Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат
В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
3. Функции таможенных органов………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..…27
— информационно-консультативной;
— хозяйственной.
1. Контрольная функция:
— проведение таможенного контроля — пункт 7 ст. 358 ТК РФ (проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории РФ под таможенным контролем, а также проверка соблюдения правил осуществления деятельности в области таможенного дела);
— осуществление валютного контроля — подпункт 7 ст. 403 ТК РФ. Таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫).
Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:
— ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
— возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.
2. Фискальная функция — подпункт 2 ст. 403 ТК РФ (взимание, а в необходимых случаях и принудительное взыскание таможенных платежей).
3. Административно-процессуальная функция. Осуществление данной функции имеет несколько направлений.
а) Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Привлечение к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов.
б) Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций.
ТК РФ
предусмотрено несколько
— общая;
— упрощенная.
Общая форма обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
Субъектом подачи жалобы может быть любое лицо:
— права, свободы или законные интересы которого нарушены;
— которому
созданы препятствия к
— на которого незаконно возложена какая-либо обязанность.
Предмет обжалования ограничен решениями, действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц). Это означает, что рассмотрение требований о возмещении причиненного таможенным органом вреда выходят за рамки полномочий таможенной службы.
Таким образом, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд.
4. Учетно-регистрационная функция. Данная функция проявляет себя в следующих направлениях.
а) Таможенное оформление товаров и транспортных средств.
Таможенное оформление как одна из основных функций таможенных органов заключается, по существу, в проведении таможенного контроля (проверке транспортных и товаросопроводительных документов, таможенной декларации, проведении таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, а также принятии других мер по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства).
Результатом таможенного оформления является принятие таможенным органом решений:
— о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (специальной таможенной процедурой);
— о приостановлении или запрете выпуска товаров (в случае выявления контрафактных товаров либо обнаружения признаков несоблюдения или нарушения требований таможенного законодательства).
б) Ведение таможенной статистики (подпункт 8 ст. 403 ТК РФ, глава 5 ТК РФ).
Таможенная статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций.
В зависимости от целей сбора и обработки данных таможенная статистика может быть двух видов и направлений:
— таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации;
— специальная таможенная статистика.
Целями таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются:
— анализ состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации;
— контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;
— валютный контроль.
в) Ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. В соответствии со ст. 18, 19 ТК РФ деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).
5. Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 ≪Вопросы Федеральной таможенной службы≫1 на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов (ТК РФ) и отдельных подзаконных документов (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).
6. Информационно-консультативная функция (подпункт 10 ст. 403 ТК РФ, глава 4 ТК РФ, § 3 главы 6 ТК РФ). Данная функция также включает в себя несколько направлений.
а) Предоставление информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия). Следует обратить внимание, что ст. 23 ТК РФ формально ограничивает объем предоставляемой таможенными органами заинтересованным лицам информации, которая может касаться только причин и оснований принятых решений, совершенных действий (бездействия).
б) Информирование о правовых актах в области таможенного дела (ст. 24 ТК РФ). Информирование о правовых актах в области таможенного дела предусматривает не только опубликование ФТС России в своих официальных изданиях правовых актов, принятых этой службой, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, но и обязанность обеспечения таможенными органами доступа к информации:
— о подготавливаемых правовых актах;
— о не вступивших в силу правовых актах, содержащих изменения и дополнения в действующие правовые акты в области таможенного дела.
в) Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование (так же как разъяснение причин принятых решений и информирование) осуществляется таможенными органами на безвозмездной основе.
Консультирование
является обязанностью таможенных органов,
за некачественное исполнение которой
предусмотрена возможность
г) Принятие предварительных решений. Предварительное решение выделено законодателем в самостоятельный институт (§ 3 главы 6 ТК РФ). Основное значение предварительного решения заключается в том, что оно обязательно для всех таможенных органов.
Предварительное решение принимается:
— по вопросам
классификации товаров в
— по вопросам происхождения товаров из конкретной страны.
7. Хозяйственная функция. Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов, куда входят вопросы финансирования, материального обеспечения, строительства таможенной инфраструктуры.
Завершает
рассмотрение основных видов деятельности
таможенных органов — научно-
Таможенное
дело, как самостоятельная сфера
профессиональной деятельности, довольно
многогранно и требует
Поэтому значительное внимание уделяется:
— вопросам подготовки профессиональных кадров для работы в системе таможенных органов;
— проведению научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;
— анализу
статистических данных в области
внешнеэкономической
— вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;
— вопросам организации и проведения для таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.
Для
решения этих задач ФТС России
имеет в ведении таможенные лаборатории,
научно-исследовательские
Завершая характеристику статуса таможенных органов, важно упомянуть о документах, которые непосредственно затрагивают деятельность Федеральной таможенной службы.
Это
Федеральный закон ≪О службе в
таможенных органах Российской Федерации≫3,
Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 ≪Вопросы
Федеральной таможенной службы≫, постановление
Правительства РФ от 21 августа 2004 г.
№ 429 ≪О Федеральной таможенной службе≫.
Заключение
Таможенное право, будучи совокупностью юридических норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Данные правила могут содержаться не только в ТК РФ, но и в иных федеральных законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Напрмер, ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫ закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон РФ ≪О ввозе и вывозе культурных ценностей≫ регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям. То есть такие особенности перемещения не поглощают общих принципов и основ таможенного регулирования, а предусматривают лишь стоимостные, количественные и иные (например, разрешительный порядок) ограничения, предъявляемые к перемещению через таможенную границу РФ отдельных видов товаров.
Совокупность таможенных правил охватывает не только вопросы ввоза и вывоза товаров (транспортных средств), но и административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела.
Таким образом, нормативную основу таможенного права составляет таможенное законодательство.
В дополнение к таможенному законодательству таможенное право включает в себя и другие виды законодательств в части, касающейся, например: