Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу.
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
2. Рассмотреть правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
3. Раскрыть организационные основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на примере Российской Федерации;
5. Рассмотреть практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
6. Изучить международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
7. Рассмотреть международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков………………………………………………. 5
1.1 Правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………. 11
1.2 Организационные основы международной системы контроля за оборотом наркотических средств……………………………………………. 16
1.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков……………………….. 20
Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………………. 23
2.1 Международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………….. 27
2.2 Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 72.33 Кб (Скачать документ)

Активную борьбу с транзитом  наркотиков из Афганистана и Пакистана  через свою территорию в конце XX в. начал Иран. Международный совет  ООН по контролю за наркотическими средствами отметил, что более 80% захватов опиума в мире в целом осуществлено иранскими правоохранительными органами, которые в течение последнего десятилетия понесли серьезные потери в войне с хорошо вооруженными наркотическими картелями13.

Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения  и Узбекистан в 2004 г. подписали меморандум о взаимопонимании по региональному  сотрудничеству в области контроля над наркотиками и договорились о создании регионального центра по обмену информацией под названием  Центральноазиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ). 1 ноября 2007 г. началась пилотная фаза деятельности ЦАРИКЦ. Руководство ЦАРИКЦ провело встречи с руководством МВД Республики Казахстан, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Международное сотрудничество  Российской Федерации в сфере  противодействия незаконному обороту  наркотиков

Если говорить, о ситуации сложившейся в России, касаемо незаконного оборота наркотиков, следует отметить ряд важных аспектов, отличающих нашу страну от ряда других государств.

Во-первых важную роль играет огромная территория нашей страны. Это усложняет управление государством в целом, и контроль за незаконным оборотом наркотических средств в частности. На такой большой по площади территории достаточно сложно уследить за незаконной деятельностью по производству и распространению наркотиков, в частности в областях, удаленных от административных центров, хотя наибольшая доля таких преступлений совершается в непосредственной близости от них, конкретнее в Москве и Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Еще одна проблема, связанная с масштабами страны – это большая протяженность таможенной границы, на большой части которой не возможно установить тотальный контроль за ввозом и вывозом товаров.

Еще один аспект, касающийся ввоза наркотических средств в Россию – соседство с множеством государств, являющихся центрами незаконного производства и распространения наркотиков. Это так же не лучшим образом сказывается на ситуации в стране. Во многих из них существуют налаженные каналы переправления наркотических средств в нашу страну, а так же в страны Европы через нее (часть этого транзита так же оседает на территории России).

Не смотря на все сложности, Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В январе 1998 года Российская Федерация присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по программе ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП).

В рамках этого проекта  Россия принимает участие в реализации программ по Центрально-Азиатскому региону.

В 1998 году между Правительством Российской Федерации и Секретариатом  ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в  сфере контроля над наркотиками  и организованной преступностью.

При МВД России в 1998 году создан Центр межведомственного  взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков. С 1999 года в Москве функционирует  офис представительства ЮНДКП в  России и Белоруссии.

В рамках СНГ Россией подписаны  Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 года и Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств  и психотропных веществ 1992 года, которые  оформили механизм взаимодействия в  этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ. Следующим шагом  в развитии сотрудничества на данном направлении стало подписание 30 ноября 2000 года в Минске Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный  совместными усилиями на базе МВД  России.

На базе ЭКЦ МВД России создана центральная коллекция  наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ для государств Содружества. Коллекция содержит более сотни образцов наркотиков и постоянно пополняется новыми образцами, изымаемыми в различных регионах России и стран СНГ.

В ноябре 1997 года на Межпарламентской Ассамблее утвержден для стран  СНГ Рекомендательный законодательный  акт «О борьбе с производством  и незаконным оборотом веществ, находящихся  под контролем, и со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными  веществами». В целях улучшения  взаимодействия, обмена опытом, повышения  профессионального мастерства сотрудников, занимающихся этой спецификой работы в России и странах Содружества, между министерствами внутренних дел  постоянно осуществляется обмен  нормативно-правовыми документами, методической литературой и статистической информацией.

Взаимодействие по линии  борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществляется также с Международной  Организацией Уголовной Полиции  -Интерполом.

Генеральный секретариат  ИНТЕРПОЛа регулярно извещает страны о новых способах транспортировки и сокрытия наркотиков, используемых курьерами, перевалочных базах и пунктах перепродажи. Эти сведения регулярно публикуются интерполом в его специализированных изданиях.

Большое внимание уделяется  осуществлению взаимодействия на двусторонней основе. В настоящее время заключено  свыше 80 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященные сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 57 государствами.

 

Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Наряду с отработкой правовой основы формируется и постоянно  совершенствуется механизм практической реализации антинаркотических мер.

Основой сложившейся системы  международных формирований по контролю за производством движением и потреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН:

1. Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС), определяющая политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками.

Этот орган вправе давать не только предложения руководству  ООН, но и рекомендации отдельным  странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая правовую. В его компетенцию, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию соответствующих международных документов.

2. Международный Комитет  по контролю за наркотическими средствами (МККН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о положении в области контроля над наркотиками.

3. Пpoгpaммa ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в рамках которой ГА ООН ежегодно заслушивает доклад ГС ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

В уставе Организации Объединенных Наций Экономическому и Социальному  Совету было вверено руководство  международными отношениями в экономической, социальной, культурной, образовательной, здравоохранения сферах. Чтобы эффективно выполнить эти функции, Совет образовал различные комиссии. Одна из них — Комиссия по наркотическим средствам была образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОСа № 9 (I).

Комиссия — центральный  орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным  с наркотиками; орган, который анализирует  ситуацию по злоупотреблению наркотическими средствами в мире и разрабатывает  предложения по усилению международного контроля над наркотиками.

В 1991 году, когда аппарат  международного контроля за наркотическими средствами был силен учреждениями ЮНДКП, было решено, что Комиссия должна действовать как правящий орган для ЮНДКП. Комментарии и директивы, принятые на сессиях Комиссии (часто в форме резолюций), оказывают воздействие на политику и действия ЮНДКП.

Одним из важных аспектов деятельности ЮНДКП является установление диалога  с международными финансовыми учреждениями, особенно со Всемирным банком и региональными банками развития, с тем чтобы они, по возможности, учитывали проблему наркотиков в рамках их общей политики в области кредитования и разработки программ.

Следует отметить, что ЮНДКП  принимает участие также в  разработке и осуществлении региональных и субрегиональных программ.

В соответствии с решением генерального секретаря ООН в  январе 1999 года ЮНДКП в качестве структурной единицы вошел в  состав Управления по контролю над  наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН)

Международный комитет по контролю над наркотиками является преемником ряда организаций по контролю над наркотиками, первая из которых была учреждена в соответствии с международными договорами более 60 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст.4 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года, Комитет стремится ограничить «исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение». При выполнении своих обязанностей Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности заинтересованными правительствами14.    Комитет был учрежден Конвенцией 1961 года, а начал функционировать в 1968 году. Комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС. Три члена избираются из списка кандидатов предоставленного Всемирной Организацией Здравоохранения, а десять — из списка, предложенного правительствами. Членами Комитета должны быть лица, которые, «в силу своей компетентности, беспристрастности и незаинтересованности», будут пользоваться общим доверием. Они состоят в своей должности в течение трех лет и могут быть переизбраны. Периодичность сессий определяется самим Комитетом, но не реже двух сессий в каждом календарном году.

В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками  Комитет должен ежегодно предоставлять  доклад о своей работе. В ежегодном  докладе дается анализ положения  в области контроля над наркотиками  во всем мире, с тем чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей Конвенции 1961 года, Конвенции 1972 года и Конвенции 1988 года.

Ежегодный доклад Комитета дополняется подробными техническими докладами. Кроме того, в соответствии с положением ст.12 Конвенции 1988 года Комитет ежегодно направляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении этой статьи. Этот доклад публикуется также в качестве дополнения к ежегодному докладу.

В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота  наркотиков становится сферой внимания многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим принципам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.).

Одним из приоритетных направлении международного сотрудничества является взаимодействие на многосторонней основе в рамках Содружества Независимых Государств.

Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающиеся  связи между правоохранительными  органами позволяют в последние  годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению наркогруппировок, располагающих международными связями.

 

 

 

 

 

2.1 Международные программы  в сфере борьбы с незаконным  оборотом наркотиков

Под эгидой ООН осуществляются международные программы, такие, как  операции «Топаз» и «Пурпур», а  также проект «Призма».

Международная операция «Пурпур», проводимая с 1999 г., была направлена на отслеживание международных поставок перманганата калия, используемого  для незаконного производства кокаина. Операция «Топаз», решение о проведении которой принято в 2001 г., предназначалась  для отслеживания поставок ангидрида  уксусной кислоты, который используется для незаконного производства героина.

Организованные ООН совместно  с компетентными органами различных  государств операции имели ключевое значение в противодействии незаконному  производству кокаина и героина. Так, к примеру, за время проведения операции «Пурпур» объем торговли перманганатом  калия сократился почти в два  раза. Вместе с тем за годы осуществления  операции «Пурпур» и операции «Топаз»  изменились структура и формы  оборота химических веществ. Наркоторговцы  изменили свой образ действий, отчасти  из-за успехов, достигнутых в области  мониторинга химических веществ. В  этой связи на совместном совещании  руководящих комитетов операций «Пурпур» и «Топаз», состоявшемся в  Мексике в октябре 2005 г., дана высокая  оценка результатов, полученных в ходе проведения указанных операций, и  принято решение о начале нового этапа этих операций, объединенных под общим названием проекта  «Сплоченность»15.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков