Особые экономические зоны России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.
Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:
– рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;
– исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость, роль и значение особых экономических зон в национальных хозяйствах ……………………………………….…………….5
1.1. Сущность, цели создания особых экономических зон и их место
в мирохозяйственных связях ……………………………………….....……….……... 5
1.2. Виды особых экономических зон ……………………………..…………….7
Глава 2. Особые экономические зоны в России ……………….………………….…15
2.1. Создание особых экономических зон в России ………………….…………15
2.2. Условия для иностранных инвесторов в ОЭЗ ………………………………22
2.3. Особые экономические зоны и ВТО ………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………...30
Список источников и литературы……….…………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

Монахова тэо.docx

— 270.97 Кб (Скачать документ)

Особые экономические  зоны обладают уникальным свойством  – они убирают административные барьеры, ограждают инвесторов от коррупции, обеспечивают инвесторам прямой доступ к преимуществам российской экономики  и преобразуют вызовы, перед которыми стоит Россия, в предпосылки серьезного коммерческого успеха. Компании Yokohama, Isuzu, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Sollers оценили потенциал российских ОЭЗ и успешно ведут в них свой бизнес.

На территории ОЭЗ действует  особый режим осуществления предприни-мательской деятельности (рисунок 4):

– упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

– льготный налоговый режим;

– особый таможенный режим;

– пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

– упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.

– инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;

– система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

Итак, инвесторы  российских особых экономических зон  освобождаются от налога на землю, имущество  и транспорт сроком на 5 и более  лет. Есть опция по снижению налога на прибыль. Для резидентов инновационных  экономических зон предусмотрено  сокращение ставки единого социального  налога. Все инвесторы имеют правовые гарантии, которые защищают их от возможных  неблагоприятных изменений в  налоговом законодательстве. Также  существуют льготные арендные ставки на землю и офисные помещения. Инвесторы имеют право выкупа земельного участка под возведенными ими объектами капитального строительства. Налоговые преференции для инвестора  ОЭЗ предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях.

На территориях  особых экономических зона действует  режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары размещаются и используются в  ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. А российские товары размещаются  и используются на условиях, применяемых  к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Кроме того, в ОЭЗ формируется  режим дружественного администрирования, включающий предоставление услуг в  режиме «одного окна». В работе системы  «одного окна» задействованы  федеральные и региональные органы исполнительной власти, оказывающие  наиболее востребованные инвесторам ОЭЗ  услуги.

Таким образом, основываясь  на вышеизложенном, сделаем следующие выводы. Мировой опыт развития международных экономических отношений нельзя представить без функционирования СЭЗ − части государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю. В мировой практике СЭЗ − это уникальная мастерская по формированию и производству тех экономических отношений, которые изначально отсутствуют в стране. Именно в СЭЗ эти отношения подлежат разработке и апробации и, если они показывают свою эффективность, то они могут быть перенесены на всю страну.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сделать вывод, что в странах с различным  уровнем экономического развития используются разные формы СЭЗ. Для стран с развитой характерны беспошлинные зоны свободной торговли в морских портах, свободные аэропорты, финансово-банковские центры, оффшорные и технико-внедренческие зоны. В странах с переходной и развивающейся экономикой большое развитие получил экспортно-производственный тип зон, поскольку наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи и получить свободно конвертируемую валюту, необходимую им для развития мирохозяйственных связей и решения внутренних специальных экономических, технических, технологических и иных задач.

 

3. Особые  экономические зоны и ВТО

 

 

 

Для развития экономики  России большое значение имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). Это инструмент диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей хозяйства  и т.д. На территории особых экономических  зон действует и особый режим  предпринимательской деятельности, предусматривающий преимущества для  инвесторов. Минэкономразвития определяет ключевые аспекты развития особых экономических зон, включая их нормативно-правовое регулирование. 24 из действующих в стране ОЭЗ находятся в ведении управляющей компании ОАО «ОЭЗ».

23 августа 2012 Российская Федерация официально вступила во Всемирную Торговую Организацию (далее – ВТО).

В соглашениях ВТО  нет прямых указаний на системы льгот  и стимулов в особых экономических  зонах. Однако международные эксперты сформулировали однозначный вывод: многие положения соглашений ВТО напрямую затрагивают системы льгот и стимулов, действующих в ОЭЗ, и делают их нелегитимными. То есть незаконными и запрещенными для использования в странах-членах ВТО. Данный вывод сделан по результатам масштабного сравнительного исследования опыта функционирования ОЭЗ в различных странах мира.

Целый ряд льгот, преференций и стимулов, которые  предоставляются резидентам ОЭЗ, полностью  или частично попадают в список запрещенных  или спорных мер поддержки.18

Само определение  запрещенных мер трактуется довольно широко и расплывчато. «Запрещенные субсидии – это меры, применяемые  в несельскохозяйственных отраслях экономики, которые используются для  поддержки экспорта, по поддержке  замещения импортных товаров  товарами внутреннего производства».

В этом списке: выгодные для экспортеров схемы сохранения валютной выручки; льготные транспортные тарифы для экспортных поставок –  более низкие, чем тарифы на внутренние перевозки; предоставление товаров  и услуг производителям экспортной промышленной продукции на более  выгодных условиях, нежели для производства товаров внутреннего потребления; освобождение от налогов или льготы по налогам и прочим сборам, особые льготы по страхованию в связи  с экспортной деятельностью; экспортные кредиты на льготных условиях и т.п.

Определение так  называемых «спорных» мер поддержки  также довольно расплывчато. Практика показывает, что это дает возможность  опытным консультантам трактовать их гибко, с учетом интересов заказчиков экспертных услуг.

Спорные меры поддержки  не относятся к запрещенным, однако они могут быть запрещены по решению  структуры ВТО, которая называется Комиссией по урегулированию споров (сокращенно – Суд ВТО). Основание  для такого решения – официальная  жалоба потерпевшей стороны. Пока жалобы принимаются только от центрального/федерального правительства государства. Однако по настоянию США и Великобритании ведутся переговоры о том, чтобы  транснациональные корпорации также  получили право напрямую обращаться в Суд ВТО с жалобами на правительство  той или иной страны по поводу «отрицательного  воздействия на международную торговлю» или «нанесения ущерба отрасли в другой стране-члене ВТО».

С этой точки зрения, отмену импортных пошлин и таможенных платежей для резидентов ОЭЗ также  можно рассматривать как запрещенные  экспортные субсидии, которые получают фирмы-поставщики материалов и оборудования для ОЭЗ.

В число запрещенных  субсидий, указывают эксперты, могут  попасть льготные тарифы на коммунальные услуги и льготы по арендным платежам. Не согласуются с правилами ВТО  любые виды регулирования, которые  обеспечивают действующим в ОЭЗ  фирмам преференции при закупке  и использовании сырья, деталей, комплектующих и оборудования местного производства.

В идеале, по правилам ВТО, импортные товары и услуги должны иметь равные условия доступа  на внутренний рынок и равные условия  участия в конкурсах на госзаказы  и госзакупки. По этому вопросу между ведущими рыночными странами нередко возникают серьезные противоречия и конфликты. Наиболее яркий пример тому – закон «Buy American Act» («Покупайте американское»), принятый администрацией США. В других странах и, прежде всего, в Канаде закон был обоснованно расценен как проявление протекционизма, нарушающее принципы и правила ВТО (за исключением случаев, когда это не связано непосредственно со сферой обеспечения обороны и безопасности страны). В данном случае нарушается одно из главных правил: ни в особых экономических зонах, ни за их пределами государство «не должно создавать особые преимущества какой-либо конкретной фирме, отрасли или группе интересов».19

По существу ВТО  – это еще и система регламентации  режима для инвестиций и государственной  экономической политики

Очевидно, что действующие  и новые системы стимулов для  ОЭЗ должны строиться с учётом изменений в «правилах игры», которые связаны со вступлением  страны в ВТО. Вместе с тем, по мнению международных экспертов, отлаженные в пределах ОЭЗ механизмы регламентации  предпринимательской деятельности могут быть полезными для совершенствования  госрегулирования и за их пределами. В связи с этим консультанты Всемирного Банка предлагают: «…используйте режимы, применяемые в ОЭЗ, как инструменты продвижения демонополизации и дерегулирования в сфере телекоммуникаций и в прочих инфраструктурных отраслях. Создавайте систему стимулов с учетом соглашений ВТО. Наилучший путь – устранить любые обязательные требования по экспорту и предоставить любым предприятиям свободный доступ на внутренний рынок с уплатой соответствующих таможенных пошлин».

В плане преобразования в налоговых режимах рекомендуется  использовать процесс создания или изменения режима функционирования зоны как возможность в целом рационализировать системы налоговых стимулов. В идеале это должно привести к гармонизации налогов на резидентов ОЭЗ с налоговой политикой, действующей на общенациональном уровне. Или, по крайней мере, создавать для предприятий зоны налоговый режим, сходный с тем, который действует для наиболее «продвинутых отраслей». Считается предпочтительным, чтобы действующая в стране система налоговых стимулов поддерживала определенные виды деятельности в рамках общенационального налогового кодекса, а не действовала посредством применения специальных законов.

Международные эксперты особо подчёркивают необходимость  упрощения систем регулирования  предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Ключевым аспектом успешного  функционирования ОЭЗ является упрощение  и упорядочение процедур утверждения  инвестиционных проектов, предоставления иностранным гражданам разрешений на работу, отмена обязательных лицензий для импорта и экспорта» и  т.п. Отмечается целесообразность введения так называемых «автоматических» разрешительных процедур, которые строятся по принципу соответствия нескольким основным и  четко сформулированным критериям.

Рекомендуется упростить  процедуры выдачи «второстепенных» (их также называют дополнительными) разрешений – по пользованию землей и зданиями, по труду, охране здоровья и т.д. Считается целесообразным передать такие решения с уровня министерств и ведомств на уровень  управляющих структур на местах –  а таковые рекомендуется создавать  как негосударственные структуры  или государственно-частные партнерства.

В целом, в результате выполнения данных рекомендаций должна значительно снизиться налоговая  и регулятивная нагрузка на бизнес, как в ОЭЗ, так и за их пределами. Вместе с тем, по окончании переходного  периода ОЭЗ фактически утратят  большинство возможностей предоставлять  особые преимущества своим резидентам.

Заключение

 

 

 

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что в настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей СЭЗ предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Под «свободной экономической  зоной» понимается часть национального  экономического пространства, на которой  используются специальные льготы и  стимулы, не применяемые на остальной части территории, – особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. СЭЗ приобретают важное значение в международной хозяйственной деятельности.

Первые зоны свободной  торговли, свободные таможенные зоны (территории) появились, в основном при портах – в Гамбурге, Бремене, Копенгагене, еще в прошлых веках. В этих зонах ввоз и вывоз товаров не облагается таможенными пошлинами. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения, поскольку связаны с обслуживанием не только товара, но и капитала. Технологические зоны – зоны третьего поколения (70–80 гг. XX в.), создаваемые вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, оказывающих финансово-экономические, страховые, и иные услуги. Наиболее распространенными сервисными зонами являются оффшорные зоны и налоговые (вольные) гавани. В них создается благоприятный валютно-финансовый, фискальный режим. Комплексные зоны характеризуются сочетанием характеристик и особенностей других разновидностей СЭЗ, установлением льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Информация о работе Особые экономические зоны России