Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Цели таможенной политики……………………………………………....….6
2.Таможенная политика и методы её осуществления…………………..…...12
3.Проект Федеральной Таможенной Службы………………………………..19
4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы………………………………………………………………….....21
Заключение…………………………………………………………………..…26 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.59 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, ПРОЦЕССА, КРИМИНАЛИСТИКИ

 

 

КОНТРОЛЬНО - КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ  ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

НА ТЕМУ:

«Проблемы, тенденции  и перспективы  таможенной политики России».

 

    Выполнил:                                                                 студент гр. 730493

                             (дата)                     (подпись)                 Лякина Э.В.

 

   Научный

   руководитель:                                                            доц. Мартынова И.Г.

                                                               (дата)                                           (подпись)

 

 

Тула 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

1.Цели таможенной политики……………………………………………....….6

2.Таможенная политика  и методы её осуществления…………………..…...12

3.Проект Федеральной Таможенной  Службы………………………………..19

4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы………………………………………………………………….....21

Заключение…………………………………………………………………..…26 Список литературы………………………………………………………….…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная политика  -  часть  внешнеторговой  деятельности  государства, регламентирующая объем, структуру и  условия  экспорта  и  импорта  товаров. Одной  из  форм   проявления   таможенной   политики   является   таможенный протекционизм, усиливающийся в  период  кризисов.  В  этот  период  вводятся высокие таможенные пошлины  на импортные  товары  и,  как  правило,  льготные таможенные пошлины  на экспортную продукцию. В последние  десятилетия  наряду с таможенными  пошлинами широко  применяются  нетарифные  методы  ограничения  импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты. Важнейшая   роль   в   деле   обеспечения   экономических    интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из  базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании   внешнеторгового    оборота     и осуществляя  фискальную  функцию,  таможенная  служба  регулярно   пополняет государственный бюджет и тем  самым   способствует   решению   экономических проблем.

 Путем разумных протекционистских  мер  таможенная  служба   оберегает национальную промышленность. В новых рыночных условиях,  когда российская   экономика   стала   "открытой ",  а государственные границы "  прозрачными  "  или во  многих местах " размытыми ",  гораздо более сложной и масштабной,  чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной  службы  является сфера внешнеэкономической деятельности государства. Государственный таможенный комитет Российской  Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание  таможенной  инфраструктуры,  способной  обеспечить   выполнение главной задачи,  поставленной  перед таможенной службой;

-обеспечение   экономической   основы   суверенитета   и   государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской  Федерации;

- пополнение федерального  бюджета путем взимания пошлин, сборов и  некоторых видов    налогов;

 - участие в осуществлении таможенно-банковского  валютного контроля,  в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей,  причитающихся российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование,    ведение   и   представление   (официальной   публикации) таможенной статистики  внешней торговли России;

-создание правовой  законодательной   базы,  обеспечивающей  деятельность  таможенной службы.

 За  прошедшие   годы   удалось   многое   изменить   в   таможенном законодательстве,  подготовить  и  принять   такие   основополагающие    для таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской  Федерации  и Закон Российской  Федерации о " Таможенном тарифе ". Нормы и положения,  содержащиеся  в  этих  документах,  соответствуют  мировым.   Следовательно,  создана    правовая   основа   для   деятельности российской   таможенной   службы,   выработки    механизмов    осуществления внешнеэкономической   деятельности,    интегрирования   России   в   мировое хозяйство,    ее   участие   в   развитии   международной   производственной  кооперации. Возросла роль  Государственного   таможенного   комитета  России  как ведомства,   активно   участвующего   в   разработке   таможенной   политики Российского  государства.  Внедрение  новых   технологий  взимания  таможенных  платежей,  обеспечение  своевременного  и  правильного   их   начисления, организация контроля  за  их  поступлением в полном  объеме  в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов. С  1994   года   Государственный   таможенный   комитет    практически осуществляет таможенно-банковский  валютный  контроль.   Системой  валютного контроля,  на  основе   информационного   обмена   более   чем   с   тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции  экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели таможенной политики.

Таможенное дело – сфера  деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. В свою очередь, таможенная политика является составной  частью внешней и внутренней политики России и представляет собой систему  мер, применяемых государством с  целью защиты национальной экономики, повышения эффективности внешнеэкономических  связей РФ. В Таможенном кодексе  РФ, в Положении о ГТК России и в других основных документах о  таможенном деле и таможенных органах  определены правовые, экономические  и организационные основы таможенного  дела. В этих документах перед таможенными  органами поставлены следующие экономические  задачи:

  1. Участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики;
  2. Защита в пределах компетенции таможенной службы экономических интересов и экономической безопасности РФ;
  3. Организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;
  4. Обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам;
  5. Прочие задачи.

Процесс организационного становления  таможенной службы РФ, расширения сети таможенных органов, развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры, освоения функций , изначально присущих таможенным службам стран с рыночной экономикой, проходил одновременно с принятием важных законодательных актов РФ. Эти акты непосредственно затронули таможенное дело и влияют на выполнение таможенной службой функций тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны. Создание Указом Президента РФ от 25.10.1991г. российского таможенного ведомства практически совпало с актом оформления распада Советского Союза. Организационное оформление и становление таможенной службы РФ, особенно в течение в 1992-1993гг., осложнялось тем, что наиболее обустроенные и оснащённые таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами РФ, получившей около 13,5 тыс. км так называемых прозрачных границ с бывшими республиками СССР. Начало ускоренному формированию законодательной базы таможенного дела положил Указ Президента РФ от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». В период в 1992-1994гг. были приняты законы РФ «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, имеющих прямое отношение к таможенному делу. Принятие этих законов ознаменовало собою создание правовых основ, обусловивших возможность ускоренного смещения центра тяжести в оперативной деятельности российского таможенного ведомства на ее важнейшие экономические составляющие, а именно:

- наполнения доходной  части федерального бюджета путем  взимания таможенных пошлин, сборов  и налогов;

- осуществление таможенно-банковского валютного контроля;

- формирование, ведение и  предоставление в виде официальных  публикаций таможенной статистики  внешней торговли РФ.

 В настоящее время  таможенная система РФ превратилась  в квалифицированный, действенный  экономический инструмент регулирования  рыночных отношений, деятельность  которого, наряду с защитой экономических  интересов страны, в значительной  мере способствует наполнению федерального бюджета. Динамичное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов. В этой связи развитие таможенной системы и совершенствование ее деятельности, прежде всего, обеспечивалось ростом численного состава таможенной службы и открытием новых таможен. Так. Численность сотрудников таможенной системы увеличилось за несколько лет с 4 до 60 тыс. человек, возросла количество таможен и таможенных постов за счёт создания их внутренней сети. ГТК РФ совместно с рядом других министерств и ведомств участвует в разработке и реализации таможенной политики. ГТК РФ вносит предложения о её совершенствовании, разрабатывает её правовой, экономический и организационный механизмы и обеспечивает претворение этой политики в жизни.1 При этом изучаются и анализируются таможенная политика иностранных государств и организация таможенного дела в этих странах. ГТК России разрабатываются проекты законодательных и иных правовых актов в сфере таможенного дела, а также обеспечивается в пределах его компетенции опубликование наиболее важных правовых актов.

ГТК РФ является ведомством обязательного согласования номенклатуры товаров, вида и уровня ставок при  разработке таможенного тарифа РФ. ГТК РФ участвует в работе Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политики, которая является координационным органом, осуществляющим подготовку для Правительства РФ предложений по мерам регулирования ввоза и вывоза товаров с территории РФ.

Если проанализировать изменения  таможенной политики за несколько столетий, то становятся очевидными её связи  с политикой в других сферах жизни  общества. В разные периоды российской истории различными государственными деятелями перед таможней ставились  различные, часто противоречивые задачи: фискальные, протекционистские и  другие. При этом значимость таможенной политики для  внешней торговли также  изменялось. Так, бывали периоды, когда  из-за приоритета военных, внешнеполитических и других интересов государства  таможенные методы отодвигались на второй план, и таможня становилась орудием  в решении внешнеполитических и  военных проблем. В другое время, наоборот внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения, и  таможенные методы либо стимулировали  развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов  государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, бывали внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни  государства, а также личные качества руководителей таможенных  ведомств.

Таможенная политика- одно из важнейших средств, способствующих активизации инвестиционной деятельности, в том числе путём привлечения иностранных капиталов. К числу необходимых составляющих благоприятного инвестиционного климата относятся стабильная и эффективная работа таможенной службы, включая меры по обеспечению стабильности и предсказуемости таможенного режима, оперативности и простоте таможенного оформления, а также меры, исключающие возникновение технических затруднений в работе таможни.

Действующее таможенное законодательство предусматривает некоторые таможенные методы стимулирования иностранных  инвестиций. Речь идёт, прежде всего, о  применении таможенных режимов переработки. Использование этих режимов создают максимально благоприятные условия для международной кооперации производства.

Действующий ныне порядок  предусматривает освобождение от импортных  пошлин и налога на добавленную стоимость  некоторых категорий товаров, которые  ввозятся в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение периода  формирования этого уставного фонда.

Таможенные органы играют значительную роль в обеспечении  экономической и экологической  безопасности страны. Для содействия реализации внешнеэкономических задач  проводимых рыночных реформ, государством принимается ряд мер, важнейшими из которых являются:2

- укрепление роли таможенной  службы в качестве инструмента  регулирования внешней торговли  страны экономическими и административными методами;

- эффективная реализация  таможенных режимов для создания  благоприятных условий, способствующих  притоку иностранных капиталовложений  в экономику страны;

- применение разумного  протекционизма для товаров российского  внутреннего рынка путём использования  механизма сбалансированных мер  таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

- повышение эффективности  противодействия нарушениям таможенных  правил во внешнеторговом обороте  и пресечение контрабанды и  иных преступлений в сфере  таможенного дела.

Таможенная политика России является составным элементом общеэкономической  политики, работает на достижение её целей- структурной перестройки экономики России, её динамичного и сбалансированного развития, преодоления разрыва в уровнях экономики между Россией и высокоразвитыми странами мира. В настоящее время в связи с этим  поставлены и решаются следующие задачи:

Информация о работе Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России