Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Цели таможенной политики……………………………………………....….6
2.Таможенная политика и методы её осуществления…………………..…...12
3.Проект Федеральной Таможенной Службы………………………………..19
4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы………………………………………………………………….....21
Заключение…………………………………………………………………..…26 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.59 Кб (Скачать документ)
  1. Обеспечение эффективной координации структурной и тарифной политики;
  2. Создание благоприятных условий для развития экспортных производств путём отказа от обложения налогами и пошлинами экспорта (кроме минерального сырья), а так же путём создания благоприятных таможенных режимов для ввоза в страну сырья, материалов, машин и оборудования;
  3. Обеспечение необходимого уровня защиты тех производств, нормальное функционирование которых важно для национальной безопасности или по социальным причинам;
  4. Создание условий для максимально свободной торговли теми товарами, производство которых в России конкурентоспособно на международном рынке, а также с теми товарами, дальнейшее существование и развитие производства которых в стране бесперспективно;
  5. Создание системы эффективных мер для противодействия недобросовестной конкуренции иностранных производителей, а также применение ответных мер в целях защиты национальных экономических интересов России на международной арене.

 

 

2. Таможенная политика  и методы её осуществления.

Таможенная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России. Она выступает в качестве основы(сердцевины) всей таможенной деятельности и является составной частью как внутренней, так и внешней политики государства. Именно поэтому таможенная политика определяется как система политико- правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутриэкономических и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. Данные определение довольно сложно, поэтому в целях уяснения самого смысла этого понятия в общем виде таможенную политику можно определить и как систему государственных экономических и иных таможенно- правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Законодательного закрепления этого понятия нет, отсюда и неоднозначность в его трактовках.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических  интересов. И Россия в этом плане  не исключение. Поэтому целями таможенной политики России в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России и иные цели, определяемые Президентом РФ и Правительством РФ.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению  её направленности – это протекционизм  и фритредерство.

Протекционизм- это политика, направленная на защиту собственной  промышленности, сельского хозяйства  от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритридерство- это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путём минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведёт к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Протекционизм и фритредерство  имеют и свою российскую историю. Ознакомившись с работами учёных, занимавшихся изучением истории  таможенного дела и таможенной политики нашей страны, нетрудно сделать вывод, что как и развитые капиталистические  страны, так и Россия в её далёком  прошлом проходили этапы, условно  говоря. «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике сводной торговли.

Факторы и условия, определяющие цели таможенной политики на том или ином этапе развития российского государства, были всегда различны и имели как внешние, так и внутриполитические, а также военные, экономические, социальные и другие проявления. Не редко на них оказывали существенное влияние также и личностные качества руководителей таможенных ведомств. Но, к сожалению, исторический опыт в этих вопросах слабо применим при формировании современной российской таможенной политики. В условиях нестабильности экономики, её сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладание на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты  регулирования внешнеэкономической  деятельности просто не обходимы на современном  этапе. В основном только с их помощью наше государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний экспортно-импортных операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платёжный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой её нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых России товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего валютного долга.

Административные инструменты  внешнеторгового регулирования  позволяют получать, кроме того, и уступки в области ограничений  импорта на условиях взаимности, а  также добиваться отмены дискриминационных  мер в странах – торговых партнёрах.

Сильное влияние на содержание таможенной политики России оказывают  и геополитические тенденции: они  определяют необходимость учитывать  национальные интересы в таможенной политике, защищать экономические интересы не только государства, но и отдельных  его регионов, где просматривается  стремление к экономической экспансии  под видом учёта региональных особенностей и целесообразности создания структур, связанных с иностранными капиталами, без учёта возможностей национальных производителей. Защита национальных интересов в таможенной политике, расширение её влияния на все стороны производственной деятельности хозяйствующих субъектов через чётко отлаженный таможенно-тарифный механизм – важное направление обеспечения экономической безопасности страны на современном этапе.

Перспективы развития таможенной системы как важнейшей институциональной  структуры регулирования российской экономики в XXI веке будут определяться не только состоянием экономики России, но и её положением в мировом сообществе. Ведь хорошо известно, что, когда дипломатия не служит войне, она служит торговле3. Поэтому главной задачей внешней политики России является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортёров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей, в том числе и за счёт умело проводимой в стране таможенной политики. И в этих условия представляется, что как составная внешней(внешнеэкономической) политики таможенная политика России, её цели, задачи, средства и способы реализации в XXI веке будут определяться следующими основными факторами:

- состоянием мирового  сообщества в целом, а также  уровнем и тенденциями развития  мировой экономики, в частности;

- состоянием экономики  России. А также тенденциями её  социально-экономического развития;

- участием России в  системе международного разделения  труда и в развитии мирохозяйственных  связей, а также её взаимодействием  со странами мирового сообщества  и их важнейшими региональными  объединениями.

В перспективе предполагается создание более отлаженного, нежели сейчас, механизма государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, который будет гибким и непрерывно совершенствуемым(идти в фарватерии изменения социально-экономического состояния России и её положения в мире). Постепенно неизбежно отомрёт неорганизованная торговля как самая примитивная и неэффективная форма внешнеторгового обмена, резко сократятся масштабы бартерной и клиринговой форм внешней торговли на базе упорядочения товарно-денежного обращения в страну, будет приодолён имеющий место сейчас кризис неплатежей, задержки с выплатой с заработной платы и прочие негативные явления. Так должно быть, иначе просто нельзя. Но достичь всего этого можно только при соблюдении правил, принятых в мировом сообществе, используя его богатейший опыт рыночной экономики.

В этой связи в качестве основных принципов таможенной политики России в XXI веке учёные выдвигают следующие:

- соблюдение системы приоритетов  направленности таможенной политики на достижение таких целей, как: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией (Союза Независимых Государств); обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

- сочетание интересов  государства и интересов отдельных  участников ВЭД при обязательном  приоритете общенациональных интересов;

- обеспечение не только  внешнеэкономической безопасности  страны, но и ее внешней безопасности  в целом: продовольственной, технологической,  экологической, научной, валютно-финансовой  и пр.;

- содействие улучшению  структуры внешнеторгового оборота  (улучшению структуры экспорта  и импорта), а также государственной  стратегии экспорта и импорта  товаров, услуг и инвестиций;

- исключение из практики  ВЭД незаконного вывоза капитала  за рубеж посредством упорядочения  правил ведения валютных операций  с учетом интересов России  и усиления государственного  контроля за осуществлением валютных операций.

Мировой опыт также свидетельствует  о том, что при гармонизированном  и устойчивом развитии экономики  страны в будущем неизбежно должна произойти смена приоритетов  и целей таможенного дела России. В экономической (фискальной) функции  возобладают регулятивный и правоохранительный аспекты, поскольку доходы финансовой системы страны от ВЭД будут определяться, в основном, внутренними косвенными налогами. Такова и мировая практика. В странах с устойчивой рыночной экономикой «таможенная составляющая»  в бюджете страны не превышает 3-5%, а упор в таможенной службе делается на регулятивные и правоохранительные аспекты таможенного дела. У нас же на сегодняшний день, к сожалению, доходная часть бюджета почти на 40% состоит из «доходов таможни», и даже правоохранительная деятельность (имеется в виду деятельность по борьбе с нарушениями таможенных правил) носит некий фискальный оттенок  (санкции многих статей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где приведён перечень административных правонарушений в сфере таможенного дела, весьма тяжёлые – до трёхкратного размера стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами нарушения таможенных правил, с их конфискацией либо без таковой).

Но это всё прогнозы. Будущее, как говорится, покажет. Но важно одно: таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства. Его внутреннего потребительского рынка промышленности и сельского  хозяйства. История свидетельствует, что «таможенное покровительство» уже имело решающее значение для  становления и развития таких  отраслей российской экономики, как  нефтяная, нефтеперерабатывающая, свёклосахарная отрасли промышленности, строительство железных дорог, экспорт зерна и пр. Опыт есть, и его нужно использовать.

Таможенная политика и  её практическая реализация опирается, прежде всего, на деятельность таможенных органов. Таможенная служба является институциональной  предпосылкой реализации таможенной политики, но не только она. Формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют  все ветви государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. Не редко учитывается  также мнение и участников внешнеэкономической  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проект Федеральной Таможенный Службы.

       Федеральная  таможенная служба опубликовала  проект закона о таможенном  регулировании в РФ. Сейчас этот  документ проходит экспертизу  на коррупционность. И в ближайшее  время будет направлен на рассмотрение  в правительство.

 

        Как пояснили "РГ" в Федеральной таможенной службе, отдельный российский закон понадобился, чтобы не только привести национальное законодательство в соответствие с единым Таможенным кодексом Таможенного союза, но и отрегулировать те сферы деятельности и особенности, которые общесоюзным кодексом пока не охвачены. При этом и другие государства - члены Таможенного союза - Белоруссия и Казахстан - также будут иметь национальные таможенные законодательства. В процессе "притирки" правовые различия будут постепенно стираться.

 

       ФТС России намерена вести несколько реестров, например, таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Для того чтобы войти в реестр и гарантировать уплату таможенных пошлин, налогов владельцы складов временного хранения и магазинов дьюти-фри должны внести в качестве обеспечительного взноса не менее 2,5 миллиона рублей. К другим таких требований пока нет. Главный вопрос участников российского рынка - будет ли введен подобный обеспечительный взнос у коллег по Таможенному союзу. Если нет или сумма окажется меньше, то это поставит российский бизнес в заведомо невыгодные условия по отношению к соседям- конкурентам.

 

        Прописываются в законопроекте и права российских таможенных органов. В случае правонарушений "наши" могут принимать меры, предусмотренные не только законодательством Таможенного союза, но и новым российским федеральным таможенным законом, Кодексом об административных правонарушениях. В отдельной главе оговариваются и права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары под таможенным контролем. Самостоятельно российские таможенники смогут останавливать грузовики, фуры исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. И не более чем на 2 часа. В других местах остановка таких автомобилей должны будет проходить совместно с ГИБДД.

Информация о работе Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России