Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат
В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
3. Функции таможенных органов………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..…27
Под предметом таможенного права понимаются общественные отношения в таможенной сфере. Эти отношения связывают с:
1) организацией таможенного дела в стране;
2) таможенным оформлением;
3) таможенными режимами;
4)
специальными таможенными
5)
преступлениями и иными
6)
участием РФ в международно-
Под
принципами таможенного права понимаются
его основные начала, главные идеи,
которые проходят через все нормы
таможенного права. Так же, как
и любой отрасли российского
права, таможенному праву присущи
принципы законности и демократизма.
Принцип законности обозначает, что
все участники таможенных правоотношений
обязаны действовать в строгом
соответствии с Конституцией РФ, международными
договорами России, ее законами, а также
иными нормативно-правовыми
Во-первых, принцип полного и четкого таможенного регулирования, который означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Новый ТК РФ в наибольшей степени отвечает этому требованию. В п. 1 ст. 6 ТК РФ указано, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано нечеткостью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.
Во-вторых,
это принцип обеспечения
В-третьих,
это принцип учета опыта
В таможенном праве как комплексной отрасли права применяются все имеющиеся в системе права способы правового воздействия (методы) на субъектов таможенных правоотношений. Это прежде всего два метода – административно-правовой и гражданско-правовой в их различных формах выражения.
Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Также следует признать, что в новой редакции ТК РФ постоянно отмечается, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК РФ и иными законами РФ. Причем ТК РФ теперь подробно регулирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенных органов и лиц. Тем не менее специфика таможенного дела такова, что здесь все же установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов или спорной ситуации.
Новый
ТК РФ предоставляет лицам больший
простор и большие возможности
для применения регулирования отношений
в области таможенного дела гражданско-правовым
методом. К примеру, лица, которые
перемещают товар через таможенную
границу, сами определяют, какой таможенный
режим для своих товаров
3. Таможенные органы Российской Федерации
Таможенные органы Российской Федерации, будучи единой федеральной централизованной системой (пункт 1 ст. 401 ТК РФ), образуют самостоятельный механизм с вертикальным подчинением, состоящий из следующих звеньев:
Федеральная таможенная служба
(центральный аппарат: главные управления, управления,
отделы, отделения)
Региональные таможенные управления Таможни
(службы, отделы, отделения)
Таможни
(отделы, отделения)
Таможенные посты
(отделы, отделения)
В Российской Федерации федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом, имеют название Федеральной таможенной службы.
Руководство Федеральной таможенной службой осуществляет
Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— функции
по выработке государственной
— функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
— функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Нижестоящими
по отношению к Федеральной
По роду и объему решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:
— территориальные или общие региональные таможенные управления;
— специализированные региональные таможенные управления.
Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов:
— Дальневосточное таможенное управление;
— Приволжское таможенное управление;
— Северо-Западное таможенное управление;
— Сибирское таможенное управление;
— Уральское таможенное управление;
— Центральное таможенное управление;
— Южное таможенное управление.
Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и так далее).
Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами контроля и оформления, представлены главным образом таможенными постами.
В зависимости от подчиненности вышестоящему таможенному органу, удаленности от таможенной и Государственной границы Российской Федерации, а также специализации по таможенному оформлению и контролю отдельных видов товаров либо решаемым задачам таможни и таможенные посты могут разделяться на:
— таможни, непосредственное руководство которыми осуществляет соответствующее региональное таможенное управление и таможни центрального подчинения, находящиеся в подчинении Федеральной таможенной службы (например, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня, Внуковская таможня, Центральная базовая таможня, Центральная энергетическая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России);
— пограничные и внутренние таможни и таможенные посты;
— специализированные таможни (акцизные, оперативные, воздушные).
В соответствии с пунктом 3 ст. 402 ТК РФ таможенные посты, будучи таможенными органами, могут не обладать статусом юридического лица.
Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
— создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
— определять регион деятельности таможенных органов;
— утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Решая
правоохранительные вопросы, таможенные
органы обладают статусом органов дознания,
субъектов оперативно-
В этой связи следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций.
Например, при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления и взиманий таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются ТК РФ.
В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не ТК РФ, а Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они соответственно выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации.
Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК РФ в виде отдельных функций (ст. 403 ТК РФ) и правомочий (ст. 408 ТК РФ).
Первый вид деятельности таможенных органов представляет собой административную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих функций:
— контрольной;
— фискальной;
— административно-
— учетно-регистрационной;
— нормотворческой;