Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России на современном этапе, её сущность, основные составляющие и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность и основные цели внешнеэкономической политики;
- определить виды внешнеэкономической политики;
- выявить цели и принципы внешнеэкономической политики России;
Введение…………………………………………………………………………... …3
Глава 1 Сущность Внешнеэкономической политики…………………………......5
1.1 Понятие, цели внешнеэкономической политики……………………….5
1.2 Виды внешнеэкономической политики……………………………….14
Глава 2 Сущность внешнеэкономическая политика в России…………………..19
2.1 Нормативно-правовая база внешнеэкономической политики России……………………………………………………..……………….…19
2.2 Цели и принципы внешнеэкономической политики России…………21
Глава 3 Внешне экономическая политика России на современном этапе……...26
3.1 Проблемы внешнеэкономической политики России и пути
их решения ………………………………………………………..…………26
3.2 Основные положения внешнеэкономической стратегии РФ…………30
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы………………………..…………………….48
В
этих целях будет поэтапно формироваться
общее экономическое
Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:
1. Доступ к европейским технологиям и компетенциям;
2. Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
3. Стратегическое партнерство в сфере энергетики;
4. Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;
4. Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.
Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
На обозримую перспективу важное значение будет иметь развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с европейскими государствами, среди которых особое место традиционно занимают наиболее крупные партнеры. Динамика торговли с ними будет определяться как внутренними факторами (темпы экономического роста в отдельных странах), так и изменениями цен на основные экспортно-импортные товары.
Германия. В долгосрочной перспективе развитие российско-германских торгово-экономических отношений будет определяться высоким уровнем активности двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Одновременно усилится технологическая взаимосвязь между двумя странами, базирующаяся на германских инвестициях в Россию, экспорте технологий и технологического оборудования из Германии.
Акцент
в торгово-экономических
Италия будет оставаться важнейшим партнером России как в энергетической сфере, так и в других областях (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации, информационные технологии, производство потребительских товаров). Будет развиваться взаимодействие в производственной кооперации и по линии промышленных округов.
Россия заинтересована в развитии взаимовыгодной торговли и инвестиционных проектов с Великобританией, в том числе в финансовой сфере и энергетике.
Финляндия. Добрососедский характер российско-финляндских отношений будет содействовать дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических связей, которые будут определяться сохранением мощной энергосоставляющей российского экспорта и ростом прямых капиталовложений финских компаний в российский лесной и энергетический комплексы, отрасли потребительского рынка.
Отношения Российской Федерации со странами Центральной и Восточной Европы будут развиваться в условиях восстановления кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширения присутствия российских компаний на рынках этих государств. Сохранится значение этих стран в качестве транзитных территорий для экспорта российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.
Страны Балтии. Этот регион будет оставаться зоной особых экономических интересов России. В качестве отличительной черты отношений России с Литвой, Латвией и Эстонией останется тесное переплетение вопросов внешнеэкономического порядка, прежде всего обеспечения бесперебойного функционирования важной для России транзитной инфраструктуры, с проблемами национальной безопасности страны и защиты прав наших соотечественников.
Другой характерной особенностью региона будет существенная роль приграничного сотрудничества.
3.2.3.Страны Азии (АТР)
Цель внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР – обеспечить отвечающий интересам России и ее экономическому потенциалу уровень торгово-экономических связей и инвестиционного взаимодействия, добиться структурной диверсификации взаимной торговли, прежде всего с быстрорастущими центрами мировой экономики, и географической сбалансированности экономических отношений с партнерами по региону, продолжить активное участие России в основных интеграционных структурах АТР, использовать возможности двустороннего и многостороннего регионального сотрудничества при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока.
Двустороннее
торгово-экономическое
Китай. В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничества за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов, активизации контактов между деловыми сообществами двух стран.
Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик.
Развитие внешнеэкономических связей с Китаем как одним из лидеров мирового экономического роста будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1. Продвижение российской машинно-технической продукции на рынок Китая с акцентом на проекты в сфере энергетического, транспортного машиностроения, поставок оборудования для горно-шахтной промышленности, гражданского авиа- и судостроения;
2. Расширение инвестиционного сотрудничества в области развития инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, производства аграрной продукции, разработки природных ресурсов, создания на территории России мощностей по глубокой переработке древесины и предприятий пищевой промышленности;
3. Углубление сотрудничества в сфере НИОКР и образования;
4. Совершенствование взаимодействия в сфере противодействия теневой экономике и нарушениям прав интеллектуальной собственности.
Индия. Российские несырьевые товары и услуги, включая высокотехнологичную продукцию, традиционно востребованы на индийском рынке. Это создает возможности как для наращивания поставок по сложившейся номенклатуре экспорта, так и для диверсификации структуры товарооборота. Основными целями являются расширение доступа России на индийские рынки сбыта и совместная разработка технологий в отдельных областях.
Приоритетными направлениями в развитии российско-индийского сотрудничества будут:
1. Расширение сотрудничества российских компаний с индийскими партнерами в разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на территориях обеих стран;
2. Сооружение и модернизация энергетических объектов на территории Индии, расширение сотрудничества в секторе атомной энергетики;
3. Углубление взаимодействия российских и индийских организаций в формировании международного транспортного коридора «Север-Юг», создание совместных терминально-логистических центров на этом направлении, участие российских организаций в обустройстве внутренних водных путей Индии;
4. Создание в рамках Комплексной долгосрочной программы научно-технического сотрудничества между Россией и Индией совместных центров: по передаче технологий, цветным металлам, биомедицинским технологиям, ускорителям и лазерам, совместная разработка многоцелевого гражданского самолета.
Япония. В рамках двустороннего сотрудничества наибольший интерес представляет кооперация в энергообеспечении и энергосбережении, машиностроении, нано- и биотехнологиях и других сферах, где Япония является мировым лидером. Акцент будет сделан на привлечении японских инвестиций в производство автомобилей, автокомпонентов и дорожно-строительной техники, а также на привлечении услуг менеджмента в логистические и инфраструктурные проекты. Рынок Японии имеет перспективы с точки зрения поставок сырьевых товаров, включая углеводороды, цветные и редкие металлы, а также отвечающих передовому уровню технологий и высокотехнологичных товаров российского производства.
В перспективе Республика Корея может стать источником крупных капиталовложений в экономику России, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего в сибирский и дальневосточный регионы, современной техники и технологий. В свою очередь, Республика Корея нуждается в получении из России в значительных объемах сырья и полуфабрикатов.
В отношении Монголии и Вьетнама, основы экономик которых были созданы с участием бывшего СССР и которые традиционно были ориентированы на развитие сотрудничества с Россией, приоритетными направлениями взаимодействия будут: модернизация совместных предприятий с инвестициями из России; участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности.
Быстроразвивающиеся страны Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд и другие) представляют интерес для России в области реализации крупных инфраструктурных проектов, а также в создании региональной энергетической системы. Имеются перспективы взаимодействия в сфере добычи полезных ископаемых, сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, атомной энергетике, рыболовстве.
Многостороннее сотрудничество. Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Россия рассматривает АТЭС прежде всего как уникальный механизм экономической интеграции стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и будет использовать членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Будет активизирована работа в структурах форума АТЭС и осуществлено проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.
Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Главная цель России в отношениях
с Ассоциацией стран Юго-
3.2.4. Страны Северной Америки
Соединенные
Штаты Америки следует
Американский рынок представляет значительный интерес для российских компаний как с точки зрения продаж российских товаров и услуг, так и приобретения зарубежных активов в реальном секторе, освоения передовых технологий и бизнес-компетенций.
Поступательное развитие двустороннего экономического сотрудничества сдерживается сохраняющимися в США препятствиями и дискриминационными ограничениями (поправка Джексона-Вэника, жесткий экспортный контроль США в отношении поставок технологий в Россию, антидемпинговые меры и др.). Ликвидация или снижение данных барьеров будет достигаться путем использования различных форм межправительственного экономического диалога, поощрением долговременных кооперационных связей компаний обеих стран.
Информация о работе Особенности внешнеэкономической политики России на современном этапе