Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:10, реферат
В последние годы доля таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета России приобретает все большие масштабы, что является одним из следствий мирового финансово-экономического кризиса:
с 38% в 2000 году она повысилась до 52,2% в 2010 году.
Практическая ценность сформулированных в диссертационном исследовании предложений и рекомендаций подтверждается тем, что частичная реализация сформулированных положений в работе отдела контроля таможенной стоимости Брянской таможни и в учебном процессе Брянского филиала Международной академии бизнеса и управления позволит таможенным органам осуществлять контроль таможенной стоимости товаров на более высоком качественном уровне. Практическая значимость полученных результатов также определяется возможностью их использования при подготовке нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных органов в рассматриваемой сфере.
Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается полнотой учета факторов, влияющих на информационное обеспечение контроля таможенной стоимости.
Достоверность результатов исследования подтверждается согласованностью основных выводов с практикой информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и положительными результатами внедрения основных научных результатов.
Апробация и реализация результатов исследования велись по нескольким направлениям:
– материалы исследования включены в отчет по научно-исследовательской работе по теме: «Экономические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности», выполненной по плану НИР Российской таможенной академии в 2008 г.;
–
основные положения диссертационной
работы применялись в научно-педагогической
практике при подготовке лекционных и
семинарских занятий по дисциплинам «Обоснование
контрактных цен» и «Практикум по контролю
контрактных цен» в Брянском филиале Международной
академии бизнеса
и управления;
– результаты исследования использовались в практической деятельности отдела контроля таможенной стоимости Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы при совершенствовании использования ценовой информации.
–
материалы диссертации
Публикации.
По теме диссертации опубликованы три
научные статьи
в изданиях, рекомендованных ВАК России,
общим объемом 1,56 п.л. Список публикаций
приведен в заключительной части автореферата.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе проведен анализ практики использования таможенными органами ценовой информации. Обосновано значение ценового информационного обеспечения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. Осуществлена систематизация существующей в таможенных органах ценовой информации в зависимости от источника ее получения. Произведена оценка результативности использования источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенных органов. Исследован алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации, выявлены его слабые стороны. Проведен анализ зарубежного опыта таможенной оценки товаров. Сделан вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию.
Полученные
в ней научные положения
Во второй главе изучены теоретические основы формирования ценовой информации на базе мировых цен как первоисточника контрактных цен. Исследованы особенности биржевого ценообразования сельскохозяйственных товаров. Проведен анализ обеспеченности ценовой информацией на примере биржевого товара. Оценена информативность имеющихся в таможне источников ценовой информации и возможность использования других источников. На этой основе разработан понятийный аппарат механизма использования ценовой информации: раскрыто понятие «ценовая информация» для таможенных органов.
Полученные в ней результаты составляют суть второго выносимого на защиту результата исследований.
В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости. Они включают:
– методические рекомендации по совершенствованию алгоритма контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации;
– рекомендации по совершенствованию организационного механизма информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров;
– предложения по разработке ценовой информационной базы таможенных органов.
Эти результаты составляют суть третьего выносимого на защиту результата исследований.
В
заключении обобщены полученные в ходе
исследований результаты
и намечены направления дальнейших исследований.
Приложения дополняют основной текст диссертации.
1. Первый научный результат исследований составляет вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию. Этот вывод обусловлен следующими обстоятельствами.
В результате проведенного анализа практики использования таможенными органами ценовой информации выявлена острая необходимость в оснащении таможенных органов полной и достоверной ценовой информацией для целей повышения результативности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров.
Решение
указанной задачи во многом зависит
от того, насколько успешно будет налажен
механизм использования ценовой информации
для целей контроля таможенной стоимости
товаров. Первым шагом в облегчении работы
с ценовой информацией таможенных органов
послужит как раз систематизация всего
информационного массива ценовых данных
на уровне таможни. Классификация ценовой
информации в зависимости от источника
ее получения представлена на рис. 2.
Проведенная оценка результативности использования источников ценовой информации показала, что на данный момент в распоряжении таможенных органов недостаточно достоверных источников ценовой информации для целей контроля таможенной стоимости товаров, а также отсутствует единая система общего пользования имеющихся ценовых источников. В настоящее время наиболее приоритетным и оперативным средством получения ценовой информации об однородных и идентичных товарах, импортируемых на таможенную территорию Таможенного союза добросовестными участниками ВЭД, по-прежнему остается информационно-аналитическая система «Мониторинг-анализ», возможности которой могут быть заимствованы при разработке ценовой информационной базы.
В работе также исследован алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации, показавший ряд проблем, с которыми сталкиваются должностные лица. Этапы алгоритма представлены в виде схемы на рис. 3.
На
третьем этапе алгоритма
Проверочная
величина (производная от ценовой информации)
– это цена за единицу товара, аналогичного
оцениваемому, откорректированная с учетом
различий в коммерческих условиях продажи,
дополнительных начислениях
и вычетах.
Рис. 2.
Классификация ценовой
информации таможенных
органов
Рис. 3.
Алгоритм контроля таможенной
стоимости при использованием
ценовой информации
Одним из недостатков применяемого алгоритма контроля таможенной стоимости с применением ценовой информации является отсутствие рекомендаций о существующих методах корректировки ценовой информации (третий этап) и общемировой практике по внесению поправок в ценовую информацию, что не всегда позволяет должностным лицам учитывать различия в коммерческих уровнях продажи и технических характеристик оцениваемого товара и ценовой информации. Вследствие этого в большинстве случаев приведение цен, полученных из источников ценовой информации по коммерческим условиям сделки и техническим характеристикам, к ценам проверяемого контракта таможенными органами не осуществляется.
Проведенный
анализ зарубежного опыта таможенной
оценки товаров
в условиях предстоящего вступления России
в ВТО позволил выявить положительные
и отрицательные стороны приоритетных
на данный момент направлений контроля
таможенной стоимости в странах – членах
ВТО (как
в развивающихся, так и в развитых), учет
которых позволит выработать наиболее
актуальные предложения по совершенствованию
деятельности таможенных органов по контролю
таможенной стоимости товаров с учетом
специфики экономики России.
Таким образом, анализ практики использования таможенными органами ценовой информации позволяет сделать вывод о недостаточности достоверных источников ценовой информации и об отсутствии единой автоматизированной ценовой информационной базы, содержащей структурированную ценовую информацию, наличие которых позволило бы совершенствовать механизм использования ценовой информации в целях контроля таможенной стоимости.
2.
Второй научный результат составляет
предложенный в диссертации
понятийный аппарат
механизма использования
ценовой информации
в деятельности таможенных
органов по контролю
таможенной стоимости. Его разработка
была обусловлена необходимостью совершенствования
механизма использования ценовой информации
в целях контроля таможенной стоимости.
Анализ
сложившихся международных
и пути ее совершенствования позволили
сформулировать позицию по созданию в
условиях предстоящего вступления России
в ВТО дополнительного механизма ценового
обеспечения, который будет играть вспомогательную
роль при обязательном исполнении положений
Соглашения о применении статьи VII ГАТТ
и позволит усилить контроль таможенной
стоимости.
Исследование теоретических основ формирования ценовой информации на базе мировых цен поможет облегчить таможенным органам понимание ценовой информации и, соответственно, процедуру оценки достоверности заявляемой контрактной цены и декларируемой на ее основе таможенной стоимости товара, так как цены мирового рынка являются первоисточником контрактных цен и отражают типичные, общепринятые для данного товарного рынка условия обмена.
Все виды мировых цен (справочные цены, цены прейскурантов, каталогов и рекламных проспектов, цены предложений, аукционные цены, цены торгов, биржевые котировки, расчетные цены и цены фактических сделок) являются своего рода информационным массивом данных, которые используются таможенными органами на практике в качестве ценового обеспечения контроля таможенной стоимости и служат достоверным источником для проверки правильности определения таможенной стоимости.
Изучение особенностей ценообразования на биржевые товары показало, что без специальных знаний невозможно произвести грамотную таможенную оценку товаров в целях предотвращения занижения таможенной стоимости.
В
ходе анализа обеспеченности таможенных
органов ценовой информацией биржевых
товаров и оценки как информативности
имеющихся в таможне источников, так и
возможности использования других источников
сделан вывод об ограниченности в выборе
существующих в таможенных органах источников
информации. Это объясняется и тем, что
в распоряжении должностных лиц таможенных
органов отсутствует полный объем ценовой
информации, и вся работа с ценовыми источниками,
имеющимися в таможне, сводится лишь к
формальному контролю заявляемой таможенной
стоимости товаров без учета особенностей
формирования цен внешнеторговых контрактов,
ценообразующих факторов, конъюнктуры
мирового и национального рынков. Это
приводит к недостоверному и неграмотному
определению таможенной стоимости и, соответственно,
к неправильному расчету причитающихся
к уплате таможенных платежей,
а также в дальнейшем и к проигрышу дел
в суде по жалобам участников ВЭД, связанным
с необоснованной корректировкой таможенной
стоимости.