Таможенное право и его особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:50, реферат

Описание

В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
1. Понятие и особенности таможенного права……………………………5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права…….…......11
3. Функции таможенных органов………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..…27

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.91 Кб (Скачать документ)

— информационно-консультативной;

— хозяйственной.

1. Контрольная функция:

— проведение таможенного контроля — пункт 7 ст. 358 ТК РФ (проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории РФ под таможенным контролем, а также проверка соблюдения правил осуществления деятельности в области таможенного дела);

— осуществление валютного контроля — подпункт 7 ст. 403 ТК РФ. Таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫).

  Валютный  контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными  органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

  Валютный  контроль осуществляется таможенными  органами также с целью проверки:

— ввоза  на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

— возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.

2. Фискальная функция — подпункт 2 ст. 403 ТК РФ (взимание, а в необходимых случаях и принудительное взыскание таможенных платежей).

3. Административно-процессуальная функция. Осуществление данной функции имеет несколько направлений.

а) Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

  Привлечение к ответственности лиц, совершивших  административные правонарушения, является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов.

б) Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций.

ТК РФ предусмотрено несколько процессуальных форм обжалования:

— общая;

— упрощенная.

  Общая форма обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

  Субъектом подачи жалобы может быть любое лицо:

— права, свободы или законные интересы которого нарушены;

— которому созданы препятствия к реализации прав, свобод, законных интересов;

— на которого незаконно возложена какая-либо обязанность.

  Предмет обжалования ограничен решениями, действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц). Это означает, что рассмотрение требований о возмещении причиненного таможенным органом вреда выходят за рамки полномочий таможенной службы.

  Таким образом, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд.

4. Учетно-регистрационная функция. Данная функция проявляет себя в следующих направлениях.

а) Таможенное оформление товаров и транспортных средств.

  Таможенное оформление как одна из основных функций таможенных органов заключается, по существу, в проведении таможенного контроля (проверке транспортных и товаросопроводительных документов, таможенной декларации, проведении таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, а также принятии других мер по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства).

  Результатом таможенного оформления является принятие таможенным органом решений:

— о  выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (специальной  таможенной процедурой);

— о  приостановлении или запрете  выпуска товаров (в случае выявления контрафактных товаров либо обнаружения признаков несоблюдения или нарушения требований таможенного законодательства).

б) Ведение таможенной статистики (подпункт 8 ст. 403 ТК РФ, глава 5 ТК РФ).

  Таможенная  статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций.

  В зависимости от целей сбора и  обработки данных таможенная статистика может быть двух видов и направлений:

— таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации;

— специальная  таможенная статистика.

  Целями  таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации являются:

— анализ состояния, динамики и тенденций  развития внешней торговли Российской Федерации;

— контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей;

— валютный контроль.

в) Ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. В соответствии со ст. 18, 19 ТК РФ деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).

5. Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 ≪Вопросы Федеральной таможенной службы≫1 на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов (ТК РФ) и отдельных подзаконных документов (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ).

6. Информационно-консультативная функция (подпункт 10 ст. 403 ТК РФ, глава 4 ТК РФ, § 3 главы 6 ТК РФ). Данная функция также включает в себя несколько направлений.

а) Предоставление информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия). Следует обратить внимание, что ст. 23 ТК РФ формально ограничивает объем предоставляемой таможенными органами заинтересованным лицам информации, которая может касаться только причин и оснований принятых решений, совершенных действий (бездействия).

б) Информирование о правовых актах в области таможенного дела (ст. 24 ТК РФ). Информирование о правовых актах в области таможенного дела предусматривает не только опубликование ФТС России в своих официальных изданиях правовых актов, принятых этой службой, а также актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, но и обязанность обеспечения таможенными органами доступа к информации:

— о  подготавливаемых правовых актах;

— о  не вступивших в силу правовых актах, содержащих изменения и дополнения в действующие правовые акты в  области таможенного дела.

в) Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование (так же как разъяснение причин принятых решений и информирование) осуществляется таможенными органами на безвозмездной основе.

  Консультирование  является обязанностью таможенных органов, за некачественное исполнение которой  предусмотрена возможность наступления  ответственности (пункт 4 ст. 25 ТК РФ).

г) Принятие предварительных решений. Предварительное решение выделено законодателем в самостоятельный институт (§ 3 главы 6 ТК РФ). Основное значение предварительного решения заключается в том, что оно обязательно для всех таможенных органов.

  Предварительное решение принимается:

— по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

— по вопросам происхождения товаров из конкретной страны.

7. Хозяйственная функция. Осуществление хозяйственной функции заключается в обеспечении нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов, куда входят вопросы финансирования, материального обеспечения, строительства таможенной инфраструктуры.

  Завершает рассмотрение основных видов деятельности таможенных органов — научно-исследовательская и образовательная деятельность.

  Таможенное  дело, как самостоятельная сфера  профессиональной деятельности, довольно многогранно и требует серьезного изучения каждого из элементов его  составляющих.

Поэтому значительное внимание уделяется:

— вопросам подготовки профессиональных кадров для  работы в системе таможенных органов;

— проведению научных исследований по различным  отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела;

— анализу  статистических данных в области  внешнеэкономической деятельности;

— вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами;

— вопросам организации и проведения для  таможенных целей необходимых товароведческих и иных экспертиз.

  Для решения этих задач ФТС России имеет в ведении таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего, профессионального и дополнительного  образования, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения (ст. 421 ТК РФ).

  Завершая  характеристику статуса таможенных органов, важно упомянуть о документах, которые непосредственно затрагивают деятельность Федеральной таможенной службы.

  Это Федеральный закон ≪О службе в  таможенных органах Российской Федерации≫3, Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 ≪Вопросы Федеральной таможенной службы≫, постановление  Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 ≪О Федеральной таможенной службе≫. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Таможенное  право, будучи совокупностью юридических  норм, объединяет все правила, касающиеся вопросов перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу.

  Данные  правила могут содержаться не только в ТК РФ, но и в иных федеральных законах, которые затрагивают лишь отдельные аспекты перемещения товаров через таможенную границу. Напрмер, ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫ закрепляет порядок перемещения через границу наличной иностранной валюты физическими лицами, Закон РФ ≪О ввозе и вывозе культурных ценностей≫ регулирует вопросы перемещения через границу предметов старины, искусства и других товаров, относящихся к культурным ценностям. То есть такие особенности перемещения не поглощают общих принципов и основ таможенного регулирования, а предусматривают лишь стоимостные, количественные и иные (например, разрешительный порядок) ограничения, предъявляемые к перемещению через таможенную границу РФ отдельных видов товаров.

  Совокупность  таможенных правил охватывает не только вопросы ввоза и вывоза товаров (транспортных средств), но и административно-правовые основы деятельности в области таможенного дела.

  Таким образом, нормативную основу таможенного  права составляет таможенное законодательство.

  В дополнение к таможенному законодательству таможенное право включает в себя и другие виды законодательств в части, касающейся, например:

Информация о работе Таможенное право и его особенности в РФ