Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления т
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть общую систему преференций ООН;
Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования……………………………………………………………………..5
1.1. Общая система преференций ООН………………………………………8
1.2. Тарифные преференции в рамках функционирования таможенного союза: понятие, бенефициары, условия предоставления……………………..10
2. Способы предоставления тарифных преференций
2.1. Освобождение от уплаты пошлин………………………………….......21
2.2. Снижение ставки пошлины……………………………………………..24
2.3. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров……………………………………………………………………………25
3. Соотношение понятий «тарифные преференции» и «тарифные льготы»…………………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников……………………………………………..34
Приложения……………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Тарифные преференции.docx

— 93.13 Кб (Скачать документ)

                                         Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Таможенно-тарифные преференции:  исторические аспекты формирования……………………………………………………………………..5

     1.1. Общая система  преференций ООН………………………………………8

     1.2. Тарифные  преференции в рамках функционирования  таможенного союза: понятие, бенефициары,  условия предоставления……………………..10

2. Способы предоставления  тарифных преференций

2.1. Освобождение от уплаты  пошлин………………………………….......21

2.2. Снижение ставки пошлины……………………………………………..24

2.3. Установление тарифных  квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров……………………………………………………………………………25

3. Соотношение понятий  «тарифные преференции» и «тарифные  льготы»…………………………………………………………………………...30                                                                   

Заключение……………………………………………………………………….32

Список используемых источников……………………………………………..34

Приложения……………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

Одним из методов таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности является система предоставления тарифных преференций, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление данных преференций, в том числе связанных со страной  происхождения. Также данный механизм предназначен для оказания экономической  помощи странам, которым предоставляются  тарифные преференции.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним  государством другому на началах  взаимности либо в одностороннем  порядке без распространения  на третьи страны. Такие льготы устанавливаются  в отношении всех товаров или  их отдельных видов.

Таким образом, активная политика в области  тарифных преференций  является неотъемлемой частью таможенно-тарифного  регулирования на современном этапе.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное  состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран  в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления  дальнейшего развития предоставления т

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  1. Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
  2. Рассмотреть общую систему преференций ООН;
  3. Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза;
  4. Рассмотреть условия и способы предоставления тарифных преференций;
  5. проанализировать понятия «тарифные преференции» и «тарифные льготы», в чем их сходство и различия.

Объектом исследования в  курсовой работе являются тарифные преференции  во внешней торговле.

Предметом исследования служат механизм предоставления Российской Федерацией в составе Таможенного Союза  тарифных преференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенно-тарифные преференции:  исторические аспекты формирования

        Таможенные преференции (в переводе с латинского Preferens) –предпочитающий.

Определение тарифных преференций  появилось в конце прошлого века и означало наиболее благоприятный, чем обычно, таможенный режим, который  предоставляется какой-либо страной  в отношении товаров, поступающих  из некоторых стран или группы стран.

История возникновения таможенно-тарифных преференций непосредственно связана  с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала  основой, на которой стала развиваться  экономика стран монополий –  все это происходило за счет ограничения  внешней торговли. Особенно широкой  системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран  и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия. Для этих стран  колонии являлись одним из основных источников обогащения. 

Так как, колонии обычно экспортировали сырье, которое свободно поступало  на мировые рынки, а метрополии являлись экспортерами готовых товаров, то политика таможенных преференций имела большие  преимущества для метрополий, чем  для колониальных продуктов.

Таким образом, первоначально  термин «таможенные преференции» относился  к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  которых каждая сторона сохраняла  свою «тарифную индивидуальность», но также имела льготы, не предоставляемые  другим странам в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему  таможенных преференций в конце  XIX века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенно-тарифных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний (в их числе  Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и  ввоз из третьих стран облагался  пошлинами французского таможенного  тарифа, тогда как торговля с метрополией  велась практически беспошлинно.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило  третьи страны в одинаковое с метрополией  положение. Однако и по отношению  к товарам этих зависимых стран  Франция применяла минимальную  ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция в  дополнение к таможенно-тарифным преференциям стала вводить количественные ограничения  на импорт товаров из третьих стран  в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к  созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим. [16]

        В  Российской Федерации тарифные  преференции появились с принятием  закона Российской Федерации  5003-1 от 21.05.93 года «О таможенном  тарифе». В этом тарифе (статье 36 Закона Российской Федерации “ О таможенном тарифе”) были даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации.

Преференции представляли собой  эффективное средство проведения торгово-экономической  политики и использовались в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники  сырья и сферы приложения капитала.

Система предоставления преференций  в рамках Общей системы преференций  базировалась на положениях “Соглашения  об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся  стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы  преференций”. Данный документ был подписан в  1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

Согласно указанию ГТК  от 17.05.93 № 01-12/532 , в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.

В соответствии с Законом  РФ “О таможенном тарифе” товарам  при уплате ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции.

        Россия  имела в то время собственную  автономную систему преференций,  бенефициаром (пользователем) которой  являлись развивающиеся страны. В соответствии статьей 36 национальная  схема преференций пересматривается  Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в  пять лет. Согласно постановлению  Правительства РФ установлено,  что национальная схема преференций  подлежит ежегодному пересмотру  на основании мотивированного  представления МВЭС и МИД РФ.

Национальная схема преференций  включала в себя три основных элемента:

  1. перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;
  2. перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;
  3. список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

 

1.1. Общая система преференций  ООН

           В начале 50х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд  молодых развивающихся стран  Африки, Азии, Латинской Америке  выступили в рамках Конференции  Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию с предложением о создании для них системы  таможенных преференций нового типа. В этих требованиях учитывалась  специфика задач, стоящих перед  освободившимися странами в области  развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции  данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять  преференции друг другу, не распространяя  их на промышленно развитые государства.[22]

По мнению развивающихся  стран, новые преференции должны быть:

  1. Невзаимными, т.е. исключить ответные уступки развивающихся стран индустриально развитым странам.
  2. Эти преференции  не должны были носить дискриминационного характера, то есть, их следовало бы распространять на все без исключения развивающихся стран.
  3. Преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым странам, т.е. новые преференции должны быть общими.

В период с 1971 года по 1975 таможенно-тарифные преференции нового типа, получившие известность под названием “Общей системы преференций”, были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся  стран к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых стран представил развивающимся  странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в  форме полной отмены пошлин на все  товары. В 1972 году тарифные преференции  развивающимся странам были предоставлены  Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны  автономно определяют перечень развивающихся  стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также  перечень наименее развитых среди развивающихся  стран, товарам которых предоставляется  беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам, действующим в рамках Общей системы  преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся  и наименее развитых стран.

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения  товаров, пункты административного  сотрудничества, условия выполнения вышеуказанного соглашения, положения  о сертификации происхождения товаров  по форме принятой в рамках Общей  системы преференций.

 По данному соглашению  стороны автономно определяют  перечень развивающихся стран,  на которые распространяются  тарифный преференциальный режим,  размер представляемых тарифных  преференций, а также перечень  наименее развитых среди развивающихся  стран, товарам которых представляется  беспошлинный режим.[22]

 

1.2. Тарифные преференции  в рамках функционирования таможенного  союза: понятие, бенефициары, условия  предоставления

 

             В конце 2008 года страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 года.[3] Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и  наименее развитых стран, также система была введена в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции.

Информация о работе Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования