Порядок перемещения через таможенную границу спирта этилового, алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза спирта этилового, алкогольной продукции, а также анализ современной ситуации на российском рынке алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы, связанные с порядком обращения алкогольной продукции и этилового спирта на территории Таможенного союза и с порядком получения акцизных марок, правилами нанесения на них информации о товаре и нанесения акцизных марок, на алкогольную продукцию, подлежащую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации……………………...6
1.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции……………………………………………………………………….....6
1.2. Основные положения Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»………………………………………………………………………...8
1.3. Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…………...14
Глава 2. Особенности российского рынка алкогольной продукции…………17
2.1. Анализ производства и экспорта алкогольной продукции в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.2. Импорт алкогольной продукции в России………………………………...23
2.3. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

По итогам 2010 года объем легального алкогольного производства составил 235 млн. дал. (декалитров – сокр. дал) и увеличился на 10% относительно 2009 года.[4]

Из всей алкогольной продукции в 2010 году наибольший рост продемонстрировало игристое и столовое вино — 15,3% (22,4 млн. дал) и 14,5% (45,1 млн. дал) соответственно. Из крепкого алкоголя выросло производство только водки на 3,7% — 95,4 млн. дал. Сильнее всех упало производство ЛВИ: выпуск продукции крепостью менее 25 градусов снизился на 37% (3,4 млн. дал), продукции крепостью более 25% — на 42,1% (7,5 млн. дал). Выпуск коньяка в 2010 году также сократился — на 28,8% (9 млн. дал).[5]

 

Рис. 1.1 Объем производства алкогольной продукции по основным товарным группам за 2010 г., в млн. дал.

 

Производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2010 г. на 14,2%, во 2 квартале – на 15,1%; однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительного роста» - по итогам января – сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составило около 114,3 млн. дал.

Более трети всего объема российского производства водки и ликеро-водочных изделий приходится на Центральный федеральный округ. В Приволжском федеральном округе производится 21% данной продукции. Доля Южного федерального округа (включая Северо-Кавказский ФО) составляет более 16%. [6]

Рис.1.2 Производство водки и ЛВИ по Федеральным округам России

 

Регионами с наибольшими объемами производства водки и ликероводочных изделий в 2010 году стали: Московская область, г. Москва, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. Лидирует Московская область, производящая около 20% всей отечественной водки и ликероводочных изделий, в Москве выпускается около 10% данной продукции, производимой в России. Третье место занимает Кабардино-Балкарская Республика, производящая более 9% этой продукции.

 

Рис. 1.3 Производство водки и ЛВИ по регионам России, в %.

 

Производство коньяка в 2010 году составило 676 тысяч декалитров, что практически на треть (28,4%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года. За восемь месяцев 2010 года производство коньяка сократилось на 21,6%.

На российском рыке наблюдается постепенное объемное восстановление в производстве низко алкогольной продукции. Если в 1 квартале 2010 падение составило 14,6%, то к концу года уже 11,3%. В целом объем легального производства составил по итогам 2010 г. около 109,7 млн. дал. Объем производства вина и винодельческих изделий в 2010 году возрос на 4% по сравнению с предыдущим годом. В России вино занимает третье место по популярности среди алкогольных напитков после водки и ликероводочных изделий, а также пива. В 2010 году емкость рынка столовых вин оценивалась в 155 млрд. рублей. Около трех четвертей всего объема российского производства виноградных вин приходится на Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский ФО). Центральный федеральный округ занимает 13% производства, на Северо-Западный ФО приходится 9,0%.[7]

Рис. 1.4 Производство вина по Федеральным округам России, в %.

 

Регионами с наибольшими объемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали: Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около 43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республике выпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье место занимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции.

В отношении потребления алкогольной продукции наблюдается смещение потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие. Кроме этого, произошли изменения и в структуре потребления алкоголя. Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия соотношение между крепким и слабым алкоголем изменялось в пользу легких напитков.

На сегодняшний день наибольшую долю в структуре потребления алкоголя в натуральном выражении занимает пиво – 73%. Второе место по объему потребления среди слабогоалкогольных категорий занимает вино – его доля в объеме всего потребленного алкоголя в 2010 году составляла 8.5%. Основным фактором, формирующим потребительские предпочтения на отечественном винном рынке, остается цена. При этом в 2010 году доля вин отечественного производства в стоимостном выражении сократилась до 45% из-за возросшей конкуренции с вернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продаж отмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых.[8]

Водка в потреблении крепкого алкоголя в натуральном выражении занимает около 95%. Объем рынка водки в 2010 году составил чуть более 200 млн дал. По сравнению с 2009 годом легальный рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражении продажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значения этого показателя за 2009 год.[9]

Что касается экспорта, то на внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртными напитками. Из таблицы 1.4 видно, что большая доля поставок алкогольной продукции приходится на водочные изделия - 27,6 млн. л. Общий объем поставок алкогольной продукции за границу по итогам 2010 года составил 34 млн.л., что на 3,84 млн.л. больше чем в 2009.

Таблица 1.4

«Объем поставок алкогольной продукции за границу в 2009-2010 гг.,

в млн.л.»[10]

Наименование

2009 год

2010 год

Ликеры

0,39

0,49

Водка

26,3

27,6

Коньяк

0,47

0,25

Спиртовые настойки

2,5

4,9

Прочие

0,5

0,76

ВСЕГО

30,16

34,0

 

В 2009 году предложение российской водки и ликероводочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9%. А в 2010 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции. Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличился на 7%.

Так, в 2010 году произошло постепенное восстановление поставок российской водки за рубеж. Рост экспорта водки составил порядка 7,3%.[11]

Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина. [12]

Рис.1.8 Структура экспорта водки из России по странам

Среди российских поставщиков лидирующие позиции по поставкам водки занимают такие компании, как ЗАО «Веда», ГК « Кристалл», ЗАО «Ливиз», ООО «Оста-Алко», ЗАО «Топаз».[13]

Второе место по объемам поставок российской продукции занимают спиртовые настойки. В 2009 года объем российского экспорта спиртовых настоек увеличился практически в 2 раза, как в натуральном, так и в денежном выражении и составил 4,9 млн. л и 2,9 млн. $ соответственно. Основным поставщиком спиртовых настоек на экспорт является компания ОАО СПИ-РВВК, занимающая 84% рынка.

Что касается ликеров, то в 2010 году их экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, однако по-прежнему останется небольшой долей в структуре российского предложения ликероводочных изделий на внешнем рынке. Основными импортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения.

Россия продолжает оставаться страной неиспользованных возможностей для экспорта крепкой алкогольной продукции (водки и ЛВИ) и спирта.[14] Причины этого:

- огромный собственный рынок потребления крепкого алкоголя и надежда отечественных производителей в будущем захватить с помощью государства долю рынка нелегальной водки и суррогатов крепкого алкоголя;
-доминирование монопродукта на рынке крепкого алкоголя- водки (даже при всем уважении к импортному элитному алкоголю: виски, джину, рому, текиле – их объем не превысит по итогам года 1,5% от рынка легальной водки России; тот же коньяк не превысит 7,7% от рынка легальной водки России по итогам года);
- недостаток денежных средств у абсолютного большинства российских компаний для серьезного выхода на западные рынки и рынки ближнего зарубежья;
- достаточно развитой рынок собственной недорогой качественной водки в странах бывшего Советского Союза и славянских бывших социалистических государствах;
- незаинтересованность государства в продвижении российского алкоголя на западные рынки (отсутствие государственных программ поддержки и продвижения российского алкоголя на мировой рынок);

 

2.2. Импорт алкогольной продукции в России

В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции.

Отложенные до момента получения лицензий поставки были осуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольной продукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году -2,5%. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена в таблице 1.1.[15]

 

 

Таблица 1.1

«Общая динамика импорта всей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.»

Год

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

2008

23,8

32,4

30,9

37,2

35,2

31,8

39,8

35,5

38,4

41,9

36,3

37,0

420,2

2009

13,6

20,7

26,8

26,3

23,5

23,3

24,6

26,1

30,7

35,0

36,1

36,1

322,8

2010

6,8

25,1

37,4

35,3

30,9

32,6

31,3

31,6

36,8

41,5

49,5

49,5

410,2

 

В категории вин объём импорта составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%.

В 2010 году увеличение объёма заграничных поставок наблюдается практически во всех сегментах рынка вина. Так, рост игристого вина составил 59,8%, вермутов – 41,9%, тихих вин – 20,4%. Отрицательный прирост эксперты зафиксировали только в секторе плодовых вин (-6,9%)

 

Рис.1.5 Динамика импорта вина в Россию, в млн. л.

Вслед за импортом вин увеличиваются и объёмы поставок других алкогольных напитков. Так, с января по октябрь иностранные компании ввезли в Россию на 26,9% больше крепких спиртных напитков, чем за аналогичный период 2009 года. Итого крепких спиртных напитков за январь-декабрь текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л

Портфель импорта КСН формируется следующим образом:

- наибольшую долю занимает водка 37,1%, ее рост составил 27,1%, по сравнению с 2009 годом;

- виски занимает долю 17,5%, их рост по итогам 2010 года составил 42,8%;

- рост коньяков и бренди был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%. Стоит отметить популярность рома, этот напиток вырос даже по сравнению с 2008 годом на 35,9%, а с 2009 на 42,9% до 3,5 млн.л.

Рис.1.6 Динамика импорта КСН в Россию, в млн. л.

Импорт алкогольного напитка виски в последнее время набирает популярность в РФ. И по итогам 2010 года этого напитка было импортировано более 19 млн. л., заняв долю импорта КСН 17,5%, тем самым обогнав категорию коньяки и бренди. На российский рынок виски попадают в основном из Великобритании, доля 87,4%, а так же из Ирландии, доля 8,2% и из США с долей 3,4%.

Как видно из таблицы 1.2 среди экспортеров вина лидирующую позицию занимает Италия – 22,9 % экспорта, вторую строчку занимает Франция – 17,3 %, третье место принадлежит Испания – 10,6%.

Таблица 1.2

«Доля стран-экспортеров вина на российском рынке за январь-декабрь 2009 и 2010 гг.»[16]

Страна

2009 год

2010 год

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

Италия

48,0

20,0

68,8

22,9

Франция

36,8

15,3

51,9

17,3

Испания

21,8

9,1

31,9

10,6

Болгария

33,5

13,9

31,4

10,4

Германия

22,1

9,2

26,3

8,8

Молдова

25,2

10,5

25,2

8,4

Украина

13,0

5,4

14,3

4,8

Чили

11,1

4,6

14,3

4,7

Абхазия

3,7

1,5

5,6

1,8

Литва

2,8

1,2

5,2

1,7

Аргентина

4,9

2,0

4,3

1,4

Сербия

2,7

1,1

4,0

1,3

США

2,4

1,0

2,5

0,8

Венгрия

2,0

0,8

2,2

0,7

ЮАР

1,8

0,8

1,9

0,6

ПРОЧИЕ

8,7

3,6

11,0

3,7

ВСЕГО

240,6

100

300,8

100

Информация о работе Порядок перемещения через таможенную границу спирта этилового, алкогольной продукции