную роль будет играть политика по налаживанию конструктивного диалога с крупнейшими экономическими партнерами России - Европейским союзом, Китаем, Индией и США, в том числе в рамках стратегических партнерств и диалогов с участием представителей бизнеса. Важное значение будет придаваться развитию диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в сфере экономики.

     Будет использован потенциал других региональных экономических объединений (Шанхайская организация сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.), включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими аналогичными объединениями (Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих регионах.

     3.2. Региональные и страновые приоритеты России

     Внешнеторговый  оборот России (с учетом данных о  торговле с Белоруссией и Казахстаном) в 1-м квартале 2011 года увеличился по сравнению с 1-м кварталом 2010 года на 29,9%, или в 1,3 раза, и составил 173 млрд. долл. (Приложение 2).10

     Экспорт России в январе-марте 2011 года составил 112,8 млрд. долл. и по сравнению с январем-мартом 2010 года увеличился на 22,3%. Импорт в РФ в январе-марте 2011 года составил 60,2 млрд. долл., что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 47,1%. Таким образом, положительное сальдо торгового оборота РФ в1-м квартале составило 52,6 млрд. долл. и снизилось на 2,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

     Со  странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот России в январе-марте 2011 года составил 144,5 млрд. долл., что на 26% больше, чем год назад. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 93,8 млрд. долл. (+17,1%), импорт - 50,7 млрд. долл. (+46,6%). В торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 43 млрд. долл. (снижение на 2,5 млрд).

     Самым большим внешнеторговым партнером  РФ среди стран дальнего зарубежья  является Китай, товарооборот с которым  составил 59,3 млрд (рост на 50,3% к 2009 году). Далее идут Нидерланды - 58,4 млрд (46%), Германия - 51,8 млрд (29,7%), Италия - 37,3 млрд (13,2%), Турция - 25,2 млрд (28,8%), США - 23,6 млрд (28,8%), Япония - 23,1 млрд (59,4%), Франция - 22,6 млрд (31,5%), Польша - 20,8 млрд (24,2%), Республика Корея - 17,7 млрд (68%).

     Внешнеторговый  оборот России в январе-марте 2011 года составил со странами СНГ - 28,5 млрд (+53,9%). Экспорт в страны СНГ вырос на 55,9% - до 19 млрд, импорт из стран СНГ увеличился на 49,9% и составил 9,5 млрд. Сальдо в торговле со странами СНГ выросло на 3,7 млрд - до 9,6 млрд.

     Импорт  и экспорт в страны СНГ в  абсолютном значении намного меньше - 31,6 млрд и 59,7 млрд. Оба показателя демонстрируют отличный рост (+44,8% и +27,4%).

     Таким образом важнейшими партнерами России в экономической, политической и культурной сферах являются страны СНГ, государства Европейского союза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России. В то же время все большее значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки.

     Особенностью  внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 года, стала фиксация впервые за последние годы отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

     Достижение  стратегических целевых ориентиров предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     3.2.1 Страны Содружества Независимых Государств

     Развитие  двустороннего и многостороннего  сотрудничества                                    с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

     Итак, двусторонний формат предполагает развитие договорной базы сотрудничесва и совместные экономические проекты. Участие в приватизации, развитие кооперации и др.

     Многостороннее  сотрудничество в рамках СНГ бурно развивается. (прилоджение 3) Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном сформировали Таможенный союз, что является важнейшим шагом в развитии интеграционных процессов.

     Многосторонний  формат предполагает последующее присоединение остальных стран ЕврАзЭС к таможенному союзу между Россией, Казахстаном и Беларусью и совершенствование режима свободной торговли, а также создание элементов единого экономического пространства в рамках СНГ.

     Наиболее  тесное взаимодействие складывается с Белоруссией и Казахстаном в рамках созданного таможенного союза.

     Дальнейшее  развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

     1. Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

     2. Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

     3. Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

     4. Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;

     5. Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

     Двусторонние  внешнеэкономические отношения  со странами СНГ будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Наиболее значимыми стратегическими партнерами России на пространстве СНГ являются Белоруссия, Казахстан и Украина.

     Россия  продолжит сотрудничество с Белоруссией  в формате Союзного государства, рассматривая его как одно из ключевых направлений интеграции. Республика Казахстан является стратегическим партнером Российской Федерации на центрально-азиатском направлении. Основным направлением во взаимодействии с Украиной на предстоящий период является достижение более глубокого уровня экономической интеграции.  Реализация этой задачи зависит от встречной позиции украинской стороны.

     Стратегической  целью России во взаимодействии с  Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путем расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли.

     После нормализации отношений с Грузией  восстановление торгово-экономических отношений будет происходить в рамках отдельных проектов в топливно-энергетической сфере, в области телекоммуникаций и транспорта, а также в развитии взаимной торговли традиционными товарами.

     3.2.2. Страны Европы

     Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

     Ключевая  цель России во внешнеэкономических  отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе