Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:47, курсовая работа
Актуальность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.
Цель работы: установление порядка формирования и применения таможенного тарифа России, как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования ВЭД, а также механизма его практической реализации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……..5
1.1.Понятие и сущность таможенного тарифа Российской Федерации….5
1.2.Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок)……………………………………12
1.3.Страна происхожде-ния………………………………………………….15
1.4. Режим наиболее благоприятствуемой на-ции…………………………19
1.5.Таможенная стоимость товара………………………………………….20
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИИ…………………………………………22
2.1. Общая система преференций…………………………………………..22
2.2. Национальная система преференций Российской Федерации………24
2.3. Предоставление тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ…………………26
2.4. Предоставление тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из числа развивающихся стран в рамках ОСП…………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..37
Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.
Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.
Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.
Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.
В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.
В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.
Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.
Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.
Функции
таможенного тарифа указаны на рис.1.1
Рис. 1.1 Функции таможенного тарифа
Дадим более подробную характеристику данных функций:
- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
- регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
- торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.
Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.
- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.
Основные правовые положения, касающиеся определения таможенных ставок даны в Законе « О таможенном тарифе» в статье 3.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением предусмотренных законом.
Ставки таможенных пошлин определяются и устанавливаются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний момент, в сложившейся экономической ситуацией таможенный тариф не является застывшей, незыблемой структурой. Изменяются ставки пошлин, виды ставок пошлин, вводятся дополнительные и особые пошлины. На переходном этапе развития экономики столь частые изменения пошлин, наверное, оправдан.
Базовым приказом «О ставках ввозных таможенных пошлин» является пр. ГТК РФ от 26.04.1996 № 258. В связи с присоединением Российской Федерации к Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, вступлением в действие новой редакции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 202, от 21.02.96 № 228, от 16.08.96 № 1194, от 26.08.96 № 1268, от 21.01.97 № 32, распоряжениями Президента Российской Федерации от 14.06.94 № 298-рп, от 07.12.94 № 621-рп и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.02.96 № 1479, от 26.12.96 № 1559. От 27.12.96 №1560.была введена новая редакция ставок таможенных пошлин (приказ ГТК от 31.01.97 № 43).
Все частичные изменения видов
ставок осуществляет
Предельные ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, которым Россия в торгово-экономических отношениях предоставляет режим наибольшего благоприятствования.
Режим наибольшего
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией системы преференций Российской Федерации. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления таких льгот.
Еще одним фактом подтверждающим влияние изменений, происходящих в экономике нашей страны является введение экспортной пошлины на ряд товаров. Данные изменения были введены постановлением Правительства Российской Федерации №17 от 04.01.99 «Об утверждение ставок вывозных таможенных пошлин на товары вывозимые с территории РФ».
Многоплановость
и специфика влияния
Основным правовым документом является Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», который был введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5005-1.
Вопросам взимания таможенных платежей посвящен раздел III Таможенного Кодекса. Он состоит из 2-х глав (гл.19-20) и шестнадцати статей (ст.110-125).
В главе 19 «Основные положения» перечислены виды таможенных платежей, дается краткая характеристика важнейших из них. В частности, в ст. 110 предусмотрено: при перемещении через таможенную границу РФ и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:
Однако
в таможенном кодексе невозможно
заранее предусмотреть
Взимание основных таможенных платежей осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом и законами Российской Федерации. Так, например, по НДС действует Закон Российской Федерации « О налоге на добавленную стоимость» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст. 1871; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 18, ст. 1591), по взиманию акцизов действует Федеральный закон от 14.02.98 № 29-ФЗ « Об акцизах».
В Таможенном Кодексе предусмотрены меры обеспечения уплаты таможенных платежей (ст. 122). Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесение на депозит причитающихся сумм.