Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таможенно-тарифного регулирования в России, способы таможенного контроля отечественных и зарубежных фирм и влияние на результаты деятельности этих фирм.
Задачи:
1. изучить таможенно-тарифное регулирование в РФ, виды, способы, направления;
2. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность отечественных фирм;
3. рассмотреть деятельность иностранных фирм их проникновение на российский рынок;
4. изучить таможенно-тарифные инструменты и регулирование внешнеэкономической деятельности фирм;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Определение и сущность таможенно-тарифного регулирования в России……………………………………………………………………………...6
1.2. Способы и виды таможенно-тарифного регулирования……………..10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность фирмы и влияние таможенно-тарифного контроля на ее деятельность.
2.1. Внешнеэкономическая деятельность фирмы………………………….22
2.2. Способы и направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности фирмы………………………………28
2.3. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе, способы изменения направлений в таможенно-тарифной политике страны…….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
Список литературы…………………
Одно из предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью на территории Республики Бурятия, является Селенгинский Целлюлозно-Картонный Комбинат. Селенгинский ЦКК является одним из крупных производителей на территории республики картона, целлюлозы.
Селенгинский ЦКК – это открытое акционерное общество, осуществляющее свою деятельность с 1992 года. Размер уставного капитала составляет 480 880 000 рублей на 2009 год. Все акции комбината обыкновенные номиналом каждая 100 рублей. размер чистой прибыли составляет 36 394 тыс. рублей на 2008 год. Основные услуги, которые оказывает ЦКК:
Производство целлюлозы, тарного, мелованного, гофрированного картона, ящиков из гофрированного картона, мешочной тары;
Производство лесохимической продукции (канифоль модифицированная, дистиллированное талловое масло и пр.);
Производство и распределение тепловой и электрической энергии;
Реализация всей произведенной продукции;
Оказание бытовых услуг населению[6].
Основными поставщиками сырья для производства являются местные лесозаготавливающие компании в РБ, Читинской области, Иркутской области. Также комбинат самостоятельно осуществляет заготовку лесоресурсов на территории РБ. Основной вид сырья: лиственница, сосна, береза, осина. Общая численность персонала комбината составляет 2252 человек.
ЦКК поставляется свою продукцию не только внутри страны, а также за границу. Сбыт продукции осуществляется в 7 регионов Российской Федерации и 5 зарубежных стран. Основными торговыми партнерами являются Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Узбекистан, Украина.
На сегодняшний день положение комбината устойчивое. Ежегодно доходы предприятия увеличиваются. Доходы от обычных видов деятельности увеличились примерно на 1%, реализация продукции на 0,2%. Увеличение наблюдается небольшое, однако динамика имеет положительный характер. Доходы от прочих видов деятельности по некоторым статьям снизились либо остались неизменными. Комбинат ориентирует свою деятельность на основное производство. Текущая деятельность ЦКК за 2008-2009 года увеличилась на 29%, а инвестиционная и финансовая деятельность значительно сократилась. В целом комбинат наращивает производственную мощность и стремится расширить производство за счет освоения новых рынков.
Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат в 2010 году планирует увеличить выпуск продукции на 40 процентов по сравнению с 2009 годом - до 84 миллионов кв.м. В частности, гофропроизводство планируется нарастить на 70 процентов, выпуск картона - на 15 процентов. Выпуск тарного картона планируется в пределах 80-85 тысяч тонн. Гофропродукция и картон являются основной видами готовой продукции, поставляемые за границу.
Реализация готовых товаров происходит не только на национальном рынке, но зарубежных рынках. В Таблице 2.1.1. представлены данные о поставках готовой продукции Селенгинским ЦКК как по территории Республики Бурятия, так и за границу.
Как видно из таблицы комбинат активно участвует во внешнеэкономической деятельности. По объемам реализации экспортные поставки не превышают внутренний оборот. Основными потребителями готовой продукции являются Центральный и Уральский регионы. Однако необходимо отметить, что в стоимостном выражении экспорт имеет весомое значение. Экспорт за границу занимает третье место после Дальневосточного и Сибирского региона.
Таблица 2.1.1.
Реализация готовой продукции Селенгинского ЦКК за 2009 год
Регион | Объём реализации, тн. | Объём реализации, м2 | Объём реализации, шт | Объём реализации, м3 | Стоимость реализации в руб. с НДС/тн., без жд тарифа. |
Дальневосточный | 4373,229 | 7943173,750 | 749580 | 35,563 | 164 480 337 |
Сибирский | 44318,932 | 43005657,809 | 1895397,9 | 17665,6 | 1 227 016 244 |
Уральский | 112674601 | 3207114,9 | 116739 |
| 129 712 204 |
Центральный | 111007,869 | 1541530,21 |
| 999,319 | 125 719 390 |
Приволжский | 442,353 | 116 150 |
| 239 | 17 075 376 |
Северо-западный |
| 2030576,338 | 4800 | 287,392 | 31 298 838 |
Южный | 8105,732 | 237933,575 |
| 12 | 54 881 944 |
Экспорт (Казахстан, Кыргызстан, Монголия Узбекистан, Украина) | 67878,812 | 1317 | 200000 | 538,082 | 132 333 808 |
Для комбината играет огромное значение его расположение, а именно близость к транспортным путям, что дает возможность свободно транспортировать продукцию. Основные иностранные потребители являются ближайшими соседями России, а также партнерами на экономическом и политическом уровне. Поэтому сотрудничество осуществляется беспрепятственно.
Однако государство вносит свой вклад в развитие внешнеэкономической деятельности комбината за счет регулирования товарных потоков. Политика государства заключается в том, чтобы урегулировать движение готовой продукции таможенными тарифами на лесную, целлюлозную продукцию комбината. Государство отслеживает деятельность всех предприятий, занимающихся производством продукции из лесосырья. Таможенное регулирование направлено на поощрение экспорта и поддержку отечественного производителя, однако правительство пытается сократить вывоз непереработанного леса.
2.2. Способы и направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности фирмы.
Основной вид продукции, выпускаемый Селенгинским Целлюлозно-Картонным Комбинатом, изготавливается из лесосырья. Комбинат самостоятельно заготавливает сырье либо закупает у предприятий специализирующихся на данном виде деятельности. Для самостоятельной лесозаготовки необходимо получить разрешение на вырубку леса и использование его в дальнейшем производстве. В России остро стоит проблемы с незаконной вырубкой леса, его экспорте за границу. Лесные площади с каждым годом сокращаются, а число фирм, незаконно занимающихся лесной промышленностью, растет. Поэтому государство пытает отрегулировать систему контроля над контрабандной деятельностью, а также сократить объемы экспортной лесной продукции, вывозимые «кругляком». Такие меры направлены не только на прекращение незаконной деятельности, но и развитие собственного перерабатывающего производства в стране. Иначе получается, что российский лес экспортируется за границу, а из заграницы мы уже импортирует готовые товары по более высоким ценам.
Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, обеспечивая только 6% от мирового объема лесозаготовки, хотя на территории нашей странны расположено около 25% мирового лесного запаса. Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины составляет около 70 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем по мировому рынку лесоматериалов[7].
Поскольку Селенгинский ЦКК занимается изготовлением продукции из лесоматериалов и экспортирует только готовую продукцию, государство поддерживает деятельность комбината, устанавливая льготные пошлины. В данной ситуации комбинат способствует сокращению потерь страны, поскольку на экспорт идет уже конечная продукция, а не круглый лес или полуфабрикаты. От этого получает доход, как и само предприятие, так и государство.
Основным видом продукции, экспортируемой за границу российскими целлюлозно-картонными комбинатами, является гофротара. Российский рынок гофротары, один из наиболее динамичных и конкурентных рынков упаковки в России, представляется достаточно сложным и неоднозначным. Спрос на гофроящики в нашей стране по различным оценкам составляет от 1,6 до 2 млрд. м2 в год, а ежегодные темпы роста этого рынка достигают 10-12%.
Продукция целлюлозно-картонных комбинатов, в том числе и Селенгинского ЦКК, является конкурентоспособной на международных рынках. Однако многие страны составляют конкуренцию российским производителям, как на внешнем, так и на внутреннем национальном рынке. На внутреннем российском рынке реализуется продукция не только местных производителей, но иностранных. Так основными поставщиками гофротары являются Белоруссия, Украина. Причем объем импорта из этих стран составляет около 50% от общего рынка гофротары. Ассортимент и качество поставляемой гофротары соизмеримы с ассортиментом и качеством продукции российских предприятий, к тому же уровень цен на гофропродукцию на Украине не уступает российскому. Ввоз импортной гофротары на территорию РФ контролируется ввозными таможенными пошлинами. Установленный размер пошлины на импортируемый товар составляет 15%. К тому же производители вынуждены нести серьезные транспортные расходы (основной вид доставки — железнодорожный). Однако, несмотря на это, доля продукции из Белоруссии и Украины на российском рынке из года в год увеличивается. Поэтому для поддержания отечественного производителя и увеличения объема производства местных комбинатом целесообразно установить такой уровень вывозных пошлин, который бы стимулировал производителей на экспортную продукцию.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 789 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на целлюлозу» оговорены вывозные таможенные пошлины: применять с 27 января 2006 года ставку вывозной таможенной пошлины на целлюлозу древесную, натронную или сульфатную, кроме растворимых сортов, полубеленую или беленую из лиственных пород в размере, равном нулю, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 789[8]. Таким образом государство не только снижает ставки на экспортную продукцию, но и позволяет беспошлинный вывоз экспортных товаров.
Однако если продукция, ввозимая или вывозимая из страны, производится из редких пород деревьев и обозначена особым штрих-кодом, то на такую продукцию устанавливается специальная пошлина. К примеру, на ввоз целлюлозы древесной, натронной или сульфатной, кроме растворимых сортов, полубеленой или беленой из лиственных пород, в которой целлюлозные волокна древесины эвкалипта составляют 100% от общей массы волокна, устанавливается ставка в размере 7,5% (на прочие виды целлюлозы 15%). Иногда законодательство предлагает довольно сильный разброс ставок.
Основным видом экспортируемых товаров Селенгинского ЦКК является целлюлоза и гофротара. Производство продукции поставляемой как на внутренний, так и на внешний рынок растет с каждым годом. Размер пошлин, устанавливаемые государством, не оказывает негативное влияние на результаты деятельности комбината и не сокращает производство экспортной продукции. В данной ситуации государство создает наиболее благоприятные условия для реализации товаров на международных рынках, их беспрепятственной провозке через границу. Беспошлинный провоз целлюлозы позволяет производителям не затрачивать лишних средств и соответственно эти расходы уже не будут включены в стоимость товара на иностранном рынке, а значит, товар будет по приемлемой доступной цене и сможет конкурировать с прочими товара, имеющие аналогичные качества.
Единственная проблема для производства целлюлозно-картонной продукции является то, что происходит ужесточение контроля над использование лесных ресурсов. Государство пытается направить свои действия на сокращение незаконной деятельности, при этом ужесточая не только получение разрешения на заготовку лесосырья, но повышая размер пошлин на экспортируемый лес кругляком. Однако Селенгинский ЦКК поставляет уже переработанную продукцию и ужесточение в данной области никак не отразиться на его деятельности. Однако цены на сырье для производства картона и целлюлозы могут возрасти из-за сокращения нелегальной деятельности, тогда могут и подняться цены на конечный продукт.
2.3. Таможенно-тарифное регулирование на современном этапе, способы изменения направлений в таможенно-тарифной политике страны.
Значение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе велико. Одним из видов федеральных налогов поступающих в казну являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика.
С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.
Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее время в значительной степени обусловлены следующими факторами:
- фискальными целями,
- необходимостью поддержки отечественного производства.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности фирмы