Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу.
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
2. Рассмотреть правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
3. Раскрыть организационные основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на примере Российской Федерации;
5. Рассмотреть практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
6. Изучить международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
7. Рассмотреть международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков………………………………………………. 5
1.1 Правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………. 11
1.2 Организационные основы международной системы контроля за оборотом наркотических средств……………………………………………. 16
1.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков……………………….. 20
Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………………. 23
2.1 Международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………….. 27
2.2 Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………………………………………. 39
Активную борьбу с транзитом наркотиков из Афганистана и Пакистана через свою территорию в конце XX в. начал Иран. Международный совет ООН по контролю за наркотическими средствами отметил, что более 80% захватов опиума в мире в целом осуществлено иранскими правоохранительными органами, которые в течение последнего десятилетия понесли серьезные потери в войне с хорошо вооруженными наркотическими картелями13.
Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан в 2004 г. подписали меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству в области контроля над наркотиками и договорились о создании регионального центра по обмену информацией под названием Центральноазиатский региональный информационный координационный центр (ЦАРИКЦ). 1 ноября 2007 г. началась пилотная фаза деятельности ЦАРИКЦ. Руководство ЦАРИКЦ провело встречи с руководством МВД Республики Казахстан, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.
Если говорить, о ситуации сложившейся в России, касаемо незаконного оборота наркотиков, следует отметить ряд важных аспектов, отличающих нашу страну от ряда других государств.
Во-первых важную роль играет огромная территория нашей страны. Это усложняет управление государством в целом, и контроль за незаконным оборотом наркотических средств в частности. На такой большой по площади территории достаточно сложно уследить за незаконной деятельностью по производству и распространению наркотиков, в частности в областях, удаленных от административных центров, хотя наибольшая доля таких преступлений совершается в непосредственной близости от них, конкретнее в Москве и Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Еще одна проблема, связанная с масштабами страны – это большая протяженность таможенной границы, на большой части которой не возможно установить тотальный контроль за ввозом и вывозом товаров.
Еще один аспект, касающийся ввоза наркотических средств в Россию – соседство с множеством государств, являющихся центрами незаконного производства и распространения наркотиков. Это так же не лучшим образом сказывается на ситуации в стране. Во многих из них существуют налаженные каналы переправления наркотических средств в нашу страну, а так же в страны Европы через нее (часть этого транзита так же оседает на территории России).
Не смотря на все сложности, Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В январе 1998 года Российская Федерация присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по программе ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП).
В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по Центрально-Азиатскому региону.
В 1998 году между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.
При МВД России в 1998 году
создан Центр межведомственного
взаимодействия в сфере пресечения
незаконного оборота
В рамках СНГ Россией подписаны
Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи
в таможенных делах 1994 года и Соглашение
о сотрудничестве между министерствами
внутренних дел по борьбе с незаконным
оборотом наркотических средств
и психотропных веществ 1992 года, которые
оформили механизм взаимодействия в
этой сфере с органами внутренних
дел стран СНГ. Следующим шагом
в развитии сотрудничества на данном
направлении стало подписание 30
ноября 2000 года в Минске Соглашения
о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых
Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России.
На базе ЭКЦ МВД России создана центральная коллекция наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ для государств Содружества. Коллекция содержит более сотни образцов наркотиков и постоянно пополняется новыми образцами, изымаемыми в различных регионах России и стран СНГ.
В ноябре 1997 года на Межпарламентской
Ассамблее утвержден для стран
СНГ Рекомендательный законодательный
акт «О борьбе с производством
и незаконным оборотом веществ, находящихся
под контролем, и со злоупотреблением
наркотическими средствами и психотропными
веществами». В целях улучшения
взаимодействия, обмена опытом, повышения
профессионального мастерства сотрудников,
занимающихся этой спецификой работы
в России и странах Содружества,
между министерствами внутренних дел
постоянно осуществляется обмен
нормативно-правовыми
Взаимодействие по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществляется также с Международной Организацией Уголовной Полиции -Интерполом.
Генеральный секретариат ИНТЕРПОЛа регулярно извещает страны о новых способах транспортировки и сокрытия наркотиков, используемых курьерами, перевалочных базах и пунктах перепродажи. Эти сведения регулярно публикуются интерполом в его специализированных изданиях.
Большое внимание уделяется осуществлению взаимодействия на двусторонней основе. В настоящее время заключено свыше 80 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященные сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 57 государствами.
Наряду с отработкой правовой основы формируется и постоянно совершенствуется механизм практической реализации антинаркотических мер.
Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством движением и потреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН:
1. Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС), определяющая политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками.
Этот орган вправе давать не только предложения руководству ООН, но и рекомендации отдельным странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая правовую. В его компетенцию, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию соответствующих международных документов.
2. Международный Комитет по контролю за наркотическими средствами (МККН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о положении в области контроля над наркотиками.
3. Пpoгpaммa ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в рамках которой ГА ООН ежегодно заслушивает доклад ГС ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.
В уставе Организации Объединенных Наций Экономическому и Социальному Совету было вверено руководство международными отношениями в экономической, социальной, культурной, образовательной, здравоохранения сферах. Чтобы эффективно выполнить эти функции, Совет образовал различные комиссии. Одна из них — Комиссия по наркотическим средствам была образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОСа № 9 (I).
Комиссия — центральный орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным с наркотиками; орган, который анализирует ситуацию по злоупотреблению наркотическими средствами в мире и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками.
В 1991 году, когда аппарат международного контроля за наркотическими средствами был силен учреждениями ЮНДКП, было решено, что Комиссия должна действовать как правящий орган для ЮНДКП. Комментарии и директивы, принятые на сессиях Комиссии (часто в форме резолюций), оказывают воздействие на политику и действия ЮНДКП.
Одним из важных аспектов деятельности ЮНДКП является установление диалога с международными финансовыми учреждениями, особенно со Всемирным банком и региональными банками развития, с тем чтобы они, по возможности, учитывали проблему наркотиков в рамках их общей политики в области кредитования и разработки программ.
Следует отметить, что ЮНДКП принимает участие также в разработке и осуществлении региональных и субрегиональных программ.
В соответствии с решением генерального секретаря ООН в январе 1999 года ЮНДКП в качестве структурной единицы вошел в состав Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН)
Международный комитет по контролю над наркотиками является преемником ряда организаций по контролю над наркотиками, первая из которых была учреждена в соответствии с международными договорами более 60 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст.4 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года, Комитет стремится ограничить «исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение». При выполнении своих обязанностей Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности заинтересованными правительствами14. Комитет был учрежден Конвенцией 1961 года, а начал функционировать в 1968 году. Комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС. Три члена избираются из списка кандидатов предоставленного Всемирной Организацией Здравоохранения, а десять — из списка, предложенного правительствами. Членами Комитета должны быть лица, которые, «в силу своей компетентности, беспристрастности и незаинтересованности», будут пользоваться общим доверием. Они состоят в своей должности в течение трех лет и могут быть переизбраны. Периодичность сессий определяется самим Комитетом, но не реже двух сессий в каждом календарном году.
В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет должен ежегодно предоставлять доклад о своей работе. В ежегодном докладе дается анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, с тем чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей Конвенции 1961 года, Конвенции 1972 года и Конвенции 1988 года.
Ежегодный доклад Комитета дополняется подробными техническими докладами. Кроме того, в соответствии с положением ст.12 Конвенции 1988 года Комитет ежегодно направляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении этой статьи. Этот доклад публикуется также в качестве дополнения к ежегодному докладу.
В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков становится сферой внимания многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим принципам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.).
Одним из приоритетных направлении международного сотрудничества является взаимодействие на многосторонней основе в рамках Содружества Независимых Государств.
Постоянно совершенствующаяся
нормативно-правовая база международного
сотрудничества и развивающиеся
связи между
Под эгидой ООН осуществляются международные программы, такие, как операции «Топаз» и «Пурпур», а также проект «Призма».
Международная операция «Пурпур», проводимая с 1999 г., была направлена на отслеживание международных поставок перманганата калия, используемого для незаконного производства кокаина. Операция «Топаз», решение о проведении которой принято в 2001 г., предназначалась для отслеживания поставок ангидрида уксусной кислоты, который используется для незаконного производства героина.
Организованные ООН совместно с компетентными органами различных государств операции имели ключевое значение в противодействии незаконному производству кокаина и героина. Так, к примеру, за время проведения операции «Пурпур» объем торговли перманганатом калия сократился почти в два раза. Вместе с тем за годы осуществления операции «Пурпур» и операции «Топаз» изменились структура и формы оборота химических веществ. Наркоторговцы изменили свой образ действий, отчасти из-за успехов, достигнутых в области мониторинга химических веществ. В этой связи на совместном совещании руководящих комитетов операций «Пурпур» и «Топаз», состоявшемся в Мексике в октябре 2005 г., дана высокая оценка результатов, полученных в ходе проведения указанных операций, и принято решение о начале нового этапа этих операций, объединенных под общим названием проекта «Сплоченность»15.