Таможенное право и его особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат

Описание

В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
3. Функции таможенных органов………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..…27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.91 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет, метод, система и принципы таможенного  права

  Под предметом таможенного права  понимаются общественные отношения  в таможенной сфере. Эти отношения  связывают с:

  1) организацией таможенного дела  в стране;

  2) таможенным оформлением;

  3) таможенными режимами;

  4) специальными таможенными процедурами;

  5) преступлениями и иными правонарушениями  в таможенной сфере и ответственностью  за их совершение;

  6) участием РФ в международно-правовом  сотрудничестве в таможенной  сфере.

  Под принципами таможенного права понимаются его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы  таможенного права. Так же, как  и любой отрасли российского  права, таможенному праву присущи  принципы законности и демократизма. Принцип законности обозначает, что  все участники таможенных правоотношений обязаны действовать в строгом  соответствии с Конституцией РФ, международными договорами России, ее законами, а также  иными нормативно-правовыми актами. Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим  лицам страны. Помимо принципов, присущих всем отраслям права, таможенное право  имеет и свои специальные принципы. К ним относятся следующие  принципы.

  Во-первых, принцип полного и четкого  таможенного регулирования, который  означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Новый  ТК РФ в наибольшей степени отвечает этому требованию. В п. 1 ст. 6 ТК РФ указано, что положения актов  таможенного законодательства, нормативных  правовых актов в области таможенного  дела должны быть сформулированы таким  образом, чтобы каждое лицо точно  знало, какие у него есть права  и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано нечеткостью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

  Во-вторых, это принцип обеспечения эффективности  таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться  и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения  внешнеторгового оборота, обеспечения  соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения  интересов всех участников таможенных правоотношений. Таможенные средства и инструменты должны постоянно  совершенствоваться и обновляться. Таможенная служба РФ не может и  не должна жить старыми методами и  наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в  таможенных службах других стран.

  В-третьих, это принцип учета опыта международно-правового  сотрудничества и регулирования  в области таможенного дела. Можно  отметить, что РФ активно участвует  в международно-правовом регулировании  вопросов таможенного дела, участвует  в большинстве многосторонних договоров  и соглашений в таможенной сфере.

  В таможенном праве как комплексной  отрасли права применяются все  имеющиеся в системе права  способы правового воздействия (методы) на субъектов таможенных правоотношений. Это прежде всего два метода –  административно-правовой и гражданско-правовой в их различных формах выражения.

  Административно-правовой метод регулирования основан  на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения  неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Также  следует признать, что в новой редакции ТК РФ постоянно отмечается, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК РФ и иными законами РФ. Причем ТК РФ теперь подробно регулирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенных органов и лиц. Тем не менее специфика таможенного дела такова, что здесь все же установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов или спорной ситуации.

  Новый ТК РФ предоставляет лицам больший  простор и большие возможности  для применения регулирования отношений  в области таможенного дела гражданско-правовым методом. К примеру, лица, которые  перемещают товар через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим для своих товаров избрать. В соответствии со ст. 406 ТК РФ по мотивированному  запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться не только в  местах нахождения таможенных органов  и их структурных подразделений, но и в других местах. По сравнению  с ранее действовавшей редакцией  ТК РФ в новой редакции сказано, что  таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности  таможенного контроля. То же самое  можно сказать и о времени  работы таможенного органа. Согласно ст. 407 ТК РФ время работы таможенных органов в местах таможенного  оформления, за исключением портов, аэропортов и иных пунктов пропуска через государственную границу  РФ, устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. В п. 2 ст. 407 ТК РФ говорится, что по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Таможенные органы Российской Федерации

  Таможенные  органы Российской Федерации, будучи единой федеральной централизованной системой (пункт 1 ст. 401 ТК РФ), образуют самостоятельный  механизм с вертикальным подчинением, состоящий из следующих звеньев:

Федеральная таможенная служба

(центральный  аппарат: главные управления, управления,

отделы, отделения) 

Региональные  таможенные управления                  Таможни

   (службы, отделы, отделения)                       центрального подчинения 

             Таможни                                                   Таможенные посты

   (отделы, отделения) 

     Таможенные посты

  (отделы, отделения)

  В Российской Федерации федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом, имеют название Федеральной таможенной службы.

  Руководство Федеральной таможенной службой  осуществляет

Правительство РФ.

Федеральная таможенная служба является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  Российской Федерации:

— функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в области таможенного дела;

— функции  по контролю и надзору в области  таможенного дела;

— функции  агента валютного контроля и специальные  функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными  правонарушениями.

  Нижестоящими  по отношению к Федеральной таможенной службе органами являются региональные таможенные управления, а также таможни центрального подчинения.

  По  роду и объему решаемых задач все  региональные таможенные управления могут  быть разделены на несколько групп:

— территориальные или общие региональные таможенные управления;

— специализированные региональные таможенные управления.

  Территориальные региональные таможенные управления созданы  в соответствии с границами федеральных  округов:

— Дальневосточное  таможенное управление;

— Приволжское  таможенное управление;

— Северо-Западное таможенное управление;

— Сибирское  таможенное управление;

— Уральское  таможенное управление;

— Центральное  таможенное управление;

— Южное  таможенное управление.

  Специализированные  региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и так далее).

  Таможенные  органы, непосредственно занятые  процедурами контроля и оформления, представлены главным образом таможенными постами.

  В зависимости от подчиненности вышестоящему таможенному органу, удаленности  от таможенной и Государственной  границы Российской Федерации, а также специализации по таможенному оформлению и контролю отдельных видов товаров либо решаемым задачам таможни и таможенные посты могут разделяться на:

  — таможни, непосредственное руководство  которыми осуществляет соответствующее  региональное таможенное управление и таможни центрального подчинения, находящиеся в подчинении Федеральной таможенной службы (например, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня, Внуковская таможня, Центральная базовая таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России);

  — пограничные и внутренние таможни  и таможенные посты;

  — специализированные таможни (акцизные, оперативные, воздушные).

  В соответствии с пунктом 3 ст. 402 ТК РФ таможенные посты, будучи таможенными органами, могут не обладать статусом юридического лица.

  Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере  деятельности имеет право:

  — создавать, реорганизовывать и ликвидировать  таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

  — определять регион деятельности таможенных органов;

  — утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.

  По  разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя  таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного  контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

  Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной  деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

  В этой связи следует иметь в  виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций.

  Например, при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления и взиманий таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются ТК РФ.

  В случае выявления преступлений в  области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не ТК РФ, а Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

  Если  таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они соответственно выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации.

  Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК РФ в виде отдельных функций (ст. 403 ТК РФ) и  правомочий (ст. 408 ТК РФ).

  Первый  вид деятельности таможенных органов  представляет собой административную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих функций:

— контрольной;

— фискальной;

— административно-процессуальной;

— учетно-регистрационной;

— нормотворческой;

Информация о работе Таможенное право и его особенности в РФ