Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таможенно-тарифного регулирования в России, способы таможенного контроля отечественных и зарубежных фирм и влияние на результаты деятельности этих фирм.
Задачи:
1. изучить таможенно-тарифное регулирование в РФ, виды, способы, направления;
2. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность отечественных фирм;
3. рассмотреть деятельность иностранных фирм их проникновение на российский рынок;
4. изучить таможенно-тарифные инструменты и регулирование внешнеэкономической деятельности фирм;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Определение и сущность таможенно-тарифного регулирования в России……………………………………………………………………………...6
1.2. Способы и виды таможенно-тарифного регулирования……………..10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность фирмы и влияние таможенно-тарифного контроля на ее деятельность.
2.1. Внешнеэкономическая деятельность фирмы………………………….22
2.2. Способы и направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности фирмы………………………………28
2.3. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе, способы изменения направлений в таможенно-тарифной политике страны…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
Список литературы…………………
В состав аппарата ГТК входят: Управление таможенного контроля (УПК), Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Таможенно–тарифное управление (ТТУ), Управление федеральных таможенных доходов (УФТД), Управление таможенной статистики, Отдел валютного контроля (ОВК), Правовое управление, Управление внешних связей, Отдел собственной безопасности.
В функции таможенных органов РФ входит:
1.Непосредственное осуществление таможенного дела;
2.Осуществление мер по реализации таможенной политики;
3.Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к таможенному делу;
4.Обеспечение защиты экономических интересов РФ;
5.Применение средств таможенного регулирования экономической деятельности;
6.Обеспечение соблюдения и единообразного применения таможенного законодательства и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;
7.Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля; применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ; взимание таможенных платежей и осуществления валютного контроля;
8.Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.
9.Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности. Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции (по вопросам реализации таможенной политики, таможенного контроля, таможенных платежей и т.д.)
Система таможенного контроля и регулирования основа на законах, законодательных актах об томоженно-тарифном регулировании и регулировании внешнеэкономической деятельности РФ. Законодательная база определяет органов и участников тарифного регулирования, порядок установления тарифов и сами тарифы. Таможенно-тарифное регулирование способствует сокращению или увеличению товарных потоков в страну или из страны, тем самым, поддерживая национальную экономику.
1.2. Способы и виды таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредствам тарифов, устанавливаемые государством или органами таможенного контроля на определенный вид товара. Тарифы выступают инструментом регулирования и контроля товарных потоков.
Государственное регулирование может быть односторонним, двухсторонним и многосторонним. Одностороннее регулирование, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Двустороннее, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Многостороннее, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями.
К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики.
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
Таким образом, под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. А также данная политика выполняет фискальную функцию, способствует созданию высококачественного производства, препятствует ввозу недоброкачественного товара, стимулирует экспортеров и препятствует вывозу стратегически важных товаров и сырья.
Наиболее применимыми инструментами регулирования внешнеторговой деятельности являются инструменты, направленные на механизм воздействия. Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Рассмотрим подробнее тарифные методы регулирования, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций. Иными словами тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемый к товарам, перемещаемые через таможенную границу[4]. Под пошлиной понимают государственные денежные сборы, взимаемые с товаров и транспортных средств, пересекающие национальные границы.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам;
• протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам;
• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.
Выделяют следующие виды пошлин:
1. по направлению товарного потока:
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
- транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
2. по способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 процентов от таможенной стоимости), для товаров длительного пользования;
- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара, дл товаров больших объемов;
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от стоимости, но не более 10 ед. за 1г).
3. по характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
4. по применяемому режиму:
- генеральная: уровень пошлины максимальный, страны не являются сотрудниками;
- базовая, конвенциальная: уровень пошлины средне минимальный, режим наибольшего благоприятствования;
- льготная, вводимая для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
- преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран, входящие в интеграционные группировки (0-3%).
Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью, которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу.
Также таможенные тарифы подразделяют на простые и сложные. Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен.
Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом, к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.
Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
В соответствии с ФЗ РФ «О таможенном тарифе» основными целями таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на ее территории;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;
защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.
Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемещением товаров за границу является получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью таможенных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов федерального бюджета.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода[5].
Сегодня существует многостороннее регулирование внешнеторговой деятельности в рамках интеграционных объединений (ЕС), на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (ОПЕК), специализированными международными организациями (ВТО, конференция ООН). Так же большое воздействие оказывает решения «Большой 7», МВФ, Всемирной торговой организации и других международных организаций.
Однако страны в праве самостоятельно регулировать внешнеторговую деятельность. В Российской Федерации современный порядок регулирования внешнеэкономической деятельности установлен Федеральным Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в порядке совершения валютных операций и т.п.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности фирмы