Таможенная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть таможенную политику России

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать организацию таможенного регулирования;

2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о приоритетах таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

3.Рассмотреть перспективы развития таможенной политики России;

4.Ознакомиться с задачами таможенной политики России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты Таможенной политики России …………………….5
1.1 Инструменты таможенной политики…………………………………….. 5
1.2 Итоги реализации таможенно-тарифной политики в 2010 году ………..7
1.3 Задачи таможенно-тарифной политики …………………………………10
2. Перспективы развития таможенной политики России …………………….19
2.1 Развития тарифов в таможенной системе в перспективе на 2011 – 2013 годы ……………………………………………………………………………....19
2.2 Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе ……………………………………………………20
2.3. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2012-2013 годов……………………………………………………………………….. …….26
Заключение……………………………………………………………………… 28
Библиография…………………………………………………………………… 30
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Таможенная политика.docx

— 85.87 Кб (Скачать документ)

     Одна из основных проблем таможенной  системы, как отметил глава  правительства – это качество управления. Ведь именно от качества управления зависит вся работа таможенной системы, цель которой сотрудничество с производителями продукции. К такому выводу В. Путин пришел после посещения различных регионов страны, где производители высокотехнологической продукции делились своими пожеланиями для создания благоприятных условий работы с экспортерами, которые необходимы для расширения национального производства.

     С основной же своей задачей  – пополнение государственной  казны, таможенная система справилась  хорошо. На результатах ее работы  не отразился даже всемирный  экономический кризис. Так доход  таможни от общего дохода государственной  казны составляет 34 процента или  2,5 триллиона рублей.

     Однако глава правительства еще  раз отметил, что таможенно  - тарифная политика должна не  только наполнять государственную  казну, а и должна способствовать  укреплению конкурентоспособности  национальной экономики на международном  уровне. Для осуществления и создания  Таможенного союза с Казахстаном  и Белоруссией на практике  необходимо принятие совместных  решений и участие представителей  всех трех стран в процессе  регулирования таможенных отношений.  Именно такое практическое направление  было озвучено Путиным кабинету  министров Российской Федерации. 

     Накануне заседания правительства  23 марта 2010 года из достоверных  источников стало известно об  изменениях в антикризисной политике, суть которых отказ от протекционистского  регулирования. Политика протекционизма, как политика защиты внутреннего  национального рынка от иностранных  производителей была эффективна  в кризисных условиях. Сейчас в стране наступил новый этап, который характеризуется выходом государства из экономического кризиса и поэтому требуются новые методы регулирования. Так правительство планирует снизить таможенные пошлины на экспорт и не повышать таможенные пошлины на импорт. Снижение импортной таможенной пошлины коснется импорта нового легкового транспорта и будет составлять 25 процентов, а не 30, как сейчас. Такое же изменение планируется применить на импорт сельскохозяйственной техники. По предварительным данным таможенная пошлина должна снизиться до 60-70 евро за 1 кВ. Сейчас величина этой таможенной пошлины составляет 120 евро, что в процентном отношении составляет 15 процентов. В экспорте удобрений наоборот наблюдается рост таможенного сбора, который составит 5 процентов. Нынешняя величина таможенной пошлины равна нулю.

     Один из основных вопросов, по  поводу, которого еще не был,  достигнут консенсус между участниками  нового союза, решался при закрытых  дверях. Это экспорт и механизм  оборота углеводородов, и определение  оптимальных размеров таможенных  пошлин на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, Белоруссия настаивает  на полной отмене таможенной  пошлины на энергетическую продукцию  внутри данного союза.5 
 

    2.2 Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе 

     Реализация  таможенно-тарифной политики в 2011 г. и в плановый период 2012-2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

     – посткризисное восстановление мировой  экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться  высокой нестабильностью, значительными  колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

     – ускорятся технологические и  структурные изменения в мировой  экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более  возрастет конкурентоспособность  новых центров силы из числа развивающихся  стран, что потребует совершенствования  структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения  эффективности таможенного администрирования;

     – радикально изменится институционально-организационный  и торгово-политический контекст осуществления  таможенно-тарифной политики – в  полном объеме начнет функционировать  таможенный союз России, Белоруссии и  Казахстана (ТС), определятся основные параметры  единого экономического пространства трех стран, будет создана  многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия в наиболее вероятном  сценарии станет членом ВТО. Это позволит регламентировать и унифицировать  все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе  таможенно-тарифного регулирования, в рамках ТС и в целом СНГ  на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ;

     – создание таможенного союза и  в среднесрочной перспективе  – единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки  и реализации торговой, в том числе  таможенно-тарифной,   политики, которая  должна будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов  и потребителей всех стран-участниц, предусматривать эффективные механизмы  мониторинга и корректировки  принятых решений в зависимости  от ситуации в различных частях ЕЭП;

     – гармонизация норм внешнеторгового  регулирования и торгово-политической практики стран ТС и СНГ в целом  с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация ТС позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического пространства с участием Европейского союза, активизировать  переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;

     – повышение роли государственной  поддержки как инструмента роста  конкурентоспособности отечественных  производств, укрепления их позиций  на внутреннем и внешних рынках потребует  более тесного, оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики с другими мерами экономической  политики в целях усиления их совокупного  стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки  экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);

     – интенсификация инновационных процессов  в российской экономике требует  активного включения России в  международную научно-техническую  и производственно-технологическую  кооперацию, что повысит актуальность задачи ее стимулирования средствами таможенно-тарифной политики через  снижение тарифного обложения материалов, частей и компонентов, участвующих  в кооперационном обмене, расширение практики использования экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных процедур.

     Качественное  изменение условий осуществления  таможенно-тарифной политики в рассматриваемый  период вызывает необходимость принятия   адекватных  содержательных  институциональных  и  организационно-процедурных  управленческих решений.

     Во-первых, необходимо обеспечить эффективность  и оперативность механизма функционирования  наднациональных органов таможенного  союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в  целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения  соответствующих  правил, процедур и  регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции сторон  в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

     Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения  позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить   транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире  привлекать  к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

     Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и  рисков, связанных с адаптацией к  новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное  увеличение транзакционных издержек для  отдельных российских участников  внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых  групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков  в страны с меньшими таможенными  издержками). 

     Важнейшим направлением, снижающим риски  переориентации внешнеторговых потоков на рынки  других стран таможенного союза, должно стать создание  в России конкурентоспособного механизма таможенного  администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности  оперативно и экономически комфортно  осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров  под таможенные процедуры.

     В-третьих, новые задачи  российской экономики  вызывают необходимость более тесно  интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы  диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

     С ростом инвестиционной активности в  российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса   высокотехнологичных  производств на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек,  возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении  международных  инвестиционных  товарных кредитов и прямых вложений капитала.

       С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных  мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная  степень тарифной  защиты конкретных рынков на  первоначальных циклах производства  инновационной продукции, постепенное  открытие рынков по мере их  становления, сегментирования и  роста конкурентоспособности отечественных  производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение  здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

     Усиление  глобальной конкуренции вызовет  необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешних рынках. Среди них – реализация среднесрочных планов действий со странами – основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.

     Таможенно-тарифная политика в отношении промышленного  импорта будет формироваться  исходя из принципа эскалации таможенного  тарифа при отказе от необоснованного  завышения ввозных пошлин на товары производственного и социального  назначения.

     Повышенное  внимание к таможенно-тарифному  регулированию сферы АПК   определяется  позитивными процессами роста производства и притока инвестиций в сельское хозяйство, а также ужесточением конкуренции на российском рынке  между отечественной и зарубежной сельскохозяйственной продукцией, при  производстве или экспорте которой  во многих случаях используются субсидии, налоговые льготы или естественные конкурентные преимущества, отсутствующие  в России (климатические условия, дешевая рабочая сила, низкие транспортные издержки).

          Применение экспортных пошлин сохранится для ограниченного круга сырьевых и топливно-энергетических товаров. В отношении экспортных пошлин на нефтепродукты в 2011 году будет осуществлено  введение единого коэффициента соотношения ставок на нефть и нефтепродукты. Кроме того,  Правительство Российской Федерации будет наделено правом устанавливать порядок и формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации.6 
 

     2.3 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2012-2013 годов 

     В 2012-2013 годах направления и приоритеты таможенно-тарифной политики будут  определяться задачами содействия дальнейшему  поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и  Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран-членов таможенного  союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться  обязательствам первого этапа имплементационного периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт.

Информация о работе Таможенная политика России