Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза спирта этилового, алкогольной продукции, а также анализ современной ситуации на российском рынке алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы, связанные с порядком обращения алкогольной продукции и этилового спирта на территории Таможенного союза и с порядком получения акцизных марок, правилами нанесения на них информации о товаре и нанесения акцизных марок, на алкогольную продукцию, подлежащую к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации……………………...6
1.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции……………………………………………………………………….....6
1.2. Основные положения Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»………………………………………………………………………...8
1.3. Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…………...14
Глава 2. Особенности российского рынка алкогольной продукции…………17
2.1. Анализ производства и экспорта алкогольной продукции в Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.2. Импорт алкогольной продукции в России………………………………...23
2.3. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………
В импорте крепкого алкоголя географической структуры относительно 12 месяцев 2009 года наибольший прирост показали в основном все страны, например: Испания 208,7%, Пуэрто-Рико 81,4%, Франция 80,0%, отрицательный результат был зафиксирован у Финляндии 39,3% и у Швеции 22,4%. В целом КСН выросли на 26,9%. Объем экспорта КСН по странам экспортерам представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3
«Доля стран-экспортеров КСН на российском рынке в 2009 и 2010 г.г., в млн.л.»
Страна | 2009 | 2010 | ||
Кол-во (млн. л) | Доля (%) | Кол-во (млн. л) | Доля (%) | |
Украина | 46,7 | 54,2 | 56,3 | 51,5 |
Великобритания | 12,5 | 14,5 | 18,0 | 16,5 |
Армения | 8,3 | 9,6 | 9,8 | 9,0 |
Франция | 3,3 | 3,8 | 5,7 | 5,2 |
Молдова | 2,8 | 3,3 | 3,3 | 3,1 |
Ирландия | 2,0 | 2,3 | 3,1 | 2,9 |
Мексика | 1,8 | 2,1 | 2,3 | 2,1 |
Пуэрто-Рико | 1,2 | 1,4 | 1,8 | 1,7 |
Финляндия | 2,0 | 2,3 | 1,4 | 1,3 |
Беларусь | 0,6 | 0,7 | 1,1 | 1,0 |
США | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
Швеция | 0,8 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
Италия | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
Испания | 0,3 | 0,3 | 0,7 | 0,7 |
Германия | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,5 |
Прочие | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 2,1 |
Всего | 86,2 | 100 | 109,4 | 100 |
Говоря о компаниях - импортерах по итогам января-декабрь 2010 г. лидерами по объемам импорта являются компании Лудинг, International Logistic Systems, Моро, Бакарди Рус и Алианта.
2.3. Основные проблемы, тенденции и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции
Современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции определяются мировой ситуация и общемировые тенденции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка.
На сегодняшний день основными тенденциями российского рынка являются:[17]
1) постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ликероводочных изделий (ЛВИ);
2) восстановление «гармонизации» и баланса рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России;
3) начало формирования рынка российских алкогольных брендов, компаний и предприятий;
4) на водочном рынке - постепенное снижение роли импортной водки и отсутствие синергетического эффекта при размещении иностранного производства водки в России;
5) повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя
6) самое перспективное направление развития алкогольных компаний- создание групп многопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах
7) межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний
8) алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынком легального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает;
9) рост потребления дорогой алкогольной продукции происходит наряду с ростом потребления алкоголя в сегменте дешевой водки, переходящей в нелегальный сегмент;
10) диверсификация бизнеса алкогольных компаний: расширение ассортимента российских производителей (присоединение предприятий по выпуску алкогольной продукции других видов; производство новых алкогольной продукции в рамках своих предприятий);
Несмотря на ряд проводимых сегодня мер по регулированию алкогольного рынка этот сегмент по-прежнему является "проблемной зоной" российской экономики, которую можно охарактеризовать следующим:[18]
1) недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка – 40 – 50%; высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции;
2) наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию с нарушением единого экономического пространства страны;
3) высокая степень предложения и потребления населением суррогатов спиртных напитков;
4) высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка (уход от уплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет);
5)недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность операторов алкогольного рынка.
Последние 5 лет на российском рынке наблюдается относительно стабильная ситуация с точки зрения производства легальной и доли нелегальной продукции, а также проведения государственных реформ в отношении алкогольного рынка. Но 2010 год стал для алкогольного рынка России во многом переломным. Год начался со старта антиалкогольной кампании, главным инструментом реализации которой выступила созданная в 2008 году федеральная служба Росалкогольрегулирование. Была введена минимальная розничная цена на водку, на предприятиях отрасли начались массовые проверки, что привело к приостановке лицензий у целого ряда производителей.
Главная тенденция 2010 года - сокращение в результате мер Росалкогольрегулирования нелегальной водки и ЛВИ в системе легальной розничной торговли.
Заключение
Алкогольная промышленность является одним из самых важных источников поступления доходов в российский бюджет. По итогам 2010 года объем легального алкогольного производства составил 235 млн. дал. (декалитров – сокр. дал) и увеличился на 10% относительно 2009 года. На внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртными напитками. Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина.
Тем не менее, Россия продолжает оставаться страной неиспользованных возможностей для экспорта крепкой алкогольной продукции (водки и ЛВИ) и спирта.
В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции.
Таможенные органы играют основную роль в регулировании данного вопроса, так как именно на них возложен контроль ввоза импортной алкогольной продукции.
Органы государственной власти, в том числе и таможенные органы, имеют широкие полномочия в отношении регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии определенных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, вышеуказанных считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
К обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции предъявляются особые требования, которые четко оговорены в законодательных актах.
Алкогольная продукция за исключением пива и пивных напитков подлежит обязательной маркировке.
Виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за некоторым исключением) подлежат лицензированию.
На сегодняшний день основными тенденциями российского рынка алкогольной продукции являются: постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ликероводочных изделий (ЛВИ); повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя; самое перспективное направление развития алкогольных компаний - создание групп многопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах; алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынком легального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает; диверсификация бизнеса алкогольных компаний. Несмотря на ряд проводимых сегодня мер по регулированию алкогольного рынка этот сегмент по-прежнему является "проблемной зоной" российской экономики.
Следует упомянуть о недопустимо высоком уровне теневого нелегального рынка – 40 – 50%; высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции; наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию с нарушением единого экономического пространства страны; высокую степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка (уход от уплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет); недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность операторов алкогольного рынка.
Решение данных проблем напрямую зависит от политики государства, заключающейся в: усовершенствовании законодательной базы, регулирующей оборот алкогольной продукции и этилового спирта; в установлении жестких мер ограничений, позволяющих «строить» барьеры против поступления на рынки контрафактной и некачественной продукции; в усилении контроля таможенными органами за перемещением продуктов алкогольной промышленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 7 января 1999 года (с изменениями Федерального закона № 218-ФЗ от 19 июля 2011 года)
2. Бикмухаметов Р.А. Импорт алкоголя вышел из кризиса. Экономика и жизнь,2010, №6.
3. Горова Н.А. Градус роста. КоммерсантЪ. Business Guide, 2010, №77.
4. Крадинов В.А. Первые в южной столице. Ваш Капитал юг, 2009, №11.
5. Отчет Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) об итогах производства легальной алкогольной продукции в РФ в 2010 г.
6. Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.
7. Краткий аналитический отчет о состоянии рынка алкогольной продукции в России в 2010 году, по данным компании ILS (International Logistic Systems).
8. Справочник Кто есть кто на алкогольном рынке, 2010,№14.
9. Электронный ресурс. Аналитический отчет: Импорт алкогольной продукции в Россию. http://www.tamognia.ru
10. Электронный ресурс. Отчет Федеральной службы Государственной статистики: Продажа и запасы отдельных видов продукции в 2010 году. http://www.gks.ru
11. Электронный ресурс. Обзор Российского алкогольного рынка в 2010 году. http:/www.alkogol.com
12. Электронный ресурс. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. http://www.tsouz.ru
13. Электронный ресурс. www.customs.ru – Статистика внешней торговли по данным Центральной Акцизной таможни.
2
[1] www.customs.ru – Статистика внешней торговли по данным Центральной Акцизной таможни
[2] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 7 января 1999 года (с изменениями Федерального закона № 218-ФЗ от 19 июля 2011 года)
[3] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» в редакции Федерального закона № 18-ФЗ от 7 января 1999 года (с изменениями Федерального закона № 218-ФЗ от 19 июля 2011 года)
[4] Отчет Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) об итогах производства легальной алкогольной продукции в РФ в 2010 г.
[5] Электронный ресурс. Обзор Российского алкогольного рынка в 2010 году. http:/www.alkogol.com
[6] Горова Н.А. Градус роста. КоммерсантЪ. Business Guide, 2010, №77.
[7] Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.
[8] Краткий аналитический отчет о состоянии рынка алкогольной продукции в России в 2010 году, по данным компании ILS (International Logistic Systems).
[9]
[10] Электронный ресурс. Отчет Федеральной службы Государственной статистики: Продажа и запасы отдельных видов продукции в 2010 году. http://www.gks.ru
[11] Электронный ресурс. Отчет Федеральной службы Государственной статистики: Продажа и запасы отдельных видов продукции в 2010 году. http://www.gks.ru
[12] Справочник Кто есть кто на алкогольном рынке, 2010,№14.
[13] Справочник Кто есть кто на алкогольном рынке, 2010,№14.
[14] Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.
[15] Электронный ресурс. Аналитический отчет: Импорт алкогольной продукции в Россию. http://www.tamognia.ru
[16] Электронный ресурс. Аналитический отчет: Импорт алкогольной продукции в Россию. http://www.tamognia.ru
[17] Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.
[18] Отчет по данным Национального союза участников алкогольного рынка: Основные тенденции развития алкогольного рынка в России.