Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1.Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Введение
Актуальность данной темы курсовой работы очень велика в наше время, так как именно таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность мер государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Именно с помощью таможенно-тарифного регулирования можно достичь ускорения интеграции экономики Российской Федерации в мировом хозяйстве и повышения эффективности ее внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного Союза.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1.Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2.Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3.Рассмотреть основную нормативно-правовую базу в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД;
4.Попытаться определить основные проблемы и перспективы развития таможенно-тарифной политики в России в рамках Таможенного Союза.
Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
1
Таможенно–тарифное
регулирование
Прежде
чем приступить к изучению таможенного
тарифа как инструмента
Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)
1.Таможенный
тариф Российской Федерации - свод ставок
таможенных пошлин (таможенного тарифа),
применяемых к товарам, перемещаемым через
таможенную границу Российской Федерации
и систематизированным в соответствии
с Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности (далее - Товарная номенклатура).
2.Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации определяется
Правительством Российской Федерации
исходя из принятых в международной практике
систем классификации товаров.
3.Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.1
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
а) инструмент
торговой политики и государственного
регулирования внутреннего
б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;
г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.2
Обычно
таможенные тарифы имеют несколько
колонок ставок обложения: колонку
максимальных пошлин, колонку минимальных
пошлин и колонку преференциальных
пошлин. Максимальные пошлины действуют
в отношении товаров тех стран, с которыми
нет торговых договоров и соглашений.
Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют
торговые договоры или соглашения, предусматривающие
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования. Таможенные тарифы
многих стран содержат также колонку преференциальных
пошлин, которыми облагается импорт товаров
из развивающихся стран. Преференциальные
пошлины промышленно развитых стран для
товаров развивающихся государств входят
в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую
систему преференций Основы таможенного
дела.3
Таможенный тариф ТC является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.4
Основные цели таможенного тарифа:
- рационализация
товарной структуры ввоза
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории страны;
- защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение
условия для эффективных
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.5
С учетом вышеизложенного
Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.
Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.
Создание
необходимых предпосылок, стимулирующих
развитие
конкуренции.
Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.
Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.
Очевидно,
что при разработке мер таможенно-тарифного
регулирования необходим учет всех
перечисленных выше факторов.
1.2. Нормативно-правовые
основы осуществления тарифного регулирования
в рамках Таможенного Союза.
Принципы, или общие начала занимают центральное
место в правовом механизме таможенно-тарифного
регулирования. В них в концентрированном
виде выражено содержание таможенно -
тарифного регулирования.
Принципы правового регулирования
- это своего рода камертон всего последующего
нормотворчества в таможенной сфере; их
законодательное закрепление в четких
формулировках - непременное условие эффективного
функционирования нормативной базы таможенно
- тарифного механизма. Они
гарантируют непрерывность и последовательность
нормотворческого процесса, обеспечивают
взаимосвязь таможенного законодательства
и таможенной политики. Важную роль принципы
играют в формировании судебной и административной
практики, в содействии отмене устаревших
и принятию новых юридических норм, толкованию
правовых актов.
Функционирование таможенно - тарифного
механизма регламентируется принципами,
среди которых выделяют:
-общеправовые (законность, федерализм, справедливость, примат международного права и др.)
- специальные отраслевые и межотраслевые - отражают наиболее характерные черты и специфику таможенно - тарифного регулирования.6
Комплексный характер правового регулирования таможенно - тарифных отношений предполагает, что часть принципов имеет административно-правовую природу (принцип охраны государственной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу; принцип защиты экономических интересов РФ и др.), другая же часть- финансово - правовую (налогово - правовую) природу (фискальный принцип, запрет признания обратной силы законам о налогах и сборах, устанавливающим новые налоги и (или) сборы, повышающим налоговые ставки, устанавливающим или отягчающим ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков.
Рассмотрим, во-первых, основные принципы,
являющиеся общими для всех видов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности,
а во-вторых, принципы, характерные для
таможенно - тарифного регулирования.
В первую группу входят следующие принципы:
- единство
внешнеторговой политики как
составной части внешней
- единство системы государственного регулирования
внешнеторговой
деятельности и контроля за ее осуществлением;
- единство
таможенной территории стран-участниц
Таможенного Союза;
- приоритет экономических мер государственного
регулирования ВЭД;
- равенство участников внешнеторговой
деятельности и их не дискриминация;
- защита государством прав и законных
интересов участников внешнеторговой
деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства
государства и его органов во внешнеторговую
деятельность, нанесения ущерба ее участникам
и экономике РФ.
-таможенный протекционизм;
-фискальный;
-гласность таможенно - тарифного регулирования
и заблаговременное информирование обо
всех существенных изменениях в таможенно
- тарифном законодательстве;
- принцип межгосударственного сотрудничества
в таможенно - тарифной сфере.
Единство внешнеторговой политики как
составной части внешней политики.
Внешнеторговая политика является частью
внешней политики - общего курса государства
в международных делах. Внешнеторговая
политика подчинена целям и требованиям
внешней политики данного государства
и не должна входить в противоречия с ней.
Это предполагает необходимость согласования
конкретных решений в сфере внешнеторговой
деятельности с общими внешнеполитическимиустановками
Рассматриваемый принцип
лежит в основании системы дифференциации
ставок таможенных пошлин в тарифе в зависимости
от торгово - политического режима. Так,
негативные изменения в международных
(дипломатических) отношениях с государством
N могут привести к отмене (приостановлении)
режима наибольшего благоприятствования.
Как следствие, товары, страной происхождения
которых является N, при ввозе на таможенную
территорию стран-участниц таможенного
Союза облагаются таможенной пошлиной
по ставкам.
Единство системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Этот принцип, закрепленный
в ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" (ст. 4,
п. 2), означает использование на равных
обоих методов государственно - правового
регулирования - таможенно - тарифного
и нетарифного. Применение таможенного
тарифа (то есть налогообложение экспортных
или импортных поставок) не исключает
возможности использования по отношению
к ним нетарифных инструментов (лицензирования,
контингентирования, технических, санитарных
и иных торговых барьеров). В ряде случаев
одновременное применение таможенно -
тарифных и нетарифных методов дает большие
гарантии достижения конкретныхцелей.7
Данный принцип устанавливает не только
единство форм и методов государственного
регулирования, но и требует создания
системы эффективного контроля за регулятивной
деятельностью государства. Контроль
- обязательный этап любой управленческой
деятельности, включающей в себя подготовку
управленческого решения, его реализацию
и контроль за исполнением. Контроль является
важнейшей функцией управления, обеспечивающей
проверку исполнения решения, достижения
результата. Контроль за осуществлением
внешнеторговой деятельности ведется
соответствующими органами государственной
власти стран-участниц Таможенного союза
и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своей
компетенции в целях обеспечения положений
Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности",
других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации
о внешнеторговой деятельности. Также
в целях защиты экономических и политических
интересов Таможенного Союза, муниципальных
образований и российских лиц (ст. 35 Федерального
закона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности").