Система преференций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.

Работа состоит из  1 файл

тангаша.docx

— 139.30 Кб (Скачать документ)
 

     Таблица 2. Динамика импорта зеленого кофе по странам-производителям в 2004-2006 годах, %.

Страна  происхождения Доля  в структуре импорта, %
2004 год 2005 год 2006 год
1 Индия 15,1 18,6 27,3
2 Вьетнам 33,8 24,7 16,6
3 Бразилия 7,1 9,6 12,0
4 Танзания 0,2 0,5 7,0
5 Индонезия 17,9 13,7 6,7
6 Уганда 3,8 2,9 4,5
7 Кот Д’ивуар 7,3 11,9 4,4
8 Эфиопия 1,1 1,2 3,8
9 Никарагуа 1,1 0,8 3,1
10 Колумбия 1,3 2,2 2,9
 

     

     Рис. 1. Доля в структуре импорта зеленого кофе, %

     Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, в 2006 году лидером по поставке зеленого кофе стала Индия, уверенно увеличивавшая  объемы продаж за 2004 - 2006 гг. За 2006 год  объемы поставок из этой страны выросли  на 31,7% к уровню 2005-го, и их доля в  российском импорте кофейного сырья  достигла 27,3%. Одновременно резко –  с 6,4 до 3,9 тысячи тонн – упали объемы зеленого кофе, поставляемого с плантаций  Вьетнама, основного партнера России на этом рынке в 2005 году. В среднем  объем импорта из Вьетнама за 2004 – 2006 годы уменьшился на 8,6 %.11

     Серьезные изменения не коснулись, пожалуй, только отношений России и Бразилии: в  закупках кофе из этой страны за три  года отмечается незначительный, но стабильный рост, который составляет в среднем 2,45 %. Бразилия рассматривает Россию в большей степени в качестве рынка сбыта. Доля поставок из Бразилии в общем российском импорте по отдельным преференциальным товарам  составляет: говядина мороженая - 44 %.; свинина  мороженая - 71 %.; мясо птицы мороженое - 19 %.; кофе растворимый – 30 %. (по данным 2006 г.).

     Более чем в 2 раза снизились закупки  кофе Индонезии, также исторически  выступавшей крупным поставщиком  России. Неожиданно успешно в 2004 году в качестве внешнеторгового партнера нашей страны по поставкам зеленого кофе выступила Танзания, из аутсайдеров  рынка сразу же вышедшая на четвертое место среди стран-производителей и занявшая 7% в объеме импорта кофейного сырья. Такие страны как Уганда, Эфиопия, Танзания занимают незначительную долю импорта зеленого кофе в Россию.

     Помимо  кофе, в структуре российского  импорта из Индии преобладают: орехи, чай, табак-сырец, рис, семена кунжута, медикаменты. (Таблица 3., Рис.2-3).

     Таблица 3. Структура импорта в торговле с Индией в 2005-2006 гг. (млн. долл. США)

Товарные  группы 2005г. 2006г.
Овощи 1,2 3,2
Кофе, чай, пряности 63,4 54,4
Фрукты, орехи 1,8 4,9
Злаки 1,7 6,9
Масличные семена и плоды 4,5 3,1
Фармацевтическая  продукция 212,0 289,0
Разные  пищевые продукты 41,4 44,1
 

     

     Рис. 2. Импорт России с Индией за 2005 год (млн.$)

     

     Рис. 3. Импорт России с Индией за 2006 год (млн.$) 
 
 

     Таблица 4. Общий объем импорта чая в Россию за 2006 год из развивающихся стран

Страна  происхождения Доля  в структуре импорта, %
Шри-Ланка 42,8
Индия 25,6
Индонезия 10
Китай 6,8
Кения 5,7
Вьетнам 3,5
 

     Россия - главный покупатель цейлонского  чая. Она обеспечивает 19% продаж чайного  рынка Шри-Ланки. В 2006 г. Шри-Ланка  поставила в Россию 32600 тыс. тонн чая оптом и 17200т. в расфасовке, что составляет 42,8 % из общего объема импорта чая в РФ. Другими импортерами  чая являются: Индия (25,6%), Индонезия (10%), Китай (6,8 %), Кения (5,7 %), Вьетнам (3,5 %). (Таблица 4).12

     Подписав  с Индией двусторонний протокол о  вступлении в ВТО, Россия согласилась, что должна будет запретить российским чайным фабрикам использование защищенных по происхождению названий индийского чая. Кроме того, Россия должна будет  снизить пошлины на импорт фасованного  чая почти в два раза по сравнению  с существующими, доведя их до уровня других стран СНГ. В течение пяти лет Индия и Россия планируют  увеличить торговый оборот до 10млрд. US$ к 2010 году (с нынешних 2млрд. US$). В рамках программы развития взаимной торговли между странами будет создана рабочая группа для выработки предложения для устранения имеющихся барьеров в торгово-экономических отношениях и подготовки полномасштабного экономического соглашения.

     Изучение  структуры российского импорта  из развивающихся стран показывает преобладание следующих преференциальных товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты, фрукты, орехи, чай, кофе, пряности, жиры и масла животного и растительного  происхождения, фармацевтическая продукция.

     Как основных торговых партнеров РФ из числа наименее развитых стран можно  выделить: Гвинею и Мавританию.

     Из  числа развивающихся стран наибольшие тарифные преференции получают: Бразилия, Китай, Индия, Шри-Ланка, Аргентина.

     Анализ  ввоза преференциальных товаров  из развивающихся и наименее развитых стран показал, что объемы внешней  торговли России с этими странами из года в год возрастают. Расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных  отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции  на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении  товаров, происходящих из этих стран. 

    1. Особенности дальнейшего развития системы преференций

     Современная торговая политика характеризуется  возросшим распространением льготных торговых режимов. Они являются начальной  стадией создания интеграционных группировок, служат решению как экономических, так и политических задач. Последний  фактор часто побуждает государства  идти на создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех  случаях, когда их экономические  преимущества далеко не предопределены. Более того, геополитические соображения приводят к созданию преференциальных режимов, которые если и смогут принести экономический эффект для их инициаторов, то лишь в отдаленной перспективе.

     Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют исключать из льготного  режима «чувствительные» секторы экономики лишь в течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного союза, который, как правило, не должен превышать 10 лет.

       В этих условиях повышенное значение приобретает  создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность таможенных органов.

     Наиболее  типичными нарушениями такого рода на практике являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

    1. предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;
    2. предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости.

       Ежегодный ущерб для российского бюджета  от подобных нарушений может составить  сотни миллионов долларов.

     Россия  предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду государств: членам Таможенного союза, странам СНГ  в рамках двусторонних зон свободной  торговли, а также наименее развитым странам из числа развивающихся в рамках схемы Общей Системы преференций.

     В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых  стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам известных привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам единой схемы тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами (например, Европейским Союзом). Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром.

     Однако  простое исключение каких-либо стран  из списка пользователей оказало  бы неблагоприятное воздействие  на весь комплекс политических и торгово-экономических  отношений с ними. Такой шаг  оказал бы неблагоприятное воздействие  и на переговоры о вступлении России в ВТО.

     Наряду  с составлением списка товаров, попадающих под условия предоставления преференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции из стран-пользователей схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы. Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить возможность обращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в единую схему тарифных преференций, утверждение списка товаров, на которые они распространяются, должны быть согласованы в рамках таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном.

Информация о работе Система преференций РФ