Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу.
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
2. Рассмотреть правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
3. Раскрыть организационные основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на примере Российской Федерации;
5. Рассмотреть практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
6. Изучить международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
7. Рассмотреть международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков………………………………………………. 5
1.1 Правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………. 11
1.2 Организационные основы международной системы контроля за оборотом наркотических средств……………………………………………. 16
1.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков……………………….. 20
Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………………. 23
2.1 Международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………….. 27
2.2 Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………………………………………. 39
Что касается отчетности, то статья 12 Конвенции является наиболее значимой. В ней сформулированы требования, согласно которым каждая сторона предоставляет Международному комитету по контролю над наркотиками в предусмотренной им форме и в установленном порядке на соответствующих бланках следующую информацию: а) об объеме изъятых веществ, включенных в таблицы №1 и 2 Конвенции, и, когда это известно, об их происхождении; б) о любом веществе, не включенном в таблицы № 1 и 2, которое, по имеющимся данным, использовалось при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, и которое, по мнению стороны, представляет собой достаточно серьезную проблему, заслуживающую внимание Комитета; в) о видах утечки и способах незаконного изготовления веществ.
По состоянию на 1 ноября 2006 года участниками этой Конвенции стали 180 государств, а также Европейский Союз.
На первых этапах своей
деятельности Организация Объединенных
Наций приняла функции
Поиску принципиально
новых путей решения задачи противодействия
незаконному обороту наркотиков
сопутствовали отдельные
Таким актом явилась принятая
30 марта 1961 г. в г. Нью-Йорке Единая
конвенция о наркотических
Конвенция 1961 г. впервые упоминает о необходимости осуществления контроля за веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотических средств. Так, в п. 8 ст. 2 «Вещества, подлежащие контролю» предусмотрено: «Стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы».
Позднее, 21 февраля 1971 г., в
г. Вене принята Конвенция о
Таким образом, на данном этапе развития международно-правовой системы в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков мировое сообщество признало необходимость распространения обязательных мер контроля на источники наркотического сырья - прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.
По мере накопления и анализа
информации о способах и масштабах
изготовления наркотиков с использованием
тех или иных легкодоступных веществ,
а также осознания роли международной
системы контроля за их оборотом в
процессе формирования механизма противодействия
незаконному распространению
Назревшая необходимость создания правовых основ осуществления контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, была реализована с принятием 20 декабря 1988 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 7.
Принятие Конвенции ООН 1988 г. явилось важнейшим этапом формирования правовых основ международного контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Конвенция ООН 1988 г. установила основы для формирования национальных мер контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Определяющее значение в этом смысле имеет ст. 24 Конвенции ООН 1988 г., в соответствии с которой сторона Конвенции может принимать более строгие или суровые меры, чем те, которые предусмотрены Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются целесообразными или необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота контролируемых веществ.
Дальнейшее развитие международной системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, сопряжено с принятием ряда Резолюций КНС ООН, Экономического и Социального Совета ООН, а также Генеральной Ассамблеи ООН.
Перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, формировался МККН на основе анализа порядка 500 веществ, в отношении которых имелась информация об их фактическом или возможном использовании при незаконном изготовлении наркотиков8.
Достаточно важной в процессе
развития международной системы
контроля за оборотом веществ, часто
используемых при незаконном изготовлении
наркотических средств и
1) принять, в случае
отсутствия, и соблюдать необходимые
национальные законы и нормы
для обеспечения строгого
2) в соответствии с
положениями национальных
3) совершенствовать свои
механизмы и процедуры
Таким образом, Резолюция
специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. № S-20/4B,
подведя итог десятилетнего применения
Конвенции ООН 1988 г. и отметив
ее роль в борьбе с незаконным распространением
наркотических средств и
Сотрудничество государств
в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
начиная с последних
Одним из основных направлений деятельности Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, учрежденной ЭКОСОС по Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г., стала координация усилий государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Текущее руководство работой осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). Седьмая сессия Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшаяся 21 - 30 апреля 1998 г., большое внимание уделила работе Центра по международному предупреждению преступности ЮНОДК. Появились новые формы таких явлений, как оборот наркотиков, «отмывание» денег, торговля людьми, терроризм и др. Поскольку организованная преступность приобрела все более изощренный и глобальный характер, Комиссией было признано, что важнейшим элементом в борьбе с этим явлением становится международное сотрудничество. Для совершенствования деятельности в этой сфере Центр создал главное хранилище информации и данных об организованной преступности. Также Центром были подготовлены предложения по проекту оценки основных и вновь формирующихся группировок, причастных к транснациональной организованной преступности, по степени опасности, которую они представляют10.
Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков активно развивается в рамках Интерпола. Как известно, второе - полицейское - управление Организации наряду с другими видами преступности занимается и незаконным оборотом наркотиков. В структуру органов Интерпола, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, также входит Бангкокское бюро, базирующееся в Таиланде. Национальные центральные бюро Интерпола имеют отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В 1975 г. было положено начало тесному сотрудничеству по борьбе с преступностью 12 западноевропейских государств: Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, ФРГ и Франции. Было принято решение о создании группы "TREVI" и проведении регулярных совещаний министров внутренних дел (юстиции), руководителей полиции и органов безопасности для координации борьбы с преступностью. Одной из приоритетных сфер деятельности была определена борьба с незаконным оборотом наркотиков. Сотрудничество в этой сфере стало более тесным после создания в 1995 г. Европола, хотя полноценно организация начала работать позже. Знаковым в деятельности Европола против наркотиков стал период после ноября 1998 г., когда в Страсбурге состоялась многосторонняя конференция на уровне министров внутренних дел "Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией". Конференция была организована Советом Европы по инициативе МВД России. В ее работе приняли участие делегации 33 европейских государств, а также представители ООН, Интерпола, Европейского Союза и Европола. В ходе конференции была подтверждена готовность всех государств - членов Совета Европы укреплять взаимодействие в борьбе с преступностью, в том числе незаконным оборотом наркотиков и оружия, отмыванием доходов от преступной деятельности, а также коррупцией11. Комплексный подход России к проблеме борьбы с преступностью выразился в заключении 6 ноября 2003 г. в Риме Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом. В соответствии с ним Российская Федерация и Европол договорились о сотрудничестве в борьбе с опасными формами транснациональной преступной деятельности, в том числе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В мае 2003 г. в Париже состоялась
конференция, рассмотревшая пути распространения
наркотиков из Центральной Азии в
Европу. В ее работе приняли участие
более 55 стран и организаций. В
ходе конференции был учрежден Парижский
пакт - неформальная организация, которая
объединила государства, испытывающие
воздействие афганской «