Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Описание

Под риском понимается деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений

Содержание

Понятие рисков в таможенной деятельности……………………………………………...стр.2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля…………………………………………………………………...стр.4
Внедрение системы управления рисками в таможенных органах……………………….стр.4
Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками……………………………………………………………………………………….стр.8
Прямые меры по минимизации рисков…………………………………………………….стр.14
Заключение…………………………………………………………………………………...стр.17
Список используемой литературы………………………………………………………….стр.19

Работа состоит из  1 файл

риски.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание: 
       

Понятие рисков в таможенной деятельности……………………………………………...стр.2

Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля…………………………………………………………………...стр.4

Внедрение системы  управления рисками в таможенных органах……………………….стр.4

Применение должностными лицами таможенных органов системы  управления рисками……………………………………………………………………………………….стр.8

Прямые меры по минимизации рисков…………………………………………………….стр.14

Заключение…………………………………………………………………………………...стр.17

Список используемой литературы………………………………………………………….стр.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие рисков в таможенной деятельности 
 

Под риском понимается деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного  выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени. 

В таможенных органах  в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие  основные понятия: 

Риск - вероятность  несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. 

Анализ риска - систематическое использование  имеющейся у таможенных органов  информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных  последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. 

Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте. 

Потенциальный риск - это риск, который не проявил  себя, но условия для его возникновения существуют.  

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и  в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.  

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной  степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.  

    Объекты анализа: 

- товары, находящиеся  под таможенным контролем или  выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;  

- транспортные  средства, используемые в международных  перевозках для платной перевозки  лиц либо для платной или  бесплатной промышленной или  коммерческой перевозки товаров;  

- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах; 

- сведения, содержащиеся  в договорах международной купли-продажи  или других видах договоров,  заключенных при совершении внешнеэкономической  сделки, а в случае совершения  односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок; 

- деятельность  лиц, выступающих в качестве, достаточном  в соответствии с гражданским  и (или) таможенным законодательством  Российской Федерации для совершения  юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем; - деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных; 

- результаты  применения форм таможенного  контроля; 

- таможенные  органы.  

Область риска - отдельные сгруппированные объекты  анализа, в отношении которых  требуется применение отдельных  форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение  эффективности качества таможенного администрирования.  

Индикаторы риска - определенные критерии с заданными  заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля. 

Оценка риска - систематическое определение вероятности  возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.  

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на: общероссийский, региональный и зональный.  

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации[3]. 

Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность  совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства при импорте или экспорте товаров и услуг. 

В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение рисков и управление ими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидными проявлениями рисков являются: контрабанда наркотиков; перевозка контрабандных грузов; риск того, что программа работы оперативного подразделения выполняется не в полной мере другие. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 

      Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля 

      1). Внедрение системы  управления рисками в таможенных органах 

       Внедрение системы управления  рисками в таможенной службе  России осуществляется в четыре  этапа, каждый из которых характеризуется  введением в действие новых  нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

     Первый  этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

     Второй этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).

     Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса  РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:

      - систематизация деятельности подразделений  ФТС России по внедрению системы управления рисками;

      - стандартизация оборота документов и информации при применении системы управления рисками;

      - упорядочение проводимой работы  по анализу информации;

      -  выявление причин и фактов  несоблюдения таможенного законодательства;

      - применение мер по повышению  эффективности таможенного контроля;

      - установление механизма взаимодействия структурных подразделений ФТС России, РТУ, таможен по выявлению рисков;

      -  формирование профилей рисков  и системы контроля за их  применением;

       - разработка единообразных методик  анализа информации для определения областей и индикаторов риска;

      - разработка и экспериментальное  внедрение информационно-технического  обеспечения системы управления  рисками в процесс таможенного  оформления и таможенного контроля.

     При этом, в основе мероприятий организационно - правового характера лежали разработка положения об отделе координации и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в положения о подразделениях ФТС России и соответствующие должностные инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:

      - проведение анализа существующих  правовых актов в области таможенного дела на предмет их актуальности при применении системы управления рисками;

      - разработку технологии взаимодействия  таможенных органов всех уровней при применении системы управления рисками;

      - разработку форм доведения профилей  рисков до таможенных органов,  также способы обратной связи (информирование вышестоящих органов о применении соответствующих форм таможенного контроля);

      - оптимизацию существующих и разработку новых методик обработки информации в целях выявления рисков, в том числе с использование новых программных средств;

      - разработку методик оценки эффективности  применяемых форм таможенного контроля.

     Информационно - техническое обеспечение системы  управления рисками строится на:

      - анализе существующих программных  средств на предмет возможности их использования в системе управления рисками;

      - анализе существующих в ЕАИС  ФТС России информационных потоков и данных в целях их использования в системе управления рисками;

      - модернизации существующих, а также  разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;

      - организации сбора, обработке,  рассылке, хранении и анализе  информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.

      Третий  этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:

  1. Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).
  2. Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:

Информация о работе Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками