Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:53, реферат
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов
В настоящее время в
мире существует множество союзов и
организаций со статусом международных,
региональных, отраслевых, которые
заняты разработкой, совершенствованием
торговых процедур, правил, типовых
документов, а также осуществляют
контроль за соблюдением установившегося
порядка и согласованных
Одной из наиболее авторитетных и представительных международных организаций такого рода является Всемирная торговая организация, функционирующая с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в качестве кандидатов в члены организации.
Целью ВТО является проведение
политики, направленной на максимальную
либерализацию внешней
Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней
торговле, напротив, направлен на стимулирование
конкуренции, ограничение монополий,
поскольку конкуренция
Российские участники
внешнеторговой деятельности могут
на добровольной основе объединяться
в ассоциации и другие союзы по
любому принципу, включая отраслевой
и территориальный. Но при этом должны
соблюдаться требования российского
антимонопольного законодательства, и
их образование не должно сопровождаться
монополизацией и разделом внутреннего
рынка, и не допускаться их использование
для осуществления
В закон включены специальные
разделы, предусматривающие комплекс
мероприятий со стороны Правительства
в целях содействия развитию внешнеторговой
деятельности и ее стимулированию.
Правительство обязано ежегодно
разрабатывать программу
На законодательном уровне устанавливается обязательность информационного обслуживания участников внешнеторговой деятельности по широкому кругу вопросов, имеющих непосредственное отношение к их работе на внешних рынках. Такая информация будет предоставляться как российским, так и иностранным лицам МВЭС России.
Реализация на практике основных
положений закона позволит восполнить
тот правовой вакуум, который до
последнего времени сохраняется
в одной из важнейших сфер российской
экономики, послужит фундаментом для
совершенствования всего
Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:
Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).
Торгово-политические: создание
благоприятных условий для
Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка
Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Экспортный таможенный тариф
представляет собой инструмент регулирования
экспорта. Его применяют отдельные
страны, обладающие исключительными
природными ресурсами и достаточно
устойчивыми позициями на мировых
рынках. Экспортные пошлины в ряде
случаев способны повышать экспортные
цены без ущерба для размера вывоза
и служить источником получения
государством дополнительных валютных
поступлений. Однако применение экспортных
пошлин к тем или иным экспортным
товарам может осуществляться государством
не только в целях получения
Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.
К другим средствам регулирования
ВТД на основе таможенного тарифа
можно отнести следующие: разный
уровень пошлин, применяемый в
отношении отдельных групп
1.2 Таможенно-тарифное
Таможенное регулирование
в Российской Федерации в соответствии
с таможенным законодательством
Таможенного союза и
В Российской Федерации применяются
меры таможенно-тарифного
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед
законом, уважения и
3) единства системы
таможенных органов и
4) профессионализма и
компетентности должностных
5) ясности, предсказуемости,
гласности действий
6) единообразия
7) недопущения возложения
на участников
8) совершенствования таможенного
контроля, применения современных
информационных технологий, внедрения
прогрессивных методов
В государственном регулировании
внешней торговли России используются
все общепринятые в мировой практике
методы и инструменты таможенно-
Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.[12]
Функции таможенного тарифа:
1. Протекционизм - защита
отечественных товаров от
2. Фискальная - пополнение госбюджета.
Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.
Фискальная функция
Страна имеет тем больше
возможностей для маневра в ходе
переговоров по согласованию взаимных
тарифных уступок, чем больше товарных
позиций содержится в ее импортном
таможенном тарифе. Развитость товарной
номенклатуры является косвенным показателем
уровня развития системы внешнеторгового
регулирования в стране. Для стран
с неразвитой системой регулирования
характерны слабо детализированные
импортные тарифы. Степень дифференциации
тарифа зависит как от применяемой
товарной номенклатуры, так и от
того, насколько полно она