Совершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:10, реферат

Описание

В последние годы доля таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета России приобретает все большие масштабы, что является одним из следствий мирового финансово-экономического кризиса:
с 38% в 2000 году она повысилась до 52,2% в 2010 году.

Работа состоит из  1 файл

алгоритм.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

     В результате было предложено в целях  совершенствования механизма использования  ценовой информации по контролю таможенной стоимости модернизировать обеспечение ценовой информацией таможенных органов путем оснащения таможенных органов новыми источниками ценовой информации (отраслевыми изданиями, сведениями о биржевых котировках в режиме реального времени, если ввозимый товар является объектом биржевой торговли; аналитическими данными о порядке формирования мировых цен; информацией о товарных особенностях, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков) и в перспективе создать единый механизм общего пользования ценовыми источниками.

     Учет  данных обстоятельств, а также приведенная в первой главе классификация ценовой информации позволили разработать понятие ценовой информации в механизме использования ценовой информации, в том числе с учетом правоприменительной практики таможенных органов России, ведомственных нормативных актов ФТС России и новых требований к ценовой информации, содержащихся в законодательстве Таможенного союза.

     Ценовая информация таможенных органов – это сведения о ценах на товары на мировом и внутреннем рынках, о ценах на услуги по доставке товаров (транспортировка, страхование грузов), в том числе справочная информация  
о качественных характеристиках товара, его репутации на рынке, ценообразующих факторах и конъюнктуре мирового и национального рынков, которая может быть получена: из периодических отраслевых изданий, российских и зарубежных конъюнктурных публикаций; из системы оперативного мониторинга таможенных деклараций (коммерческая документация); от государственных органов, международных представительств, официальных производителей товаров, поставщиков, транспортных и страховых компаний, покупателей на внутреннем рынке, иных предприятий и организаций, в том числе с использованием сети Интернет.

     Таким образом, развитие понятийного аппарата позволяет более четко определить основные направления совершенствования механизма использования ценовой информации в целях осуществления результативного контроля таможенной стоимости, в том числе разработки ценовой информационной базы, которая позволила бы объединить все существующие источники ценовой информации.

     3. Третий научный результат диссертации составляют практические рекомендации по совершенствованию механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости. Эти рекомендации заключаются в совершенствовании алгоритма контроля таможенной стоимости с использованием ценовой информации при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости, совершенствовании организационного механизма и подготовке предложений по разработке ценовой информационной базы таможенных органов.

     В свете предстоящего вступления России в ВТО необходимость их разработки обусловлена тем, что в настоящее время, во-первых, в распоряжении должностных лиц таможенных органов ценовая информация имеется не в полном объеме и не по всей номенклатуре товаров, обращающихся во внешней торговле; во-вторых, не существует специальных программных средств, предназначенных для оперативного контроля таможенной стоимости товаров и, соответственно, содержащих весь необходимый массив ценовой информации на эти товары; в-третьих, имеющиеся источники ценовой информации представлены в разрозненном виде (периодические издания – на бумажных носителях, ИАС «Мониторинг-анализ» – в электронном виде, сведения о ценах реализации на внутреннем рынке – в сети Интернет).

     Предложенные методические рекомендации по модернизации третьего этапа алгоритма контроля таможенной стоимости, на котором осуществляется корректировка ценовой информации, базируются на общемировой практике внешнеторгового ценообразования по приведению цен, полученных из источников ценовой информации, и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, комплектации и технико-экономическим параметрам товаров).

     Рекомендации  по внесению необходимых корректив  в данные материалы при проверке контрактных цен таможенными инспекторами разработаны с учетом специфики деятельности таможенных органов.

     Должностным лицам таможенных органов необходимо учитывать, что при корректировке  ценовой информации не рекомендуется  вносить множество поправок, поскольку  снижается точность в расчете цен. Внешнеторговая практика показывает, что поправки часто устанавливаются эмпирическим путем. Поэтому источники ценовой информации для расчетов выбираются таким образом, чтобы в наибольшей степени быть сопоставимыми с ценой контракта по технико-экономическим параметрам продукции и условиям ее реализации.

     Обеспечение результативного контроля таможенной стоимости не представляется возможным без модернизации алгоритма контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации.

     В существующий алгоритм контроля таможенной стоимости по оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости предлагается включить еще один этап – анализ рынка товара, который будет направлен на изучение основных характеристик товара, порядка формирования цен внешнеторговых контрактов, ценообразующих факторов, конъюнктуры мирового и национального рынков.

     В алгоритме контроля таможенной стоимости (показан на рис.3) данный этап целесообразно сделать вторым, непосредственно перед этапом выбора источника ценовой информации. Усовершенствованный алгоритм приведен на рис. 4.

     В связи с введением этого этапа  в алгоритм контроля таможенной стоимости возникает необходимость пополнения таможенных органов квалифицированными трудовыми ресурсами, которые будут заниматься непосредственно анализом рынка товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществлять сбор, обобщение, хранение, пополнение ценовой информации и периодически обновлять ее в соответствии с реальной конъюнктурой рынка.

     Такую работу могут выполнять только специалисты по конъюнктуре рынка, эксперты по ценообразованию, маркетологи, товароведы, аналитики по рынкам товаров и услуг, которые смогут как учесть, так и просчитать все ценообразующие факторы, влияющие на цену внешнеторговой сделки и соответственно на таможенную стоимость.  

 

      

Рис. 4. Усовершенствованный алгоритм контроля таможенной стоимости при использовании ценовой информации

 

      

     Решить  данную задачу можно путем совершенствования  организационного механизма в области информационного обеспечения контроля таможенной стоимости товаров.

     В связи с этим предлагается изменить организационную структуру таможенных органов на уровне ФТС России, а в перспективе – и на уровне Таможенного союза. Так, в состав Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России необходимо включить отдел анализа рынка товаров и услуг с возложением на него отдельных функций  
в рамках информационного обеспечения контроля таможенной стоимости. Как уже отмечалось, в состав отдела должны входить вновь набранные высококвалифицированные эксперты по рынкам товаров и услуг.

     Естественно, что название отдела сформулировано довольно условно, это сделано для  того, чтобы отчасти отразить возможные  функции, которые будут возложены  на отдел.

     Выбор уровня ФТС России объясняется, во-первых, возможностью набора в отдел квалифицированных специалистов в отличие от регионов, а также возможностью взаимодействия с таможенными администрациями других стран, торговыми представительствами мировых производителей, крупными экспедиторскими и страховыми компаниями, перевозчиками.

     На  уровне региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен также могут быть созданы подобные отделы, которые будет заниматься конкретизацией полученной информацией с учетом специфики региона, а также осуществлять приведение ценовой информации и цен проверяемого контракта в сопоставимый вид (по коммерческим условиям сделки, качеству и технико-экономическим параметрам товаров) (рис. 5).

     Работа, проводимая вышеуказанным отделом, поможет минимизировать затраты рабочего времени должностных лиц таможенного поста, осуществляющих выпуск таможенных деклараций, на поиск, сбор, изучение и обработку ценовой информации ввозимого товара.

 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Схема движения ценовой информации 

     Анализ  зарубежного опыта таможенной оценки стран – членов ВТО показал, что такие приоритетные направления контроля таможенной стоимости, как система управления рисками (далее – СУР) и система постаудита не во всех странах применяются эффективно. Изначально СУР предусматривала осуществление выборочного контроля таможенной стоимости, и в настоящее время достаточно результативно используется развитыми странами. В развивающихся же странах для целей применения СУР и оперативного выявления случаев занижения таможенной стоимости были созданы базы данных усредненных цен, которые впоследствии превратились в механизм использования минимальных цен, ниже которых товар не может декларироваться. Именно в этих странах больше всего наблюдается отрицательная судебная практика относительно принимаемых таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров. Данная проблема существует и в России в связи с тем, что практика развитых стран по использованию СУР неприменима в условиях российской действительности, так как она изначально рассчитана на добросовестных участников ВЭД.

     В большинстве развитых стран, работающих в рамках Соглашения  
о применении статьи VII ГАТТ проверка достоверности заявленных сведений  
о таможенной стоимости товаров в основном осуществляется после выпуска товаров. Данное направление в деятельности таможенных органов России также осуществляется таможенной инспекцией, но в меньших масштабах, и также не всегда результативно из-за ведения многими компаниями двойной бухгалтерии и еще существующей практики «фирм-однодневок».

     В связи с этим, не отступая от принципа таможенной оценки, заложенного Соглашением, о приоритетности цены сделки и соответствии ее реальной конъюнктуре рынка, для более результативного и оперативного информационного обеспечения контроля таможенной стоимости должностных лиц таможенных органов максимально полной и достоверной ценовой информацией назрела острая необходимость в разработке универсальной ценовой информационной базы таможенных органов, содержащей в себе все нужные сведения о товаре (начиная от качественных характеристик и стоимостных оценок товара и заканчивая корректными сведениями о стоимости товара с учетом ценообразующих факторов и реальной конъюнктуры рынков).

     Ценовая информационная база должна представлять собой комплексную систему информационно-аналитического обеспечения работ по анализу таможенной стоимости как на стадии таможенного декларирования, так и после выпуска товаров.

     Для обеспечения эффективного использования ценовой информационной базы она должна стать приложением к программному продукту таможенных органов, обеспечивающему электронное декларирование товаров. Применение базы должно происходить следующим образом.

     На  основании данных, содержащихся в  электронной копии декларации на товары, в автоматизированном режиме должна осуществляться выборка ценовой информации из базы по коду ТН ВЭД ТС, наименованию и описанию товара, в том числе: по торговой марке, модели, артикулам, стране происхождения, производителю, маршруту доставки и видам транспорта, страхованию и другим критериям. Результатом поиска должен стать набор данных с учетом заявленных сведений в электронной декларации на товары, содержащий информацию  
о ценах на товары, аналогичные проверяемому, товарных особенностях, конъюнктуре рынка, ценообразующих факторах.

     База  данных должна собрать воедино весь массив ценовой информации по всей импортируемой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и в перспективе стать ключевым элементом механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости.

     Предложения по внедрению ценовой информационной базы таможенных органов включают разработку миссии, целей и задач по созданию ценовой базы, требований к отбору ценовых источников, а также экономических последствий и рисков.

     Для удобства наполнения базы данных и  ее актуализации должностными лицами ценовую информацию предлагается включать в базу данных отдельными блоками: анализ рынка товара, справочные цены, цены основных центров мировой торговли (биржи, аукционы, торги), информация о ценах на идентичные и однородные товары, цены производителей товаров, цены на внутреннем рынке Российской Федерации, логистика.

     В наполнении блоков ценовой информационной базы и в дальнейшем их использовании  обязательное участие должны принимать таможенные органы всех организационных уровней: ФТС – РТУ – таможни – таможенные посты.

     Внедрение данной базы потребует значительных временных затрат. Ввиду большого объема номенклатуры и различного ассортимента ввозимых товаров создание ценовой информационной базы может проходить в несколько этапов. На начальном этапе целесообразно обеспечить таможенные органы информацией в отношении тех товаров, по которым имеются признаки заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости и которые являются приоритетными с точки зрения объемов ввоза и взыскиваемых сумм таможенных платежей. Последующие этапы должны предусматривать обеспечение таможенных органов ценовой информацией по всей ввозимой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Совершенствование механизма использования ценовой информации в деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости