Шпаргалка по дисциплине "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:41, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Таможенная система".

Работа состоит из  1 файл

Таможенное дело в России в годы промышленного подъема 1909-1913 .doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

 

37. Организация таможенной службы в 17 веке.

В конце 17 начале 18 века в России сложилось два способа укомплектования таможен и сбора пошлин. Первый- "верный", когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, "на веру", поэтому должностные лица таможен принимали присягу. Таможенные головы избирались на один год. Назначение таможенного головы определялось царским указом. Второй способ управления таможнями и сбора пошлин - сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определённую сумму денег, но не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу. Организационная структура таможен была очень простой. В штатах таможен имелись целовальники. Их численность составляла от 10 до 20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносошные крестьяне. В их обязанности входили оценка и сбор пошлин. На таможне были также подъячие. Они оформляли различные документы. Управление таможнями в XVII веке осуществлялось пятью таможенными органами: Четверть, Разрядный приказ, Приказ большого прихода, Сибирский приказ и Приказ Казанского дворца. В управлении таможен принимали участие и воеводы. Они осуществляли общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. Во второй половине XVII века, функции за деятельностью таможен переходят к таможенным головам, избранным посадским миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Таможенная политика в период реформ Александра Второго.

Реформатор в области права, армии, образования, управления, в том числе и таможни, ставшей с 1865 года самостоятельным подразделением. Департаменту таможенных сборов были переданы функции по управлению таможенными учреждениями. А в 1872 году для усиления охраны морских границ была создана морская флотилия, во главе с Балтийским Морским крейсерством. Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно-протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли. Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 г. (превышение импорта над экспортом) для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры. С 1 января 1877 г. был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин - золотом, что привело к повышению пошлин на 50%. В 1857 году был утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт. Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений. С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины.

 

39. Изменения в организации таможенной службы во второй половине 17 века.

Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, в также с соли, с рыбы и пушнины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: с цены товара во внутренних таможнях и проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, запретившие ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Этот устав  ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

 

40. Перспективы ВЭД в современной России.

Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах. Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный механизм, в частности.  Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Сегодня идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода.

 

41. Таможенная политика в годы Великой Отечественной Войны.

В годы ВОВ деятельность таможенных органов в значительной степени была свернута. Основными грузами, следовавшими через границу, были грузы благотворительной помощи для Красной Армии и Военно-Морского флота(с 1943 года беспошлинно). Грузы, направляемые в адрес советских организаций, пропускались по минимальным ставкам таможенных пошлин, а в адрес дипломатических и консульских учреждений, а также физических лиц - по максимальным ставкам. работа таможенников была сопряжена с постоянным риском, требовала профессионализма, бдительности. В кротчайшие сроки была налажена четкая работа по приему поступавшей в СССР вооружений, боевой техники, транспортных средств и оборудования. По южному направлению в Советский Союз доставлялись самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох. Не менее напряженная работа велась таможенными органами и на Дальнем Востоке. Через порт Находка, например, было ввезено десятки тысяч тонн продовольствия. Особое место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой, прежде всего, продовольственных грузов, а также с нелегальным вывозом культурных ценностей. Основными направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском грузов в страну по линии Международного красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей. Разгрузка велась круглосуточно.

 

 

 

42. Таможенный кодекс 2003 года.

Новый Таможенный кодекс построен по принципу закона прямого действия. К компетенции ГТК России отнесено решение вопросов исключительно технического содержания. За основу его построения взята новая база международного законодательства, основанная на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола 1999 года. В новом документе действия таможенных органов по проверке документов и товаров прописаны детально. Установлена также исчерпывающая компетенция таможенных органов по проведению проверочных мероприятий. Документ содержит новую главу о перемещении товаров физическими лицами, где содержатся подробные правила перемещения пассажирами своего багажа через таможенную границу. Таможенная декларация будет приниматься таможенным органом без уплаты таможенных пошлин и налогов. Уплата таможенных пошлин и налогов по новому Кодексу является условием выпуска товаров таможенными органами в соответствии с заявленным таможенным режимом.

 

43. Россия в период меркантилизма.

Для раннего меркантилизма (XV-XVI вв.) характерна теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства только законодательным путём. Главным элементом позднего меркантилизма, достигшего расцвета в XVII в., являлась система активного торгового баланса, выдвигался принцип: покупать дешевле, продавать дороже. Политика меркантилизма сложилась в России в XVII в. и внедрялась Петром I. Меркантилизм заключался в активном протекционизме - в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и, конечно, - в защите внутреннего рынка, установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары (Торговый договор 1653, Новоторговый устав). Суть позднего меркантилизма состоит в том, что: а) государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров. Ключевой принцип внешней торговли - больше продавать — меньше покупать.

 

44. Основные положения таможенного кодекса 1993 года.

Началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.  Либерализация внешней торговли потребовало пересмотра функций таможенной службы и нашло свое отражение в принятом в 1993 году Таможенном кодексе Российской Федерации, согласно которого таможенные органы были наделены достаточно широкими полномочиями, необходимыми для решения стратегических (обеспечение экономической безопасности государства) и тактических задач (наполнение доходной части федерального бюджета). С 1993 года приоритетными направлениями развития таможенного дела стали 5 программ: обустройство границы и развитие инфраструктуры, создание эффективной системы таможенных платежей, формирование таможенной статистики внешней торговли, кадровое обеспечение и социальное развитие, компьютеризация и техническое оснащение таможенных органов.

 

45. Взгляды Витте на таможенную политику России.

Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимым распространять таможенную защиту на сельское хозяйство. “Из всех видов покровительства, -писал он, -таможенная защита земледелия оправдывается наименее. В фундамент своей программы обновления отечественной экономики и конкретно финансов Витте заложил такие направления, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для России торгово-экономические договоры с зарубежными странами, модернизация национальных железнодорожных тарифов. Министр финансов понимал актуальность проблемы таможенной защиты отечественной промышленности в условиях ее становления и уделял этому   большое внимание. Проводя последовательную таможенную политику, он ввел совершенно новое положение в таможенный тариф 1891 г. Суть новшества заключалась в том, что министр финансов с согласия императора получил право в отдельных случаях с конкретными зарубежными странами повышать ставки тарифа. Кроме того, в 1891 году была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33% к их стоимости, а некоторые из них облагались запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 годом импортн. пошл. на чугун повыс. в 10 раз, на рельсы в 4,5 раза и т.д. В это же время экспортн. пошлины были весьма незначит.

 

46. Развитие таможенной службы на Дальнем Востоке после войны.

В первые годы после 2-й мировой войны 1939—45 Таможенная политика была направлена на ослабление таможенных барьеров, так как эти страна испытывали острую нехватку потребительских товаров и оборудования для восстановления разрушенного войной хозяйства. Завершение восстановительного периода, рост промышленного производства, трудности сбыта национальной продукции обусловили ужесточение таможенных препятствий при импорте ряда товаров. Формирование торговых и таможенно-тарифных отношений со странами СЭВ. Сотрудничество таможенных органов социалистических стран. Интеграционные экономические процессы в Западной Европе в 70–80_х гг. Активная борьба с наркотическо-психотропными веществами, поступающими через Китай, Корею. Снижение пошлин на ввозимые товары первой необходимости для нормализации жизни в стране после войны.

 

 

 

47. Государственная монополия внешней торговли при Петре Великом.

Внешняя торговля сохраняла по преимуществу пассивный характер и вызывалась, главным образом, потребностями соседних народов.  Русский  купец не   обладал    ни    достаточной    предприимчивостью,    ни    достаточной интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые  отношения  с  иностранными государствами.  Русские  сельскохозяйственные  продукты  вывозили   уже   не иностранцы, внешнюю торговлю вело само правительство. Оно сосредоточивало  в своих руках то тот, то  другой  наиболее  важный  в  данный  момент  предмет торговли.  Продажа  этих  так  называемых   казенных    товаров   составляла монополию государства,  которое  сделалось  самым  крупным  торговцем,  хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался  на  откуп  купцам  или компаниям за определенную плату. К казенным товарам принадлежали, например: пенька,  льняное  семя,  сало, воск, деготь, патока, икра и некоторые другие товары.

 

48. Таможенная политика в годы НЭПа.

В первые месяцы Советской власти, и в период военного коммунизма(1918—1921гг.)таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Потому что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незна­чительность серьезно затрудняли использование таможенно­го тарифа как инструмента торговли Советской России с дру­гими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внеш­ней торговли, предоставлением права самостоятельного выхо­да на мировой рынок хозяйственным и государственным орга­низациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль та­моженной службы в государственном управлении, практичес­ки "реанимировало" таможенные органы.

 

49. Русско-английская таможенная политика в конце 16 века.

Во второй половине XVI века к экономическому потенциалу России впервые проявили интерес иностранцы. Англичане Ченслер, Адаме, Дженкинсон, Флетчер посещают Россию явно с разведывательной целью. Дженкинсон сразу же проявил свои предпринимательские способности и организовал водное сношение с Персией по Волге, откуда англичане вывозили шелк. Англичане — пионеры и фабричного дела в России: две канатные фабрики — в Холмогорах и Вологде — и железный завод в Вычегде были построены ими. На фоне падения значения Новгорода (и Ганзы) как торгового центра очень кстати оказалась случайная высадка на берегу Белого моря Ричарда Ченслера в 1553 году. Он был хорошо принят в Москве и заключил торговый договор с Московским государством. Тогда же появилась и традиция предоставлять иностранцам определенные привилегии. Английская торговая компания Ченслера сразу же получила таможенные послабления. Правда, позже, в 1649 году, царь Алексей Михайлович воспользовался фактом казни Карла I, чтобы отобрать привилегии у английской компании. В российской крупной промышленности иностранцы играли значительную роль с момента ее появления.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Таможенная система"