Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа
Перемещение товаров и транспортных средств через территорию Республики Беларусь транзитом обусловлено объективными потребностями торговли. Его важность заключается в возможности интенсивной загрузки транспортных магистралей страны и, как следствие, получение доходов от использования дорог, придорожных инфраструктур и стимулирование развития транспорта и коммуникации.
Перемещаемые транзитом через территорию Республики Беларусь товары и транспортные средства подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита. В данной курсовой работе предлагается рассмотреть комплекс таможенных операций, осуществляемых таможенными органами в связи с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также сделать анализ транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь за последние годы и проследить динамику изменения их объема.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Таможенные операции, совершаемые при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита 6
1.1 Понятие о процедуре таможенного транзита 6
1.2 Таможенные операции, связанные с декларированием товаров 7
1.2.1 Подача транзитной декларации 7
1.2.2 Документы и сведения, предоставляемые таможенному органу для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита 8
1.2.3 Регистрация транзитной декларации 10
1.2.4 Отказ в регистрации транзитной декларации 11
1.2.5 Отзыв транзитной декларации 12
1.3 Таможенные операции по выпуску товаров 13
1.3.1 Оформление выпуска товаров 13
1.3.2 Распоряжение документами после осуществления выпуска товаров 14
1.3.3 Отказ в выпуске товаров 15
1.4 Порядок завершения процедуры таможенного транзита 16
1.4.1 Документы, предоставляемые таможенному органу назначения для завершения процедуры таможенного транзита 16
1.4.2 Оформление завершения таможенной процедуры таможенного транзита 17
1.4.3 Распоряжение документами после завершения процедуры таможенного транзита 18
2 Анализ транзитных перевозок в республике беларусь 19
2.1 Анализ изменения объема транзитных перевозок и доходов от них 19
2.2 Международные перевозки грузов в Республике Беларусь 23
3 Пути совершенствования транзитных перевозок в Республике Беларусь 25
3.1 Развитие транзитного потенциала Республики Беларусь 25
3.1.1 Программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь 25
3.1.2 Проблемы, препятствующие развитию транзитного потенциала 25
3.1.3 Мероприятия по обеспечению эффективного использования транзитного потенциала Республики Беларусь 27
3.1.4 Ожидаемые результаты от реализации программы 30
3.2 Программа развития логистической системы Республики Беларусь 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список литературы 35
В случае использования в
При перевозке товаров с
При перевозке товаров с
При перевозке товаров с
При перевозке товаров с
В первой главе было произведено ознакомление с порядком совершения таможенных операций при помещении товаров под таможенные процедуру таможенного транзита. На мой взгляд, этот процесс, не смотря на постоянную модернизацию таможенного законодательства в области транзита, все еще слишком усложнен. Поэтому необходимо продолжать совершенствование таможенных операций в сторону упрощения, оптимизацию и компьютеризацию, соблюдая, однако, баланс между степенью упрощения таможенных формальностей и обеспечением надлежащего уровня контроля.
Реализация
мер, предусмотренных комплексной
программой обеспечения эффективного
использования транзитных возможностей
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, позволила
улучшить общие условия транзита по территории
страны и обеспечить их сопоставимость
с существующими в сопредельных государствах.
В этом документе утверждается, что в стране
созданы условия для ежегодного прироста
большинства финансовых показателей,
зависящих от эффективности использования
транзитных возможностей страны. Их максимальные
значения были достигнуты в 2008 г. [2]. Общий
доход от транзита составил 2,6 млрд долларов
США, что на 67 % выше уровня 2006 г. (1,6 млрд
долларов США) и на 37 % выше прогнозного
задания на 2008 г., предусмотренного комплексной
программой (1,9 млрд долларов США). Отчисления
в бюджет в 2008 г. составили 467,6 млн долларов
США, что на 54 % выше уровня 2006 г. (302,7 млн
долларов США) и на 32 % выше прогнозного
задания на 2008 г, предусмотренного комплексной
программой (302,7 млн долларов США)(рисунок
2.1).
Рисунок 2.1 Динамика
доходов от транзита
в 2004-2009 годах
Достижению данных результатов способствовало принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на повышение транзитной привлекательности страны, проведение работы по развитию инфраструктуры на автодорожных пунктах пропуска и пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях), строительству объектов придорожного сервиса, реконструкции автомобильных дорог, оснащению таможенных органов современной компьютерной техникой и программными средствами, модернизации сети передачи данных для информационного обеспечения перевозок и применению электронной технологии слежения за перемещением груза.
Наибольший удельный вес в общем объеме доходов от транзита занимают доходы от услуг придорожного сервиса – 30 %, доходы от услуг по транзитным перевозкам автомобильным транспортом – 11 %.
В 2009 г. ввиду влияния мирового экономического кризиса произошло снижение спроса на товары и услуги, связанные с использованием транзитных возможностей Беларуси. По сравнению с 2008 г. объемные показатели снизились на 8,6 % – 19,8 %, а финансовые – на 11,9 % – 13,4 %.
Транзит природного газа осуществлялся в объемах, оговоренных контрактом, заключенным между ОАО ”Белтрансгаз“ и ОАО ”Газпром“ на 2007 – 2011 годы. В 2009 году объем транзита природного газа снизился по сравнению с 2008 годом на 6,8 млрд. куб. метров, или на 13,2 процента (рисунок 2.2). Соответственно снизились доходы от транзита природного газа на 83,2 млн. долларов США, или на 16,4 процента (рисунок 2.3).
В то же время в связи с ростом экспортных поставок российской нефти ее транзит в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 2,4 млн т, или на 3,7 %( рисунок 2.4), а доходы возросли на 11,7 млн долларов США, или на 5,5 % (рисунок 2.5).
В 2009 году количество транзитных полетов
иностранных воздушных судов через
воздушное пространство республики сократилось
по сравнению с 2008 годом на 14,76 тыс. единиц,
или на 8,6 процента (рисунок 2.6). Соответственно
снизились доходы от обслуживания транзитных
полетов иностранных воздушных судов
на 7,8 млн. долларов США, или на 13,4 процента
(рисунок 2.7).
Объем транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 7,2 млн. тонн, или на 14,1 процента (рисунок 2.8. Соответственно снизились доходы от выполнения перевозок грузов на 57,5 млн. долларов США, или на 11,9 процента (рисунок 2.9).
В 2009 году количество транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей сократилось на 181,4 тыс. единиц, или на 19,8 процента.
Кроме того, согласно приведенным в документе данным в 2009 г. удалось нарастить долю белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке грузовых перевозок между Россией и Евросоюзом до 70 % (в 2008 г. эта доля составляла 60 %). Перераспределение рынка произошло в основном за счет снижения транзита грузов по территории стран Балтии. По данным таможенной службы Латвии, в 2009 г. количество поездок иностранных грузовых автомобилей через пункты пропуска «Терехово» и «Гребнево» латвийско-российской границы снизилось соответственно на 26 % и 59 %, или в целом на 39 %, в то время как Беларусь потеряла только 24 %.
Для
минимизации финансовых потерь республики,
вызванных мировым
В результате дополнительных мер суммарный доход от транзита за 2009 г. составил более 2 млрд долларов США, или 102 % к прогнозному заданию, установленному в комплексной программе. Отчисления в бюджет составили 330,5 млн долларов США. Доля доходов (выручки) от транзита в валовом внутреннем продукте в 2009 г. составила 2,8 %.
Открытая
экономика и выгодное географическое
положение Республики Беларусь на перекрестке
важнейших европейских
В
январе-июне 2011 года белорусскими перевозчиками
в международном сообщении всеми видами
транспорта (кроме трубопроводного) перевезено
55 904 тыс. тонн грузов, что на 21,6% больше,
чем в январе-июне 2010 года.
Таблица
1.1 Темпы роста объема
международных перевозок
грузов железнодорожным
и автомобильным транспортом, %
Вид транспорта | январь-июнь 2010 | январь-июнь 2011 |
железнодорожный | 105,3 | 122,1 |
автомобильный | 121,5 | 144,5 |
Перевозки грузов в международном сообщении осуществляются в основном железнодорожным транспортом, на который приходится 93,9% объема перевозок. В январе-июне 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года эти перевозки увеличились на 22,1% и составили более 70% в общем объеме перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В
структуре международных
За январь-июнь 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года объем перевезенных транзитных грузов увеличился на 13%.
Вывоз грузов железнодорожным транспортом, составивший в январе-июне 2011 г. 34,6% в объеме международных перевозок грузов железнодорожным транспортом, увеличился на 31%, ввоз грузов, составивший 15,6%, увеличился на 36,6% по сравнению с январем-июнем 2010 года.
В январе-июне 2011 года объем международных перевозок грузов автомобильным транспортом составил 4,2% в общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом и возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 14,5%. Удельный вес международных перевозок грузов автомобильного транспорта составил 6,1% в общем объеме международных перевозок грузов.
Доля
воздушного транспорта в общем объеме
международных перевозок грузов
незначительна, поэтому снижение объема
перевозок грузов данным видом транспорта
в январе-июне 2011 года не оказало существенного
влияния на общий объем международных
перевозок.
Таким образом, можно сделать вывод, что объем транзитных перевозок в последние годы в целом имеет тенденцию к увеличению. Некоторое снижение показателей наблюдается в связи с кризисными явлениями, однако принятие дополнительных мер для минимизации финансовых потерь призвано не допустить существенных изменений в объеме осуществляемых перевозок и уровне доходов от них.
Республика Беларусь не обладает достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, но благодаря развитой инфраструктуре и привлекательности географического положения может стать своеобразным интегрирующим звеном в торговле между странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, если будет придавать значение транзиту как важнейшему потенциалу национальной экономики. Реализация Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы[6], предусматривающей расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров, позволит обеспечить качественный рывок в экономическом развитии страны.
Целью
Государственной программы
Для достижения цели Государственной программы планируется решение следующих основных задач:
Несмотря на то, что Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы была выполнена в полной мере, развитию транзитного потенциала все еще препятствует ряд проблем.
Существующая нормативная правовая база в целом обеспечивает условия выполнения транзита, сопоставимые с сопредельными государствами, но для обеспечения транзитной привлекательности страны ее требуется постоянно совершенствовать и прежде всего в связи с необходимостью оптимизации функций контрольных органов в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (пограничных, таможенных, транспортной инспекции и иных), а также проведения унификации нормативных правовых актов, регламентирующих условия транзита, с прогрессивными общепринятыми нормами.