Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза спирта этилового, алкогольной продукции, а также анализ современной ситуации на российском рынке алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы, связанные с порядком обращения алкогольной продукции и этилового спирта на территории Таможенного союза и с порядком получения акцизных марок, правилами нанесения на них информации о товаре и нанесения акцизных марок, на алкогольную продукцию, подлежащую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации……………………...6
1.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции……………………………………………………………………….....6
1.2. Основные положения Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»………………………………………………………………………...8
1.3. Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…………...14
Глава 2. Особенности российского рынка алкогольной продукции…………17
2.1. Анализ производства и экспорта алкогольной продукции в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.2. Импорт алкогольной продукции в России………………………………...23
2.3. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………
По итогам 2010 года объем легального алкогольного производства составил 235 млн. дал. (декалитров – сокр. дал) и увеличился на 10% относительно 2009 года.[4]
Из всей алкогольной продукции в 2010 году наибольший рост продемонстрировало игристое и столовое вино — 15,3% (22,4 млн. дал) и 14,5% (45,1 млн. дал) соответственно. Из крепкого алкоголя выросло производство только водки на 3,7% — 95,4 млн. дал. Сильнее всех упало производство ЛВИ: выпуск продукции крепостью менее 25 градусов снизился на 37% (3,4 млн. дал), продукции крепостью более 25% — на 42,1% (7,5 млн. дал). Выпуск коньяка в 2010 году также сократился — на 28,8% (9 млн. дал).[5]
Рис. 1.1 Объем производства алкогольной продукции по основным товарным группам за 2010 г., в млн. дал.
Производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2010 г. на 14,2%, во 2 квартале – на 15,1%; однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительного роста» - по итогам января – сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составило около 114,3 млн. дал.
Более трети всего объема российского производства водки и ликеро-водочных изделий приходится на Центральный федеральный округ. В Приволжском федеральном округе производится 21% данной продукции. Доля Южного федерального округа (включая Северо-Кавказский ФО) составляет более 16%. [6]
Рис.1.2 Производство водки и ЛВИ по Федеральным округам России
Регионами с наибольшими объемами производства водки и ликероводочных изделий в 2010 году стали: Московская область, г. Москва, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. Лидирует Московская область, производящая около 20% всей отечественной водки и ликероводочных изделий, в Москве выпускается около 10% данной продукции, производимой в России. Третье место занимает Кабардино-Балкарская Республика, производящая более 9% этой продукции.
Рис. 1.3 Производство водки и ЛВИ по регионам России, в %.
Производство коньяка в 2010 году составило 676 тысяч декалитров, что практически на треть (28,4%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года. За восемь месяцев 2010 года производство коньяка сократилось на 21,6%.
На российском рыке наблюдается постепенное объемное восстановление в производстве низко алкогольной продукции. Если в 1 квартале 2010 падение составило 14,6%, то к концу года уже 11,3%. В целом объем легального производства составил по итогам 2010 г. около 109,7 млн. дал. Объем производства вина и винодельческих изделий в 2010 году возрос на 4% по сравнению с предыдущим годом. В России вино занимает третье место по популярности среди алкогольных напитков после водки и ликероводочных изделий, а также пива. В 2010 году емкость рынка столовых вин оценивалась в 155 млрд. рублей. Около трех четвертей всего объема российского производства виноградных вин приходится на Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский ФО). Центральный федеральный округ занимает 13% производства, на Северо-Западный ФО приходится 9,0%.[7]
Рис. 1.4 Производство вина по Федеральным округам России, в %.
Регионами с наибольшими объемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали: Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около 43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республике выпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье место занимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции.
В отношении потребления алкогольной продукции наблюдается смещение потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие. Кроме этого, произошли изменения и в структуре потребления алкоголя. Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия соотношение между крепким и слабым алкоголем изменялось в пользу легких напитков.
На сегодняшний день наибольшую долю в структуре потребления алкоголя в натуральном выражении занимает пиво – 73%. Второе место по объему потребления среди слабогоалкогольных категорий занимает вино – его доля в объеме всего потребленного алкоголя в 2010 году составляла 8.5%. Основным фактором, формирующим потребительские предпочтения на отечественном винном рынке, остается цена. При этом в 2010 году доля вин отечественного производства в стоимостном выражении сократилась до 45% из-за возросшей конкуренции с вернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продаж отмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых.[8]
Водка в потреблении крепкого алкоголя в натуральном выражении занимает около 95%. Объем рынка водки в 2010 году составил чуть более 200 млн дал. По сравнению с 2009 годом легальный рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражении продажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значения этого показателя за 2009 год.[9]
Что касается экспорта, то на внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртными напитками. Из таблицы 1.4 видно, что большая доля поставок алкогольной продукции приходится на водочные изделия - 27,6 млн. л. Общий объем поставок алкогольной продукции за границу по итогам 2010 года составил 34 млн.л., что на 3,84 млн.л. больше чем в 2009.
Таблица 1.4
«Объем поставок алкогольной продукции за границу в 2009-2010 гг.,
в млн.л.»[10]
Наименование | 2009 год | 2010 год |
Ликеры | 0,39 | 0,49 |
Водка | 26,3 | 27,6 |
Коньяк | 0,47 | 0,25 |
Спиртовые настойки | 2,5 | 4,9 |
Прочие | 0,5 | 0,76 |
ВСЕГО | 30,16 | 34,0 |
В 2009 году предложение российской водки и ликероводочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9%. А в 2010 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции. Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличился на 7%.
Так, в 2010 году произошло постепенное восстановление поставок российской водки за рубеж. Рост экспорта водки составил порядка 7,3%.[11]
Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина. [12]
Рис.1.8 Структура экспорта водки из России по странам
Среди российских поставщиков лидирующие позиции по поставкам водки занимают такие компании, как ЗАО «Веда», ГК « Кристалл», ЗАО «Ливиз», ООО «Оста-Алко», ЗАО «Топаз».[13]
Второе место по объемам поставок российской продукции занимают спиртовые настойки. В 2009 года объем российского экспорта спиртовых настоек увеличился практически в 2 раза, как в натуральном, так и в денежном выражении и составил 4,9 млн. л и 2,9 млн. $ соответственно. Основным поставщиком спиртовых настоек на экспорт является компания ОАО СПИ-РВВК, занимающая 84% рынка.
Что касается ликеров, то в 2010 году их экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, однако по-прежнему останется небольшой долей в структуре российского предложения ликероводочных изделий на внешнем рынке. Основными импортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения.
Россия продолжает оставаться страной неиспользованных возможностей для экспорта крепкой алкогольной продукции (водки и ЛВИ) и спирта.[14] Причины этого:
- огромный собственный рынок потребления крепкого алкоголя и надежда отечественных производителей в будущем захватить с помощью государства долю рынка нелегальной водки и суррогатов крепкого алкоголя;
-доминирование монопродукта на рынке крепкого алкоголя- водки (даже при всем уважении к импортному элитному алкоголю: виски, джину, рому, текиле – их объем не превысит по итогам года 1,5% от рынка легальной водки России; тот же коньяк не превысит 7,7% от рынка легальной водки России по итогам года);
- недостаток денежных средств у абсолютного большинства российских компаний для серьезного выхода на западные рынки и рынки ближнего зарубежья;
- достаточно развитой рынок собственной недорогой качественной водки в странах бывшего Советского Союза и славянских бывших социалистических государствах;
- незаинтересованность государства в продвижении российского алкоголя на западные рынки (отсутствие государственных программ поддержки и продвижения российского алкоголя на мировой рынок);
2.2. Импорт алкогольной продукции в России
В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции.
Отложенные до момента получения лицензий поставки были осуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольной продукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году -2,5%. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена в таблице 1.1.[15]
Таблица 1.1
«Общая динамика импорта всей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.»
Год | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | ∑ |
2008 | 23,8 | 32,4 | 30,9 | 37,2 | 35,2 | 31,8 | 39,8 | 35,5 | 38,4 | 41,9 | 36,3 | 37,0 | 420,2 |
2009 | 13,6 | 20,7 | 26,8 | 26,3 | 23,5 | 23,3 | 24,6 | 26,1 | 30,7 | 35,0 | 36,1 | 36,1 | 322,8 |
2010 | 6,8 | 25,1 | 37,4 | 35,3 | 30,9 | 32,6 | 31,3 | 31,6 | 36,8 | 41,5 | 49,5 | 49,5 | 410,2 |
В категории вин объём импорта составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%.
В 2010 году увеличение объёма заграничных поставок наблюдается практически во всех сегментах рынка вина. Так, рост игристого вина составил 59,8%, вермутов – 41,9%, тихих вин – 20,4%. Отрицательный прирост эксперты зафиксировали только в секторе плодовых вин (-6,9%)
Рис.1.5 Динамика импорта вина в Россию, в млн. л.
Вслед за импортом вин увеличиваются и объёмы поставок других алкогольных напитков. Так, с января по октябрь иностранные компании ввезли в Россию на 26,9% больше крепких спиртных напитков, чем за аналогичный период 2009 года. Итого крепких спиртных напитков за январь-декабрь текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л
Портфель импорта КСН формируется следующим образом:
- наибольшую долю занимает водка 37,1%, ее рост составил 27,1%, по сравнению с 2009 годом;
- виски занимает долю 17,5%, их рост по итогам 2010 года составил 42,8%;
- рост коньяков и бренди был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%. Стоит отметить популярность рома, этот напиток вырос даже по сравнению с 2008 годом на 35,9%, а с 2009 на 42,9% до 3,5 млн.л.
Рис.1.6 Динамика импорта КСН в Россию, в млн. л.
Импорт алкогольного напитка виски в последнее время набирает популярность в РФ. И по итогам 2010 года этого напитка было импортировано более 19 млн. л., заняв долю импорта КСН 17,5%, тем самым обогнав категорию коньяки и бренди. На российский рынок виски попадают в основном из Великобритании, доля 87,4%, а так же из Ирландии, доля 8,2% и из США с долей 3,4%.
Как видно из таблицы 1.2 среди экспортеров вина лидирующую позицию занимает Италия – 22,9 % экспорта, вторую строчку занимает Франция – 17,3 %, третье место принадлежит Испания – 10,6%.
Таблица 1.2
«Доля стран-экспортеров вина на российском рынке за январь-декабрь 2009 и 2010 гг.»[16]
Страна | 2009 год | 2010 год | ||
Кол-во (млн. л) | Доля (%) | Кол-во (млн. л) | Доля (%) | |
Италия | 48,0 | 20,0 | 68,8 | 22,9 |
Франция | 36,8 | 15,3 | 51,9 | 17,3 |
Испания | 21,8 | 9,1 | 31,9 | 10,6 |
Болгария | 33,5 | 13,9 | 31,4 | 10,4 |
Германия | 22,1 | 9,2 | 26,3 | 8,8 |
Молдова | 25,2 | 10,5 | 25,2 | 8,4 |
Украина | 13,0 | 5,4 | 14,3 | 4,8 |
Чили | 11,1 | 4,6 | 14,3 | 4,7 |
Абхазия | 3,7 | 1,5 | 5,6 | 1,8 |
Литва | 2,8 | 1,2 | 5,2 | 1,7 |
Аргентина | 4,9 | 2,0 | 4,3 | 1,4 |
Сербия | 2,7 | 1,1 | 4,0 | 1,3 |
США | 2,4 | 1,0 | 2,5 | 0,8 |
Венгрия | 2,0 | 0,8 | 2,2 | 0,7 |
ЮАР | 1,8 | 0,8 | 1,9 | 0,6 |
ПРОЧИЕ | 8,7 | 3,6 | 11,0 | 3,7 |
ВСЕГО | 240,6 | 100 | 300,8 | 100 |