Таможенн-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:53, реферат

Описание

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов

Работа состоит из  1 файл

к.р.docx

— 70.91 Кб (Скачать документ)

 

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных  и вывозных) составил почти 30% общей  суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских  государств.

 

Отличительной чертой таможенно-тарифного  регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать  сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают  неопределенность и риски для  отечественных и зарубежных предпринимателей.[24]

 

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение  таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров  народного потребления. Из-за незаконного  ввоза потери несет федеральный  бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

 

Вступление России в Таможенный союз-это большой шаг к решению  многих таможенно-тарифных проблем  в России. Происходит принятие важных соглашений, в первую очередь к  ним относятся соглашения, подписанные 25 января 2008 г.: "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе", "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран", "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер по отношению к третьим  странам" и др. Некоторые положения, регулирующие указанные вопросы, содержатся также в Протоколе "О порядке  взимания косвенных налогов и  механизме контроля за их уплатой  при экспорте и импорте товаров  в таможенном союзе", подписанном 11 декабря 2009 г.

 

Таможенный союз является особой формой международного сотрудничества. Его основные цели - формирование единого  экономического пространства стран-участниц, упрощение и унификация таможенных процедур и др. Однако их достижение требует длительной совместной работы органов государственной власти, международных организаций, некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Формирование таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана рассчитано на длительный период - до 2012 г. В течение  этого срока будут поэтапно проводиться  мероприятия, направленные на достижение целей Таможенного союза, в частности, запланировано принятие ряда соглашений по вопросам взаимодействия органов  государственной власти, валютного  регулирования, регулирования взаимоотношений  коммерческих субъектов и др. Отмена таможенного контроля на границе  с Белоруссией планируется на 1 июля 2010 г., а на границе с Казахстаном - 1 июля 2011 г. В настоящее время  уже сделаны существенные шаги к  указанной цели.

 

Если товар экспортируется за пределы таможенной территории Таможенного  союза, к нему применяются ставки вывозных пошлин страны, в которой  он был произведен. Взимание пошлин по соответствующим ставкам обеспечивается таможенными органами страны, с территории которой осуществляется фактический  вывоз товаров (ст. 3 Соглашения "О  вывозных таможенных пошлинах в отношении  третьих стран").

 

Таким образом, осуществление  таможенного контроля, взимание таможенных платежей, обеспечение соблюдения таможенного  законодательства должно будет полностью  осуществляться на внешней границе  Таможенного союза.[25]

 

Особый интерес вызывает налоговое регулирование коммерческих операций между налогоплательщиками  стран-участниц.

 

В Таможенном союзе устанавливается  единое таможенно-правовое регулирование  и дифференцирование мер таможенно-тарифного  регулирования. Реализация указанных  мер возлагается на таможенные органы. В отношении налогового регулирования  предусмотрена возможность каждой из стран устанавливать собственные  ставки косвенных налогов, однако соблюдение налогового законодательства обеспечивается налоговыми и иными органами государственной  власти стран - участниц Таможенного  союза. В связи со сказанным, видимо, в будущем будет совершенствоваться союзное и национальное законодательство, регулирующее взаимодействие органов  государственной власти стран-участниц, а также гармонизация их национального  законодательства (в первую очередь  налогового).

 

2.3 Основные направления  таможенно-тарифной политики России  на 2011-2013 года

 

Основные направления  таможенно-тарифной политики на 2011 год  и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период» в соответствии с положениями Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

 

Качественное изменение  условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных  и организационно-процедурных управленческих решений.

 

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность  механизма функционирования наднациональных  органов таможенного союза, полностью  отвечающего задачам, стоящим как  перед союзом в целом, так и  каждой из стран-участниц. Это требует  внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих  действенно согласовывать позиции  сторон в рамках ТС и учитывать  их в рамках решений наднациональных  органов.

 

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы  продвижения позиции России в  таможенном союзе, усилить обосновательную  базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических  и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы  ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными  результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В  этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений  российской стороны, шире привлекать к  обсуждению проектов бизнес-сообщество.

 

Повышение отдачи от участия  России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным  условиям функционирования ТС (включая  возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых  групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными  издержками). [26]

 

Важнейшим направлением, снижающим  риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран  таможенного союза, должно стать  создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической  деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

 

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость  более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения  инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей  функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с  приоритетами промышленной политики.

 

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный  период должна усилиться стимулирующая  функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для  переноса высокотехнологичных производств  на территорию России, развитие производственно-технологической  кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым  технологиям, машинам, оборудованию для  крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения  иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных  таможенных и административных процедур, при получении международных  инвестиционных товарных кредитов и  прямых вложений капитала.

 

С учетом задачи ускорения  перехода к инновационной экономике  должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной  промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной  продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования  и роста конкурентоспособности  отечественных производств в 5 целях  сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие  конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости  меры по корректировке ставок ввозных  и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.[27]

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  таможно-тарифного регулирования

 

3.1 Совершенствование таможенно-тарифных  мер регулирования ВЭД

 

Эволюция российского  таможенного тарифа на протяжении последних  лет состоит в снижении среднего уровня ставок. Если в 2001 г. среднее  значение российского тарифа составляло 14,1%, то в 2002 г. это значение уменьшилось  до 12%, а в 2008 г. оно составляло 10,96%. Однако снижение среднего уровня тарифа еще не дает правильного представления  о том, действительно ли произошло  уменьшение реальной протекционистской  защиты внутреннего рынка страны. Для этого необходимо выяснить, в  какой мере произошло снижение пошлин в российском таможенном тарифе, активно  воздействующих на торговлю, насколько  это снижение затронуло систему  тарифного протекционизма страны и  не происходило ли это снижение за счет сокращения таких ставок, которые  потеряли свое значение.

 

В Российской Федерации в 2001 г. ставки таможенного тарифа свыше 10% составляли более 46% от общего количества ставок. В 2008 г. их количество уменьшилось  до 38,9%. Основной ставкой российского  таможенного тарифа в 2008 г. была ставка 5%, которая составляла 41,3% от общего количества ставок. Вторая по частоте  встречаемости (23,4%) – ставка тарифа 15% и третья – ставка тарифа 10%, которая  встречается в 19,5% случаев. Сравнение  тарифов 2001 г. и 2008 г. показывает, что  происходит их «стягивание» в зону 5–15% за счет уменьшения ставок 20–30%.[28]

 

Проведенные мной исследования показали, что основное различие современного российского тарифа и тарифа стран  ЕС заключается в том, что в  тарифе стран ЕС смешанные ставки занимают 15%, а в России только 0,1%; в тарифе стран ЕС отсутствуют  комбинированные ставки, а в российском тарифе их доля составляет 12,2%; в тарифе стран ЕС специфические ставки составляют 5%, а в российском тарифе – 2,9%; в  товарных группах тарифа ЕС могут  встречаться как смешанные, так  и специфические ставки по отдельным  позициям.

 

Следует отметить, что в  российском таможенном тарифе не встречаются  так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

 

А между тем это эффективная  мера защиты внутреннего рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов на агропродовольственном  рынке равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что  в ЕС большинство мегатарифов  относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в  ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в  силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции  установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный  сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых  мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая  высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины  превышают 500%.

 

Присоединение России к ВТО  влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны  в том числе со снижением средней  ставки импортного таможенного тарифа.

 

Если обязательства по переговорам механически отнести  к моменту вступления России в  ВТО, то через несколько лет средняя  ставка российского таможенного  тарифа должна снизиться до 6–8%, что  нежелательно для России, для которой  очень важной остается фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования.[29]

Информация о работе Таможенн-тарифного регулирования