Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.
Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Цели таможенной политики……………………………………………....….6
2.Таможенная политика и методы её осуществления…………………..…...12
3.Проект Федеральной Таможенной Службы………………………………..19
4. Современное состояние таможенной службы России - проблемы и перспективы………………………………………………………………….....21
Заключение…………………………………………………………………..…26 Список литературы
2. Таможенная политика и методы её осуществления.
Таможенная политика является
одним из ключевых элементов государственного
регулирования экономики
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. Поэтому целями таможенной политики России в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России и иные цели, определяемые Президентом РФ и Правительством РФ.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению её направленности – это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм- это политика,
направленная на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства
от иностранной конкуренции на внутреннем
рынке. Для протекционистской
Фритридерство- это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путём минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведёт к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Ознакомившись с работами учёных, занимавшихся изучением истории таможенного дела и таможенной политики нашей страны, нетрудно сделать вывод, что как и развитые капиталистические страны, так и Россия в её далёком прошлом проходили этапы, условно говоря. «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике сводной торговли.
Факторы и условия, определяющие цели таможенной политики на том или ином этапе развития российского государства, были всегда различны и имели как внешние, так и внутриполитические, а также военные, экономические, социальные и другие проявления. Не редко на них оказывали существенное влияние также и личностные качества руководителей таможенных ведомств. Но, к сожалению, исторический опыт в этих вопросах слабо применим при формировании современной российской таможенной политики. В условиях нестабильности экономики, её сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладание на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Административные инструменты
регулирования
Административные инструменты
внешнеторгового регулирования
позволяют получать, кроме того,
и уступки в области
Сильное влияние на содержание таможенной политики России оказывают и геополитические тенденции: они определяют необходимость учитывать национальные интересы в таможенной политике, защищать экономические интересы не только государства, но и отдельных его регионов, где просматривается стремление к экономической экспансии под видом учёта региональных особенностей и целесообразности создания структур, связанных с иностранными капиталами, без учёта возможностей национальных производителей. Защита национальных интересов в таможенной политике, расширение её влияния на все стороны производственной деятельности хозяйствующих субъектов через чётко отлаженный таможенно-тарифный механизм – важное направление обеспечения экономической безопасности страны на современном этапе.
Перспективы развития таможенной
системы как важнейшей
- состоянием мирового
сообщества в целом, а также
уровнем и тенденциями
- состоянием экономики
России. А также тенденциями её
социально-экономического
- участием России в
системе международного
В перспективе предполагается
создание более отлаженного, нежели
сейчас, механизма государственного
регулирования
В этой связи в качестве основных принципов таможенной политики России в XXI веке учёные выдвигают следующие:
- соблюдение системы
- сочетание интересов
государства и интересов
- обеспечение не только
внешнеэкономической
- содействие улучшению
структуры внешнеторгового
- исключение из практики
ВЭД незаконного вывоза
Мировой опыт также свидетельствует о том, что при гармонизированном и устойчивом развитии экономики страны в будущем неизбежно должна произойти смена приоритетов и целей таможенного дела России. В экономической (фискальной) функции возобладают регулятивный и правоохранительный аспекты, поскольку доходы финансовой системы страны от ВЭД будут определяться, в основном, внутренними косвенными налогами. Такова и мировая практика. В странах с устойчивой рыночной экономикой «таможенная составляющая» в бюджете страны не превышает 3-5%, а упор в таможенной службе делается на регулятивные и правоохранительные аспекты таможенного дела. У нас же на сегодняшний день, к сожалению, доходная часть бюджета почти на 40% состоит из «доходов таможни», и даже правоохранительная деятельность (имеется в виду деятельность по борьбе с нарушениями таможенных правил) носит некий фискальный оттенок (санкции многих статей главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где приведён перечень административных правонарушений в сфере таможенного дела, весьма тяжёлые – до трёхкратного размера стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами нарушения таможенных правил, с их конфискацией либо без таковой).
Но это всё прогнозы.
Будущее, как говорится, покажет. Но
важно одно: таможенная система России
имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства.
Его внутреннего
Таможенная политика и
её практическая реализация опирается,
прежде всего, на деятельность таможенных
органов. Таможенная служба является институциональной
предпосылкой реализации таможенной политики,
но не только она. Формирование и реализация
таможенной политики – это довольно
сложный процесс, в котором участвуют
все ветви государственной
3.Проект Федеральной Таможенный Службы.
Федеральная
таможенная служба
Как пояснили "РГ" в Федеральной таможенной службе, отдельный российский закон понадобился, чтобы не только привести национальное законодательство в соответствие с единым Таможенным кодексом Таможенного союза, но и отрегулировать те сферы деятельности и особенности, которые общесоюзным кодексом пока не охвачены. При этом и другие государства - члены Таможенного союза - Белоруссия и Казахстан - также будут иметь национальные таможенные законодательства. В процессе "притирки" правовые различия будут постепенно стираться.
ФТС России намерена вести несколько реестров, например, таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Для того чтобы войти в реестр и гарантировать уплату таможенных пошлин, налогов владельцы складов временного хранения и магазинов дьюти-фри должны внести в качестве обеспечительного взноса не менее 2,5 миллиона рублей. К другим таких требований пока нет. Главный вопрос участников российского рынка - будет ли введен подобный обеспечительный взнос у коллег по Таможенному союзу. Если нет или сумма окажется меньше, то это поставит российский бизнес в заведомо невыгодные условия по отношению к соседям- конкурентам.
Прописываются в законопроекте и права российских таможенных органов. В случае правонарушений "наши" могут принимать меры, предусмотренные не только законодательством Таможенного союза, но и новым российским федеральным таможенным законом, Кодексом об административных правонарушениях. В отдельной главе оговариваются и права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары под таможенным контролем. Самостоятельно российские таможенники смогут останавливать грузовики, фуры исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. И не более чем на 2 часа. В других местах остановка таких автомобилей должны будет проходить совместно с ГИБДД.
Информация о работе Проблемы, тенденции и перспективы таможенной политики России