Таможенное право и его особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат

Описание

В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
3. Функции таможенных органов………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..…27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.91 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет» 

Кафедра ФиЭТ 
 

Контрольная  работа

по  дисциплине «Таможенное  дело»

на  тему: «Таможенное право и его особенности в РФ» 
 
 
 

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                   Проверил: 
 
 
 
 
 

Владимир, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3

  1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
  2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
  3. Функции таможенных органов………………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………...24

Список  литературы…………………………………………………………..…27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешне-экономической  деятельности. Усилия последнего десятилетия  в этой области сводились к  либерализации внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

  За  последние годы Россия присоединилась к ряду международных договоров  по вопросам регулирования ВЭД; отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний  рынок, исключая случаи угрозы национальной безопасности.

  Самым значительным шагом следует считать  принятие Таможенного кодекса (2003 г.) и Законов РФ: “О таможенном тарифе” (1993 г.), “О валютном регулировании и  валютном контроле” (2004 г.), “Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (2003 г.), “О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров” (2003 г.).

  В законодательных и других нормативных  актах Российской Федерации определены роль и место таможенных органов  в системе регулирования внешнеэкономической  деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции  и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок  деятельности таможенных органов.

  Сформирована  практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая  общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование  правоотношений в области таможенного  дела на основе норм ТК РФ и в комплексе  норм прямого действия. В целях  совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации проделана  большая работа по подготовке нормативной правовой базы на основании ТК РФ, практики и опыта применения международного законодательства.

  В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ. Тем самым федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен  управляющей, консолидирующей и  организующей роли, специфического характера  задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и особенности  таможенного права

  Таможенное  право – это отрасль российского  права, которая представляет собой  систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными  платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право  это комплексная отрасль российского  права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

  Среди российских юристов нет единого  мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная  отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного  права. Также существуют ученые, которые  утверждают, что таможенное право  – это институт административного  права.

  Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной  отраслью права, исходят из следующих  доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования  общественных отношений. Гражданско-правовому  методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования  – административно-правовой, значит, и место таможенному праву  в административном праве.

  В пользу того, что таможенное право  является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

  1) таможенное право имеет свой  предмет регулирования – широкий  круг общественных отношений  в таможенной сфере; 

  2) у таможенного права есть свой  круг субъектов регулирования  – таможенные органы и служащие  этих органов, с одной стороны,  и физические и юридические  лица, с другой;

  3) таможенное право имеет свой  круг объектов регулирования  – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную  границу;

  4) для таможенного права характерен  комплексный метод регулирования,  сочетающий административно-правовой  и гражданско-правовой методы;

  5) у таможенного права имеются  свои источники регулирования,  которыми являются прежде всего  Таможенный кодекс Российской  Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе»,  а также подзаконные нормативные  правовые акты.

  Исходя  из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным  правоотраслевым образованием, подобно  административному, гражданскому и  другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в  том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее эти отрасли  права вполне обоснованно считаются  самостоятельными.

  Таможенные  правоотношения – это отношения  его участников, которые урегулированы  и законодательно закреплены нормами  таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками  могут возникать самые разнообразные  отношения. Однако не все они могут  становиться именно таможенными  правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью узнать некоторые  особенности перемещения того или  иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом  и таможенным органом возникает  таможенное правоотношение. Само обращение  физического лица в таможенный орган  и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они имеют свою специфику. Во-первых, эта специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

  Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

  Таможенные  правоотношения, как и многие остальные  правоотношения подразделяются на виды.

  Эти отношения можно подразделить на:

  1) активные таможенные действия;

  2) пассивные таможенные действия;

  3) посредническую таможенную деятельность;

  4) вспомогательные таможенные действия;

  5) организационную деятельность.

  Активные  таможенные действия заключаются в  активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Пассивные таможенные действия выражаются в пассивном выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях  лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением  товаров при перемещении их через  таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку  товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект  таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает  предварительное решение в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу. Организационная деятельность прослеживается в определении компетенции  кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Например, Президент  РФ своим указом определяет компетенцию Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне и таможенном посте.

  Состав  таможенного правоотношения, его  структура включает в себя три  элемента:

  1) содержание;

  2) субъекты;

  3) объект.

  Содержание  таможенного правоотношения включает в себя две стороны: юридическую  и материальную.

  Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности  его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим  заявлением в таможенные органы, предпринимает  конкретные действия в подтверждение  данного намерения. В свою очередь  таможенный орган обязан принять  данное заявление и начать процедуру  таможенного оформления товаров  с тем, чтобы поместить их под  тот или иной таможенный режим.

  Материальное  содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов  данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих  им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить  свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к  таможенному органу о возможности  сделать это, после чего совершает  ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления  своей цели.

  Субъекты  таможенных правоотношений– таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

  Объект  таможенного правоотношения – это  те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы  реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать  свое производство, получить от продажи  изготовленной продукции соответствующий  доход. Полученная им прибыль может  быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в  том, чтобы содействовать осуществлению  целей российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить  их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения  или прекращения конкретного  таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический  факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает  наступление, изменение или прекращение  таможенного правоотношения. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Таможенное право и его особенности в РФ