Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:50, курсовая работа

Описание

При осуществлении таможенно-тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой рассчитываться ввозная таможенная пошлина. В зависимости от страны происхождения товара выделяют следующие ставки таможенных пошлин: базовые, преференциальные и максимальные.
Базовыми (конвенционными) пошлинами облагаются товары, происходящие из государств, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

Работа состоит из  1 файл

Таможенные льготы.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

     Тема  1. Страна происхождения товаров в

       таможенно-тарифном  регулировании 

     1.1. Влияние страны происхождения товаров на уровень ставки таможенной пошлины 

    При осуществлении таможенно-тарифного  регулирования страна происхождения  товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой рассчитываться ввозная таможенная пошлина. В зависимости от страны происхождения товара выделяют следующие ставки таможенных пошлин: базовые, преференциальные и максимальные.

      Базовыми (конвенционными) пошлинами облагаются товары, происходящие из государств, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

      Определение РНБ соержится в ст. I Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ): «В отношении Таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом ... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон». 

      Россия, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает  РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет РНБ утверждаются  ФТС России. Базовые ставки содержатся в Таможенном тарифе РФ. Перечень стран РНБ указан в приложении к приказу № 1539 от 25 декабря 2003 г. «О предоставлении тарифных преференции» (с последними изменениями и дополнениями) (приложение 1).

     Преференциальные  ставки, являются разновидностью льготных ставок и предоставляются отдельным странам или группам стран. Перечни стран которым предоставляются преференции определяются в соответствии с национальной системой преференций РФ, которая включает следующие основные элементы:

  • перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от базовой ставки (приложение 2).
  • перечень наименее развитых стран - пользователей системой преференций РФ. В отношении товаров из этих стран применяется полное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины (приложение 3);
  • перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции. То есть преференциальный режим предоставляется только в отношении товаров указанных в перечне товаров (приложение 4).

     Перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также преференциальных товаров, также регламентируются приказом №1539 от 25 декабря 2003 г. « О предоставлении тарифных преференций» » (с последними изменениями и дополнениями).

      Преференциальный  режим в отношении товаров  из развивающихся и наименее развитых стран предоставляется в случае предоставления сертификата о происхождении по форме «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки.

     Кроме того, существуют тарифные преференции  в виде освобождения от уплаты таможенных пошлины в отношении товаров  из стран, образующих вместе с Россией  зону свободной торговли или таможенный союз. То есть не применяются ввозные таможенные пошлины в отношении товаров происходящих с территорий государств -  участников СНГ (Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины). Преференциальный режим предоставляется  при наличии сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1» и соблюдении дополнительных условий.

     Максимальные (автономные) таможенные пошлины применяются в отношении товаров происходящие из всех остальных государств (не включенных в перечень стран РНБ, развивающихся и наименее развитых), а также на те товары страна происхождения которых неизвестна. В отношении товаров, происходящих эти государств применяются базовые ставки увеличенные в два раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Определение страны происхождения товаров 

     Ставка  ввозной таможенной пошлины зависит  от страны происхождения товара, поэтому одним из основных вопросов таможенного оформления и контроля является установление и подтверждение страны происхождения товаров, этот вопрос относится к компетенции таможенных экспертиз.

     Сложность установления страны происхождения  товара, как правило,  возникает, если в производстве товаров участвуют две страны и более. В этих случаях необходим четкий порядок определения страны происхождения товара, который в настоящее время устанавливается Правительством РФ на основании Таможенного Кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

     Принципы  определения страны происхождения товара базируются на критериях существующих международной практике. Эти критерии были обозначены в Киотской конвенции. Выделяют три критерия определения страны происхождения товаров:

    1. Критерий переработки (правило смены товарной позиции) - предполагает такую переработку импортного товара на территории страны, которая изменяет его положение в товарной классификации на уровне первых четырех цифр, т.е. переводит его из одной товарной позиции  в другую. Переработка товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена эта переработка (обработка), а саму страну считать страной его происхождения;
    2. Критерий процентного содержания (правило адвалорной доли) – устанавливает предельную долю иностранных товаров и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового товара. Формой выражения этого критерия является правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
    3. Установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен. К таким товарам отнесены:
  1. полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
  1. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
  2. животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
  3. продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
  4. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
  5. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
  6. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6;
  7. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
  8. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
  9. продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
  10. товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 - 10.

      Первые  два критерия являются критериями достаточной  переработки товаров, которые применимы, если в производстве товаров участвуют две страны и более. В этом случае страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки. 

     При использовании правила смены  товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений, т. е. списки, содержащие перечень производственных или технологических операций, которые хотя и ведут к изменению товарной позиции, но не считаются признаками достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий. При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

  • операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки (регулирование температурного режима, проветривание и т.д.);
  • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление    партии,    формирование    отправок,    сортировка,    переупаковка, погрузочно-разгруючпые операции и т.д.);
  • простые сборочные операции;
  • смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;
  • комбинация двух или большего числа вышеназванных операций;
  • убой скота.

     При применении  в качестве критерия достаточной переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются для импортируемых материалов по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции. При неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции. Для конечной продукции стоимостные показатели рассчитываются по цене на условиях «франко-завод» («франко-склад») продавца.

    В целях установления порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции, статьей 32 ТК РФ предусматривается право Правительства РФ определять условия использования правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

    Под непосредственной закупкой товара понимается покупка товара импортером у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется преференциальный режим.

    Прямая отгрузка товара - отгрузка из страны, пользующейся тарифными преференциями, непосредственно в РФ. Правилу прямой отгрузки также отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

  • товары были поставлены с территории развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
  • товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях,  кроме демонстрационных;
  • товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

    Для товаров, происходящих из развивающихся  и наименее развитых стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, действуют условия Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров из этих стран, и предоставления преференций в рамках Общей системы преференций. По правилам Соглашения таможенные преференции предоставляются при одновременном выполнении следующих основных условий:

    • наличие факта непосредственной закупки товара;
    • наличие факта прямой отгрузки товара;
    • наличие декларации или сертификата о происхождении товара формы «А» (если стоимость товара превышает 20 тыс.руб.).

    Для товаров, происходящих из государств-участников СНГ, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз, действуют следующие условия выполнения Соглашения о создании зоны свободной торговли и Правила СНГ:

    • товар экспортируется резидентом одного из государств-участников Соглашения;
    • товар ввозится физическим лицом-резидентом государства-участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников СНГ на таможенную территорию другого государства-участника СНГ;
    • товар экспортируется на основании (наличия) договора/контракта между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения;
    • наличие декларации или сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1», свидетельствующего о происхождении товара с территории одного из государств-участников СНГ (если стоимостью товара свыше 20 тыс. руб.).

Информация о работе Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании