Система преференций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

Работа состоит из  1 файл

тангаша.docx

— 139.30 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ «О Таможенном тарифе» (в ред. от 06.12.2011г.) усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление  порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

     Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно-тарифной системы.

     Одним из направлений, получившего широкое  распространение в мировой практике является система предоставления разного  рода преференций.

     Согласно  Закону РФ «О таможенном тарифе» при  осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношение товаров: происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза; происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет, Правительством РФ.

     Актуальность  проблемы предоставления тарифных преференций  на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза. 

     Развитие  тарифных преференций, как части таможенно-тарифного регулирования на современном этапе необходимо, что подтверждено Законом РФ «О Таможенном тарифе» и, следовательно, данный механизм должен работать в Российской Федерации, в частности для насыщения рынка, с одной стороны и с другой оказание экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

     Одно  из направлений данной области –  это предоставление тарифных  преференций  на товары первой необходимости, которые  не производятся в нашей стране или  производятся в явно недостаточном количестве.

     Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций является неотъемлемой частью таможенно-тарифного регулирования  на современном этапе.

     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших  методов регулирования экономической  политики государства. Эффективно действующий  механизм таможенно-тарифного регулирования  является неотъемлемым условием для  проведения Россией активной и целостной  таможенной политики, а также решения  таможенными органами задач по обеспечению  экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических  интересов.

     Пройденный  исторический путь российской таможни  свидетельствует о том, что в  России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера  политики государства, инструмент защиты национальных интересов.

 

     Глава 1. Тарифные преференции  как инструмент таможенно-тарифного  регулирования ВЭД

    1. Исторический путь возникновения тарифных преференций

     Понятие таможенных преференций (латин. Preferens – предпочитающий) появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых стран или групп стран.1

     История возникновения таможенных преференций  непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения  внешней торговли стран-сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения. 

     Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинство  рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо  больше преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

     Таким образом, на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.2

     Так, например, Франция начала создавать  колониальную систему таможенных преференций  в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

     Ряд колоний (в их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

     Некоторые другие французские колонии имели  отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них предоставляли  Франции таможенные преференции  и сами ввозили свои товары на рынке  метрополии беспошлинно или по минимальной  ставке таможенного тарифа Франции.

     Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации  Франции, в силу ряда международных  соглашений должны быть облагать все  иностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла  минимальную ставку своего таможенного  тарифа.

     В 30-е годы Франция в дополнение к дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения  на импорт товаров из третьих стран  в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к  созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим.

     Таким образом на первоначальном этапе  термин «таможенные преференции» относился  к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  котором каждая сторона сохраняла  свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.3 

     
    1. Национальная  система преференций  РФ

     В статье 36 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.

     Преференции представляют собой эффективное  средство проведения торго-экономической  политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники  сырья и сферы приложения капитала.

     Система предоставления преференций в рамках Общей системы преференций базируется на положениях «Соглашения об унифицированных  правилах, определяющих происхождение  товаров развивающихся стран  при предоставлении тарифных преференций  в рамках Общей системы преференций». Данный документ был подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

     В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» товарам при уплате ввозных  таможенных пошлин могут предоставляться  тарифные преференции. Остановимся  на основных понятиях.

     Тарифные  льготы согласно ст. 34 Закона «О таможенном тарифе» это льготы, которые применяются в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

     Тарифная преференция - это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

     Под тарифной квотой в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

     Тарифная квота в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, это мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.4

     За  последние годы национальная система  преференций России весьма расширилась  и усложнилась. Появление законодательной  базы позволило четко устанавливать  порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования. 

     
    1. Определение страны происхождения товара

     В соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза ст. 58 под страной  происхождения товаров понимается страна, в которой товары были полностью  произведены или подвергнуты  достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного  союза. При этом под страной происхождения  товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения  для целей определения страны происхождения товаров.

     Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного  союза, регулирующими правила определения  страны происхождения товаров.

     12 декабря 2008 года Правительствами  стран Таможенного союза были  утверждены правила определения  происхождения товаров из развивающихся  и наименее развитых стран.

     В соответствии с данными правилами, товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в  следующих случаях:

     а) когда он полностью произведен в данной стране;

     б) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

    Товарами, полностью произведенными на территории развивающихся или наименее развитых стран считаются полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране; живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране и др. товары, указанные в правила.

    Общим правилом достаточной переработки  является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки  или изготовления товаров) по Единой товарной номенклатуре Таможенного  союза на уровне любого из первых четырех  знаков.

Информация о работе Система преференций РФ