Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, проанализировать взаимодействие стран-участниц Таможенного Союза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1.Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Таможенное законодательство ТС регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.8
В ст. 318 ТК ТС установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу стран-участниц таможенного Союза, а также перечислены виды этих платежей Там же. С. 21. Таможенная пошлина в соответствии с НК является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного Союза, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК ТС, в зависимости от избранного таможенного режима.
При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК ТС.9
ТК ТС определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30).
Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Таможенного Союза в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.
Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования.
Таким образом, есть все основания утверждать, что в рамках Таможенного Союза создана и действует система источников таможенного права. Основным источником российского таможенного права является ФЗ «О Таможенном регулировании в Таможенном Союзе». Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета стран-учасниц ТС, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.
В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России.10
На данный момент существует определенный перечень нормативно-правовых основ и документов, координирующих внешнеэкономическую деятельность:
Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза (ЕТТ ТС) и Единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС) ;
Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза ;
Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза ;
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции ;
Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одним из государств – участников таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза ;
Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 г. устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации ;
Решение МГС № 18 от 27.11.2009 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" ;
Решение МГС № 130 от
27.11.2009 г. "О
едином таможенно-тарифном регулировании
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации".
1.3Таможенные
платежи: понятия, виды, функции.
Таможенные платежи - таможенные пошлины
(ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС
и акциз), сборы (за таможенное сопровождение,
за таможенное оформление), взимаемые
таможенными органами в области таможенного
дела.
Кроме таможенных платежей,
таможенные органы наделены правом взимания
иных платежей, не отнесенных ТК ТС к таможенным
платежам. Такими платежами являются:
- внутренние налоги (подпункт 26 пункта
1 ст. 11 ТК РФ);
- специальные, антидемпинговые и компенсационные
пошлины (пункт 3 ст. 318 ТКРФ).
Внутренние налоги, а также специальные,
антидемпинговые и компенсационные пошлины
взимаются таможенными органами в порядке,
установленном ТК ТС для взимания таможенных
платежей. Все виды платежей, взимаемых
таможенными органами, включая средства,
получаемые в счет возмещения затрат на
хранение товаров на складах временного
хранения и таможенных складах таможенных
органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет.11
Таможенная пошлина - обязательный взнос,
взимаемый таможенными органами РФ при
ввозе товара на таможенную территорию
стран-участниц ТС или вывозе товара с
этой территории и являющийся неотъемлемым
условием такого ввоза.
В зависимости от обложения таможенной
пошлиной ввозимых либо вывозимых
товаров существующих два вида таможенных пошлин:
- ввозная (импортная) там. пошлина;
- вывозная (экспортная) там. пошлина.
Наибольший перечень товаров (по видам)
подлежит обложению ввозными таможенными
пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами
облагаются в основном товары, отнесенные
к категории сырьевых, например, древесина
и изделия из нее, древесный уголь, нефть
сырая, нефтепродукты, спирт этиловый
неденатурированный.
Правовые основы применения в РФ таможенных
пошлин закреплены в Законе ТС "О едином
таможенном тарифе". Порядок уплаты
таможенной пошлины устанавливаетсяТКТС.
Особенности расчета таможенной пошлины
зависят от вида ее ставки. Законом ТС
"О едином таможенном тарифе" (ст.
4) предусмотрены 3 вида ставок:
а) адвалорная ставка таможенной пошлины;
б) специфическая ставка таможенной пошлины;
в)комбинированная ставка таможенной пошлины.
Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной
пошлины устанавливается в процентах
к таможенной стоимости облагаемого товара.
Поэтому необходимая сумма таможенной
пошлины рассчитывается как произведение
таможенной стоимости и соответствующей
ставки пошлины в процентах.
Комбинированная ставка
таможенной пошлины, включает в себя как
стоимостные, так и количественные показатели
перемещаемых товаров. При этом, в зависимости
от вида комбинированной ставки размер
таможенной пошлины может определяться
либо путем сравнения либо путем сложения
полученных величин. Например, комбинированная
ставка для одежды меховой овчинной - 20
% там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт.
указывает на исчисление таможенной пошлины
посредством последовательного определения
величин по стоимостной (20 % там. стоим.)
и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющихставки.
12
Окончательный размер таможенной пошлины
определяется путем сравнения по наибольшему
показателю. Комбинированная ставка для
спортивной обуви - 15 % там. стоим. плюс
0,7 евро за 1 пару, также указывает на последовательность
расчета по стоимостной и количественной
составляющим, однако размер таможенной
пошлины определяется путем сложения
полученных результатов.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком. Исключения из
данного правила составляют следующие случаи:
- выставление
таможенным органом требования
об уплате таможенных платежей;
- исчисление таможенным органом таможенных
платежей при перемещении
товаров в международных почтовых отправителях;
- дополнительные
начисления таможенных
начисления возможны, например в случаях:
- установления
недостоверности сведений о
- установления нарушений правил классификации
товаров в соответствии с ТНВЭД;
- самостоятельного определения таможенным
органом таможенной стоимости товаров;
- самостоятельного определения таможенным
органом количества товаров.
Как правило, для целей исчисления
таможенных пошлин, налогов применяются
ставки, действующие на день принятия
таможенной декларации таможенным органом.
Исключения из данного правила составляют
случаи:
-выпуска товаров до подачи таможенной
декларации;
-уплаты таможенных пошлин в отношении
товаров, перемещаемых трубопроводным
транспортом;
-уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного Союза либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения.13
Формы и валюты таможенных платежей
Таможенные платежи уплачиваются в кассу
или на счет таможенного органа, открытый
для этих целей, а при перемещении товаров
в международных почтовых отправлениях,
организации почтовой связи, которая затем
переводит денежные суммы на счет соответствующего
таможенного органа (таможенного органа,
который их и начислил при осуществлении
таможенного оформления товара в месте
международного почтового обмена - пункты
3, 4 ст. 295 ТК ТС).
Таможенные платежи могут быть уплачены
в любой форме. К формам уплаты
таможенных платежей относятся:
- безналичный
расчет (платежное поручение,
- наличный расчет (оформление таможенного
приходного ордера).
Обязанность уплаты налога
обусловлена публичными интересами Ї
интересами государства. Обязанность
же уплаты таможенной пошлины основана
на интересах плательщика. У субъекта
предпринимательской деятельности всегда
есть выбор: везти товар из-за рубежа или
закупить импортный товар на территории
Таможенного Союза. Наличие такой альтернативы
и определяет особое место таможенной
пошлины.
В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.14
Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п.
Таким образом, и таможенная пошлина и НДС выполняют две основные функции:
регулируют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;
способствуют
пополнению доходной части федерального
бюджета.
2.
Таможенно - тарифная
политика Таможенного
Союза.
2.1 Экономические отношения со странами СНГ и ВТО.
Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых в рамках торговли с государствами участниками СНГ необходимо рассматривать с точки зрения исторически обусловленных интеграционных процессов происходящих на постсоветском пространстве- Содружество Независимых Государств - Таможенный союз - ЕврАзЭС - Союзное государство.
В соответствии с соглашением о создании Содружества Независимых Государств и Протокола к соглашению (декабрь 1991) провозглашено образование на равноправных началах Содружества Независимых Государств. Учредителями СНГ стали следующие государства: Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Грузия, республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Таджикистан, Украина, Республика Молдова. На май 2010 года, состав государств-участников несколько изменился: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.15