В связи с вводом
в действие таможенного законодательства
Таможенного союза на качественно новый
уровень работы переходят и таможенные
органы Таможенного союза. Нарабатываемая
практика применения норм Таможенного
кодекса Таможенного союза требует пересмотра
отдельных форм и методов, ранее довольно
успешно применяемых российскими таможенными
органами, таможенного администрирования,
применение которых зачастую приводило
к неоправданным простоям транспортных
средств международной перевозки, как
при прибытии на таможенную территорию
Российской Федерации, так и во внутренних
таможенных органах. Поэтому для успешного
администрирования настало время совершенствования
форм и методов таможенного администрирования
путем совершенствования нормативно-правовой
базы, как Таможенного союза, так и Российской
Федерации. Так, в настоящее время, идет
полным ходом правотворческая деятельность,
устанавливающая новые принципы таможенного
администрирования.
В таможенных органах Российской
Федерации совершенствование таможенного
администрирования планируется
осуществить за счет внедрения в
практику таможенного оформления новых
технологий таможенного оформления
к которым можно отнести следующие:
- внедрение института
предварительного информирования
таможенных органов о ввозимых
товарах;
- использование полнофункциональной
модели системы управления рисками
с актуализированной ценовой
информацией о ввозимых товарах
в соответствии с особенностями
конъюнктуры мирового рынка на
момент осуществления соответствующей
процедуры контроля;
- возможности осуществления
декларирования товаров и представления
документов в электронной форме;
- инфраструктурное развитие
приграничных субъектов Российской
Федерации, т.е. расположение в
зонах таможенного контроля вдоль
таможенной границы таможенно-логистических
терминалов (далее - ТЛТ) за счет
бизнес-сообщества в рамках государственно-частного
партнерства;
- снижение транспортной
нагрузки на крупные города
Российской Федерации, вызванной
возрастающим внешнеторговым оборотом,
а именно, таможенное оформление
и таможенный контроль товаров
производить с учетом видов
транспорта, на которых перемещаются
товары в местах приближенных
к государственной границе;
- обеспечение взимания
в полном объеме обязательных
к уплате таможенных платежей,
при этом таможенная декларация
может быть подана любому таможенному
органу, полномочному принимать
таможенные декларации.
Кроме того, в рамках концепции
развития таможенного администрирования
немаловажное значение имеет организация
деятельности самих таможенных органов
Российской Федерации.
3.Компетенция таможенных органов
по таможенному администрированию
Российская Федерация
целенаправленно идёт по пути интеграции
в мировое экономическое сообщество,
совершенствуя свое национальное таможенное
законодательство. Именно поэтому, сменяя
друг друга, с 1993 года совершенствуется
таможенное законодательство. Так, Таможенный
кодекс Российской Федерации 1993 года
давал неограниченные возможности
таможенным органам осуществлять таможенное
администрирование внешнеторговой
деятельности в Российской Федерации,
что и привело к необходимости
пересмотру и совершенствованию
применяемых форм и методов таможенного
администрирования. Это, прежде всего,
было связано с созданием условий
для ускорения перемещения товаров
через таможенную границу и снижения
административного давления на бизнес
со стороны таможенных органов. Приведение
в соответствие норм национального
таможенного законодательства к
нормам международного таможенного
законодательства являлось не только
необходимостью, но и требованием
международного экономического сообщества,
применяющего общепринятые в мировой
практике стандарты государствами-членами
Всемирной торговой организации. Практически
редакция Таможенного кодекса Российской
Федерации 2003 года полностью соответствовала
такого рода требованиям, однако, расширение
таможенного пространства в пределах
трёх государств России, Белоруссии и
Казахстана, образование Таможенного
союза потребовало унифицировать
таможенное законодательство путем
установления правил и норм, требованиям
международного таможенного права.
Таким образом, принятая Решением Межгосударственного
Совета Евразийского экономического сообщества
новая редакция Таможенного кодекса
Таможенного союза, закрепила международные
принципы таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности,
а содержащиеся в статьях отсылочные
нормы на нормативные акты государств-членов
Таможенного союза дали возможность
скорректировать национальное таможенное
законодательство. В результате, в целях
совершенствования государственного
управления в сфере таможенного дела,
обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации, создания условий
для развития внешнеэкономической и внешнеторговой
деятельности, обеспечения соблюдения
прав и законных интересов лиц, перемещающих
товары через таможенную границу Таможенного
союза и Российской Федерации, был принят
Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311 «О таможенном
регулировании в Российской Федерации».
На таможенные органы законодателем
возложены основные обязанности
по таможенному администрированию
таможенного дела в Российской Федерации.
Для этого таможенным законодательством
непосредственное управление таможенным
делом возложено на таможенные органы
Российской Федерации, которые составляют
единую систему обеспечения исполнения
положений таможенного законодательства
в Российской Федерации. Образно
говоря, система представляет собой
пирамиду вертикальной подчиненности
нижестоящих таможенных органов
вышестоящим, а также их горизонтальным
связям для целей исполнения контрольных
функций. Так, во главе находится
ФТС России, федеральный орган
исполнительной власти, в функции
которого входит организация таможенного
дела. Данная правительственная структура
включает в себя структурные подразделения,
которые по своим направлениям осуществляют
организацию таможенного оформления
и таможенного контроля. В структуру
ФТС России входят такие подразделения,
как главные управления и управления.
Правотворческая деятельность заключается
в том, что на основе положений
действующего таможенного законодательства,
создавать перспективные технологии,
формы таможенного оформления и
таможенного контроля исходя из основных
направлений деятельности и возложенных
на них функций. В структуру ФТС
России входит более 20 управлений регулирующих
различные направления деятельности,
как администрирование непосредственно
самой структуры таможенных органов, так
и вопросов администрирования организации
внешнеторговой деятельности, возложенных
действующим таможенным законодательством.
Для примера можно выделить ряд структурных
подразделений ФТС России, которые
образно можно отнести к основным, в обязанности
которых, вменены функции по подготовке,
утверждению и организации исполнения
нижестоящими таможенными органами нормативно-правовых
актов по таможенному администрированию
таможенного дела в Российской Федерации,
а именно:
- главное управление организации
таможенного оформления и таможенного
контроля ФТС РФ практически
одно из основных структурных
подразделений ФТС России в
обязанности которого входит
создание технологий, инструкций
и порядков которые, основной
целью кот является эффективное
пополнение федерального бюджета.
ГУ ОТО и ТК ФТС России
ведет такие направления своей
деятельности, как организация таможенного
оформления в торговом и неторговом
обороте, организации контроля
за таможенным транзитом, развития
перспективных таможенных технологий,
организации функционирования
пунктов пропуска и взаимодействия
с контрольными органами и
др.;
- главное управление федеральных
таможенных доходов и тарифного
регулирования ФТС России посредствам
своих структурных подразделений
обеспечивает исполнение закона
«О таможенном тарифе РФ» осуществляя
администрирование данного направления,
издает обязательные для исполнения
технологии, как правильности определения
таможенной стоимости, так и
взимания причитающихся таможенных
платежей представлено такими
подразделениями, как отделом
таможенной стоимости, таможенных
платежей;
- главное управление информационных
технологий также является ключевым
структурным подразделением ФТС
России которое занимается обеспечением
таможенного оформления по средствам
новейших информационных технологий,
позволяющих при минимальной затрате
сил получать максимальный по эффективности
результат. На современном этапе вообще
не представляется деятельность таможенных
органов без поддержки новейших электронных
технологий, которые применяются практически
на всех этапах таможенного оформления
и таможенного контроля и, как результат,
введение электронного декларирования,
которое позволяет производить таможенное
оформление на расстоянии;
- управление товарной
номенклатурой ФТС России обеспечивает
не только надлежащее использование
ТН ВЭД ТС, но и принимает
предварительные решения о классификации
товаров;
- на главное управление
нетарифного регулирования, валютного
и экспортного контроля возложены
функции по контролю за исполнением
положений установленных законом
«О государственным регулировании
внешнеторговой деятельности»;
- управление таможенной
статистики и анализа ФТС России
на основании формируемой таможенными
органами информации представляет
в Правительство РФ статистику
внешнеторговой деятельности, на
основании которой, Правительство
РФ определяет перспективные
пути направления внешнеторговой
деятельности РФ.
Немаловажную роль в таможенном
администрировании принимают такие
структурные подразделения ФТС
России как Аналитическое управление
ФТС России, Главное организационно
– инспекторское управление ФТС
России, Правовое управление ФТС России
и, конечно же, правоохранительные подразделения
ФТС России. Следует отметить, что
законодательной инициативой по
подготовке и изданию нормативно
правовых актов обладает только ФТС
России.
В целях реализации Концепции
административной реформы в Российской
Федерации в 2006 - 2008 годах и плана
мероприятий по проведению административной
реформы в Российской Федерации
в 2006 - 2008 годах, одобренных распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 25.10.2005 г. № 1789-р, п. 7 Порядка разработки
и утверждения административных
регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов
предоставления государственных услуг,
утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 11.11.2005 г. №
679, на вышеперечисленные структурные
подразделения ФТС России возложены
обязанности по разработке и утверждению
административных регламентов по исполнению
государственной функции ведения
Реестров, отнесенных к ее компетенции.
На региональном уровне,
организацией работы по контролю за реализацией
нижестоящими таможенными органами
(таможнями и таможенными постами)
задач по выполнению контрольных
показателей по наполнению Федерального
бюджета страны, осуществляют подразделения
службы организации таможенного
оформления и таможенного контроля.
Именно на данную службу возложены
вопросы организации деятельности
пунктов пропуска, что очень важно
в связи с генеральной линией
Правительства Российской Федерации
о переносе таможенного оформления
в приграничные зоны таможенного
контроля. Если рассмотреть деятельность
таможенных органов, относительно их месторасположения,
то на примере Северо-Западного Федерального
округа наиболее ярким представляется
Северо-Западное таможенное управление
(далее - СЗТУ ФТС России). В
связи с большой протяженностью
контролируемой таможенными органами
СЗТУ ФТС России внешней таможенной
границы ТС и РФ большинство таможенных
органов является пограничными. С
момента пересечения товарами и
транспортными средствами таможенной
границы, для целей таможенного
оформления товары направляются под
таможенным контролем в таможенные
органы в регионе деятельности которых
грузополучатели помещают ввезенные иностранные
товары под избираемые таможенные процедуры.
Контроль за данным направлением деятельности
нижестоящих таможенных органов возложен
на отдел по контролю за таможенным транзитом.
Именно поэтому данному направлению деятельности
уделяется достаточно большое внимание,
а вопросы развития пунктов пропуска и
администрирования данного направления
отнесены к компетенции отдела организации
функционирования пунктов пропуска и
взаимодействия с контрольными органами.
Отдел таможенных процедур и таможенного
контроля осуществляет работу направленную,
как на безусловное исполнение нижестоящими
таможенными органами инструкций и других
предписаний ФТС России, направленных
на эффективную собираемость таможенных
платежей, так и на контроль за выполнением
условий помещения товаров и транспортных
средств под избираемые участниками ВЭД
таможенные процедуры. Отдел координации
и применения системы управления рисками
анализирует и контролирует применение
таможнями и таможенными постами региона
рисков при таможенном оформлении и таможенном
контроле за товарами и транспортными
средствами, перемещаемыми через таможенную
границу и помещаемыми под таможенные
процедуры. Кроме того, в структуре данной
службы есть отдел таможенного контроля
за делящимися и радиоактивными материалами,
который организовывает и координирует
деятельность таможенных органов региона
на совершенствование форм, методов таможенного
контроля и эффективного применения средств
технического контроля.