Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.
Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
– рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;
– исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах ……………………………………….…………….5
1.1. Сущность, цели создания особых экономических зон и их место
в мирохозяйственных связях ……………………………………….....……….……... 5
1.2. Виды особых экономических зон ……………………………..…………….7
Глава 2. Особые экономические зоны в России ……………….………………….…15
2.1. Создание особых экономических зон в России ………………….…………15
2.2. Условия для иностранных инвесторов в ОЭЗ ………………………………22
2.3. Особые экономические зоны и ВТО ………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список источников и литературы……….…………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Монахова тэо.docx

— 270.97 Кб (Скачать документ)

 

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Е.Р. ДАШКОВОЙ»

 

 

«Допущен к защите»

заведующий  кафедрой

таможенного дела

 

А.К. Пиманов

 

«       » января 2014 г.

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Торгово-экономические отношения  России

в современных  условиях»

 

Тема: «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ»

 

Направление подготовки (специальность) 036401.65 «Таможенное  дело»

 

 

 

Студент гр. ТД з 10-1:

Монахова Екатерина Александровна

 

Руководитель:

кандидат  экономических наук

доцент  Прудникова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………...

3

Глава 1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах ……………………………………….……………...

 

5

1.1. Сущность, цели  создания особых экономических  зон и их место 

в мирохозяйственных  связях ……………………………………….....……….……...

 

5

1.2. Виды особых  экономических зон ……………………………..…………….

7

Глава 2. Особые экономические зоны в России ……………….………………….…

15

2.1. Создание особых  экономических зон в России  ………………….…………

15

2.2. Условия для иностранных инвесторов в ОЭЗ ………………………………

22

2.3. Особые экономические  зоны и ВТО ………………………………………..

26

Заключение……………………………………………………………………………...

30

Список источников и литературы……….…………………………………………….

32


 

 

 

 

Введение

 

 

 

Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в частности, возможно в  случае ведения государственной  политики, направленной, на создание благоприятных  условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности  отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства  невозможно обойтись без использования  общепринятых и доказавших свою эффективность  инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее  финансирование производства, предоставления определенного «пакета» льгот и  привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении российской продукции на внешние рынки. Вышеназванное является основным инструментарием особых экономических зон (далее – ОЭЗ или СЭЗ).

Преимущество таких  зон заключается в возможности  создания в них особых условий  в административно-правовой, финансово-правовой и других сферах, открывающих новые  перспективы, в том числе и  для инвестиционной деятельности Российской Федерации. Формирование ОЭЗ представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного экономического сотрудничества России. Создавая ОЭЗ, государство ставит перед собой задачу развития отдельных территорий с помощью стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов.

Регулирование создания и функционирования ОЭЗ, существовавший до 2005 года, не в полной мере обеспечивало надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Необходимая для этого  нормативная база представлена в  Федеральном законе от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации». Современная  регламентация деятельности хозяйственных  агентов в свободных экономических  зонах предусматривает особый правовой механизм совершения таможенных операций, лицензирования, банковской деятельности, регулирования имущественных и залоговых отношений и т.д.

Правила функционирования ОЭЗ включают в себя законодательно установленный преференциальный режим  по трем ключевым для бизнеса направлениям: государственное финансирование инфраструктуры, налоговые и таможенные льготы, снижение административных барьеров. Именно сочетание  этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов.

Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое  изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических  зон в Российской Федерации.

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

– рассмотрение теоретических  аспектов изучаемой проблемы, раскрытие  сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;

– исследование состояния  и разработанности правового  регулирования особых экономических  зон;

– рассмотрение условий  хозяйственной деятельности для  иностранных инвесторов.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых по отдельным аспектам предмета исследования, также использовались материалы специализированных периодических изданий, других средствах массовой информации, в том числе сети Интернет.

 

1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон

в национальных хозяйствах

1.1. Сущность, цели создания особых экономических зон и их место

в мирохозяйственных  связях

 

 

 

Особые (свободные, специальные) экономические зоны второй половины XX века становятся неотъемлемой частью международных экономических  отношений. Для мировых хозяйственных  связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного  экономического роста за счет активизации  международного товарооборота, мобилизации  инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.1

С момента подписания в 1973 году Киотской конвенции, которая  определила свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами  таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало  несколько тысяч разного рода особых экономических зон. Международные  корпорации в поисках льготных условий  для своей деятельности рассматривают  особые экономические зоны как благоприятные  территории, где можно получить большую  прибыль. Крупнейшие транснациональные  корпорации считают организацию  собственного производства в особых экономических зонах одним из важных направлений своей деятельности.

Свободные экономические  зоны представляют собой часть национального  экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая  зона – это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Особая, свободная  или специальная экономическая  зона – ограниченная территория с  особым юридическим статусом по отношению  к остальной территории и льготными  экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.2

Целью создания особых зон экономики являлось желание  привлечь вложение капитала, дать толчок к развитию экспортного направления  в производстве, развить экономику  и науку страны. К середине 2008 года в России уже были созданы  семь ОЭЗ: три туристических, четыре инновационные, две промышленные. В  процессе создания находились портовые зоны. Участие в проектах к этому  времени приняли семьдесят четыре компании (в том числе и иностранный  капитал): пятьдесят восемь резидентов инновационных зон, шестнадцать  промышленно-производственных. Сорок  резидентов ожидали своей очереди.

Создаваемой ОЭЗ  государство обеспечивало льготный процесс взимания налогов, таможенные льготы. Но основным фактором стало  то, что инфраструктура финансировалась  за счет государственных средств, уменьшалось  количество посредников при оказании государственных услуг (так называемый механизм одного окна). Параллельно  шла доработка правовых аспектов образования и деятельности ОЭЗ. База нормативно-правовых документов в основном была сформирована за первые два с половиной года. Кроме  заглавного Федерального закона в нее  вошли около пятидесяти документов, регламентирующих разные аспекты выполнения Закона. Особые экономические зоны можно рассматривать как механизм развития высокотехнологических секторов промышленности, диверсифицированности экономики в целом. ОЭЗ должны развиваться параллельно с другими инструментами экономики (госкорпорация, венчурная компания и прочие), не утрачивая своей самостоятельности. Таким образом, ОЭЗ в отличие от СЭЗ – экономический инструмент, опирающийся на солидную юридическую базу, функционирующий не только за счет комплекса льгот, но, в первую очередь, за счет партнерских отношений и совместного инвестирования частиков и государства.

Механизм создания ОЭЗ и управления ими был отточен  с учетом всех нюансов. Управляющая  система ОЭЗ представляла собой  рациональную схему с четко очерченными  сферами ответственности каждого  звена и отсутствием дублирующих  звеньев. Все это позволило руководителю РосОЭЗ утверждать, что проект по созданию ОЭЗ удался и доказал свою жизнеспособность. Это заявление подтверждалось и словами Президента, и широким участием в проекте частного капитала.3

Эффективность ОЭЗ  – гарантия их долговременности. Они  должны остаться одним из действенных  механизмов и через десять-пятнадцать лет. Причем, развитие пойдет уже не только на федеральном, но, что существенно, и на региональном уровне с учетом наработанного в процессе создания первых ОЭЗ опыта. В настоящее  время ОЭЗ продолжают развиваться  и активно создаются регионами. Вместе с тем, некоторые ОЭЗ были закрыты, так как интереса для  инвесторов не вызвали.

В связи с этим последний правительственный проект постановления, касающийся ОЭЗ, будет  обязывать регионы предоставлять  подтвержденные планы целесообразности создания зоны, списки инвесторов, резидентов и прогноз развития перед созданием  ОЭЗ. Это с одной стороны несколько  усложняет процесс создания ОЭЗ, с другой – дает большую гарантию ее благополучного развития.

1.2. Виды особых экономических зон

 

 

 

Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда  и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной  жизни – процесс формирования всемировой системы взаимоотношений между элементами мирового хозяйства, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве, расширение международных потоков капитала в форме прямых инвестиций, слияние предприятий разных стран, развитие системы международного порядка, возникновение глобальных систем транспорта и коммуникаций.4

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность  более эффективного использования  географических и иных преимуществ  определенных территорий привели к  созданию во многих странах свободных или особых экономических зон в различных формах. В настоящее время особые экономические зоны превратились в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства, и являются одним из важных путей привлечения иностранных капиталов.

По российскому  законодательству «Особые экономические  зоны – это территории, которые  наделены особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения  российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.5

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно‐курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции расширение транспортно‐логистической системы.

В мире насчитывается  около 30 видов ОЭЗ: от беспошлинных зон и свободных портов до зон  свободного предпринимательства, оффшорных  центров и технополисов.6 ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям:

1) Зона свободной  торговли (ЗСТ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

2) Промышленно-производственная  зона (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

3) Технико-внедренческая  зона (ТВЗ) – территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

4) Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) – территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность – создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

5) Сервисная зона  – территория с льготным режимом  для фирм, занятых оказанием финансовых  и нефинансовых услуг (экспортно-импортными  операциями, операциями с недвижимостью,  перевозками)

6) Комплексные зоны. Представляют собой зоны с  льготным режимом хозяйственной  деятельности на территории отдельного  административного района. Это –  зоны свободного предпринимательства  в Западной Европе, Канаде, сформированные  в депрессивных районах, специальные  экономические зоны в Китае,  территории особого режима в  Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику:

1) Зоны, интегрированные  в национальную экономику, ориентированные  на развитие связей с отраслями  национальной экономики, не входящими  в зону, и помогающие решать  проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня  производства, повышение качества  продукции, удовлетворение внутренних  потребностей.

Информация о работе Особые экономические зоны России