Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.
Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
– рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;
– исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон;
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах ……………………………………….…………….5
1.1. Сущность, цели создания особых экономических зон и их место
в мирохозяйственных связях ……………………………………….....……….……... 5
1.2. Виды особых экономических зон ……………………………..…………….7
Глава 2. Особые экономические зоны в России ……………….………………….…15
2.1. Создание особых экономических зон в России ………………….…………15
2.2. Условия для иностранных инвесторов в ОЭЗ ………………………………22
2.3. Особые экономические зоны и ВТО ………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список источников и литературы……….…………………………………………….32
1) промышленно-производственные
особые экономические зоны –
с целью размещения объектов
производственного назначения
2) технико-внедренческие
особые экономические зоны –
с целью создания и
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство. В ведении ОАО «ОЭЗ» находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны. У компании есть две основные цели:
ОАО «ОЭЗ», накопив уникальный для России опыт в этой сфере, в ведении которой находятся 25 действующих и вновь создаваемых особых экономических зон России. Из них 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 14 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.
Первые и наиболее
успешно функционирующие
На территории ОЭЗ
могут работать как так называемые
резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых
распространяются особенности
Процесс создания ОЭЗ в России следующий. Субъект Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на которых планируется создание ОЭЗ, подает в правительство заявку о создании ОЭЗ. Отбор заявок проводится правительством на основе конкурса. На момент принятия решения правительством о создании зоны земельные участки, образующие ее территорию, и объекты, расположенные на ее территории, не должны находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических лиц, т.е. речь идет о привлечении инвестиций в новые объекты. При принятии решения о создании ОЭЗ Правительство Российской Федерации и субъект подписывают соглашение, в котором четко указывают обязательства федеральных и региональных властей по срокам и объемам инвестиций в инфраструктуру. Предусматриваются следующие особенности налогообложения резидентов ОЭЗ. Для резидентов промышленно-производственных зон в отношении налога на прибыль предусмотрены:
– ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
– особый порядок начисления амортизации по основным средствам (так называемую ускоренную амортизацию с коэффициентом 2);
– снятие 30-процентного ограничения, связанного с переносом убытков, полученных в одном налоговом периоде, на последующие налоговые периоды.
Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (на 14% с сохранением принципа регрессивности). На федеральном уровне планируется закрепить освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ. Рассматриваемый закон упразднил ранее созданные в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской и Магаданской, деятельность которых регулируется отдельными законами. Механизм функционирования остальных не был оформлен законодательно. Иными словами, права предпринимателей не гарантировались государством. Теперь правовой вакуум заполнен. В этом принципиальное отличие новых ОЭЗ.
На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), а российские товары – на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин.
По предварительным оценкам, общее снижение издержек резидентов ОЭЗ может достигать почти 30%. Только путем снижения административных барьеров издержки на реализацию проектов в ОЭЗ могут быть понижены на 5–7% в промышленно-производственных и на 3–5% в технико-внедренческих ОЭЗ. Это будет достигнуто путем применения принципа «одного окна», когда по всем вопросам, связанным с деятельностью в ОЭЗ, инвестор (предприниматель) взаимодействует с возможно меньшим числом органов власти.
Реализация этого принципа будет осуществлена путем делегирования ряда полномочий Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами. Строительство инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней позволит снизить издержки резидентов на 8–12%, а концентрация производства избежать дополнительных расходов в размере 3–7% от стоимости инвестиционных проектов.13
Однако помимо льгот и преференций для ОЭЗ существуют определенные ограничения и требования:
– промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие – не более 2 кв. км;
– ОЭЗ создаются только
на земельных участках, находящихся в
государственной и муниципальной собственности;
они не могут быть расположены на территории
нескольких муниципальных образований
и не должны включать в себя полностью
территорию административно-
– срок существования ОЭЗ – 20 лет, и он продлению не подлежит;
– на территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
– резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;
– в число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.
Россия в лице уполномоченных государственных органов уже подписала ряд важных международных документов, направленных на установление и развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества в сфере ОЭЗ, в частности, меморандумы о взаимопонимании, сотрудничестве и обмене информацией с UNIDO – специальное подразделение при ООН – Организация по промышленному развитию, Министерством коммерции Китайской Народной Республики, Комитетом по развитию международной торговли Республики Сингапур, Корейским агентством по содействию торговле и инвестициям (КОТРА), Министерством промышленности и торговли Чешской Республики.14 Россия сегодня является полноценным участником Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Россией, с одной стороны, и Европейским Союзом (его государствами-членами), с другой стороны, подписанное на острове Корфу 24.06.1994, ратифицированное Российской Федерацией в 1996 году.15 Данное соглашение можно охарактеризовать как своеобразную школу по применению правил международной торговли ВТО, поскольку участвующие в этом соглашении государства обязались применять нормы ГАТТ/ВТО16 независимо от того, являются ли они членами ВТО или нет.17 С целью устранения некоторых законодательных пробелов, в частности касающиеся применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны заключено на уровне Таможенного союза трех стран: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан – Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Государство, принимающее иностранные капиталовложения, не всегда может гарантировать им надлежащую защиту, поэтому иностранный инвестор часто прибегает к использованию общепризнанных международных механизмов защиты своих интересов. Одним из таких механизмов является страхование иностранных инвестиций. Применительно к странам-участникам особое значение в данной связи придается Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанной в Сеуле 11.10.1985 и ратифицированной Россией в 1992 году. Благодаря указанной Конвенции система государственного и частного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций, что выражается, в частности, в создании МИГА.
Таким образом, мы можем констатировать наличие в России длительного периода правового становления современного законодательства в отношении функционирования ОЭЗ. Проведенный анализ правового поля позволяет создать на настоящий момент принципиально новую целостную систему нормативных источников, базирующихся на основных нормах и принципах международного права, и регулирующие основные вопросы создания и функционирования ОЭЗ.
Создавая ОЭЗ, многие, в
первую очередь, развивающиеся страны
рассчитывали с их помощью привлечь
иностранные инвестиции. Правовой режим
и условия хозяйственной
Зарегистрированные в ОЭЗ предприятия с иностранными инвестициями пользуются многочисленными льготами: они не платят налоги на репатриируемые прибыли, им предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, им предоставляются льготы по импорту и экспорту товаров и услуг, и им предоставляются возможность использования более гибких правил регулирования в области занятости. Некоторые предприятия, действующие в приоритетных отраслях, могут по решению администрации зоны получить дополнительные льготы.
В мировой практике в качестве наиболее популярных методов стимулирования деятельности в ОЭЗ применяются три основных рычага реализации налоговой политики. Льготы, предоставляемые действующим в ОЭЗ предприятиям, можно разделить на три большие группы (рисунок 3).
1) Налоговые льготы: «налоговые каникулы», пониженные налоговые ставки, льготные условия расчета налоговой базы или отдельных ее компонентов, налоговый кредит. Наиболее типичными налоговыми льготами в действующих ОЭЗ являются освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприятие облагается налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налогов, выплачиваемых в бюджеты всех уровней, не должна превышать 25% дохода предприятия. Это условие должно соблюдаться в любом периоде деятельности ОЭЗ.
2) Финансовые льготы: предоставление прямых и косвенных государственных субсидий в различных формах, в том числе через систему низких цен на коммунальные услуги и оплату аренды, бюджетные дотации, обеспечение инвесторов средствами инфраструктуры.
3) Административные льготы: упрощение регистрации предприятий и таможенных процедур, льготный визовый режим для иностранных специалистов, различные формы содействия бизнесу.
|
Рис.2. Основные рычаги реализации налоговой политики в ОЭЗ
В последнее время во многих странах наблюдается тенденция к усилению роли различных косвенных мер регулирования деятельности ОЭЗ при одновременном уменьшении роли мер прямого регулирования и государственного участия, в том числе бюджетного финансирования, предоставления субсидий, безвозмездных кредитов и т.д.
ОЭЗ Российской Федерации – это масштабный федеральный проект по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий. Государство создает благоприятные условия для инвесторов за счет предоставления налоговых, таможенных и административных преференций. Следуя за интересами инвесторов, государство за счет бюджетных средств строит в особых экономических зонах инновационную, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. ОЭЗ предоставляют компаниям возможность использовать все инвестиционные преимущества России, минуя при этом проблемы, такие как: нерыночные факторы влияния на бизнес и неэффективное администрирование.
Инвестиции в особые экономические зоны – это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года), растущей потребительской активностью одного из самых емких рынков планеты (численность населения России составляет 141 млн. человек, а вместе с сопредельными государствами – 281 млн. человек) и третьими в мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).
Россия обладает
внушительными трудовыми
Выгодное географическое
положение России, развитая транспортная
инфраструктура и включенность в
систему международных
Вызовы России, связанные с недостаточно высокими темпами модернизации промышленности и обновления инфраструктуры, являются стратегическими возможностями для инвесторов особых экономических зон. Локализация высокотехнологичной продукции в условиях льготного налогового и таможенного режима открывает перед инвесторами ОЭЗ емкий российский рынок, испытывающий дефицит качественной и доступной промышленной продукции местного производства.