Таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:41, реферат

Описание

Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Содержание

•ВВЕДЕНИЕ
•1. Классификация таможенных платежей в РФ. Таможенные тарифы как основной вид таможенных платежей
•2. Зарубежный опыт применения таможенных тарифов
•3. Особенности формирования экспортных и импортных таможенных тарифов в РФ. Проблемы и перспективы
•ЗАКЛЮЧЕНИЕ
•СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.53 Кб (Скачать документ)

· формирует  оптимальную товарную структуру  импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;

· защищает отдельные  национальные отрасли экономики, которым  может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;

· оказывает  воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной  частью механизма внутреннего ценообразования;

· позволяет  осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении  доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

· содействует  оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;

· служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.

Свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи  с налоговой системой страны, которая  обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его  регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли. В последние десятилетия формируется  новое мировое рыночное пространство. Национальные экономики стран направлены теперь не на размежевание и борьбу, а на интеграцию и объединений. Примером такой интеграции может служить  Европейский Союз. Таможенное ведомство  ЕС использует в своей повседневной работе Интегрированный таможенный тариф ЕС - TARIC. Таможенный тариф ЕС - это перечень товаров, состоящий  из комбинированной номенклатуры товаров  и ставок таможенных пошлин. Номенклатура товаров - это классификатор, в котором  каждому товару соответствует цифровой код. В общем случае применяются  десятизначные коды. Цифровые коды товаров распространены в практике всего мира. По товарному коду можно  определить, о каких товарах идет речь, даже при наличии небольших  различий в последних цифрах кода в разных государствах. Наряду с  товарным кодом в ЕС установлены  таможенные пошлины на импортируемые  товары.

До последнего времени информация о размерах таможенных пошлин в разных государствах была труднодоступной. В последнее время  все большее число государств публикует свои таможенные тарифы в  Интернете. К таким государствам относится и ЕС, на домашней странице ЕС имеется база данных таможенных тарифов, которая круглосуточно  открыта для пользователей. Информация распространяется на 11 языках государств - членов ЕС вместе со всей дополнительной информацией. Размеры таможенных пошлин ЕС не являются замороженными величинами. Из года в год их размер постоянно  понижался. В настоящий момент проводится тур переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), в ходе которого государства - члены ВТО договариваются об очередном понижении таможенных тарифов. Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф .

Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко  дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем  большинстве государств в этих целях  используется Гармонизированная система  описания и кодирования товаров (ГС).

Средний уровень  таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся  государств заметно понизился в  последние три десятилетия. Это  привело к довольно распространенному  мнению, что мир вступил в новую  эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США - 14,6%; 9,1% - в Евросоюзе, 7,6% - в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%. Высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах.

Особенно высоким  во многих странах остается уровень  таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому  хозяйству ВТО установило, что  все нетарифные барьеры, действовавшие  в сельскохозяйственной торговле в  так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы  в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к  действующим таможенным пошлинам. А  затем полученный уровень таможенного  обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний  уровень таможенного обложения  сельскохозяйственных товаров на названную  дату вырос и составил 96% в Евросоюзе  и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные  сельскохозяйственные товары далеко превысили  этот размер. Например, в Японии пошлина на рис - 444%, на пшеницу - 193%; в США пошлины на молочные продукты - 93%, на сахар - 91%; в Евросоюзе пошлины на рис - 231%, на молочные продукты - 205%, на сахар - 279%. К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая «тарифная эскалация» - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров. Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин. В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости. В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.

Таможенная стоимость  импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом  определения таможенной стоимости  является стоимость товаров в сделке . Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе, о чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами. Правила происхождения товаров для непреференциального импорта входят в круг ведения Соглашения о правилах происхождения товаров ВТО, устанавливающего организационные и концептуальные основы определения происхождения таких товаров. В рамках ВТО работает рабочая группа для подготовки конкретных норм в этой области. Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения только для непреференциального импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального импорта правила происхождения должны касаться следующих случаев:

· тарифы в отношении  стран пользующихся режимом наибольшего  благоприятствования и национальным режимом;

· количественные ограничения;

· антидемпинговые  и компенсационные пошлины;

· защитные меры;

· требования к  обозначениям страны происхождения;

· особые дискриминационные  тарифные квоты и количественные ограничения;

· правительственные  закупки;

· статистика внешней  торговли.

Статья 3 этого  Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров в принципе должны использоваться в отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО. На основании Соглашения о правилах происхождения товаров в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной Таможенной Организации - Технический Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание самой проблемы. Дело в том, что глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ  ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ  В РФ. ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассмотрим ситуацию в области современной таможенно-тарифной политики России. В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали значительную работу по развитию и укреплению государственного регулирования внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России. Проводимая внешнеэкономическая политика была направлена на обеспечение государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, стимулирование притока в Россию прямых иностранных инвестиций, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями.

Однако, несмотря на предпринятые за последние годы меры, в области проведения таможенно-тарифной политики России существует ряд проблем. Состояние экономики России в 1992-1999 годах, доля иностранных товаров в потреблении, конкурентоспособность ведущих отраслей промышленности вряд ли оправдывают ту поспешность, с которой центр тяжести был перенесен на экономические (тарифные) методы регулирования. Эффективность этих мер оказалась недостаточной, и правительству России пришлось укреплять их путем создания сложного механизма, нацеленного на то, чтобы задержать отлив валюты из страны. Как показывает опыт стран Западной Европы в 50-е годы, Японии в начале 60-х годов, развивающихся стран - в 70-80-е годы, экономические методы регулирования в условиях падения производства должны разумно сочетаться с нетарифными инструментами.

В частности, целесообразно  воспользоваться правами, которые  дает закон о регулировании государством внешнеторговой деятельности, включая  введение государственной монополии  на ввоз и вывоз отдельных товаров. В таможенно-тарифном механизме своеобразным «белым пятном» осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. Таможенные пошлины - это разновидность налогов, поэтому базисные ставки пошлин должна утверждать законодательная власть по представлению правительства, оставляя ему определенные возможности для изменения этих ставок в ходе переговоров с иностранными государствами или при реализации национальной экономической политики. Подобный механизм хорошо разработан в США и в ряде других государств. Этот опыт мог бы быть использован и в России.

В этом плане  анализ действующего таможенного тарифа России, правил его применения, уровня таможенного обложения и его  распределения по группам товаров  показывает, что таможенно-тарифный механизм пока еще является в большей мере инструментом мобилизации доходов в госбюджет, чем инструментом внешнеторговой политики. Поэтому развитие и совершенствование таможенного тарифа должно идти в направлении усиления его торгово-политической составляющей. Проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования особенно актуальна для России. Анализ законодательной основы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее законодательство содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления. Можно уже предполагать, весь этот механизм давно близок к той критической массе, когда его действие просто может выйти из-под контроля. В этих условиях анализ зарубежного опыта и его применение в практике российской таможенной службы имеет первостепенное значение.

Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики будет направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа. Отдельным направлением таможенно-тарифной политики является изменение подходов к налогообложению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных на территории стран СНГ. Необходимость решения этого вопроса связана с тем, что товары, произведенные в данных зонах, изготавливаются из иностранных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно, и затем поставляются в Россию также без уплаты ввозной таможенной пошлины. Данное обстоятельство ставит отечественных производителей аналогичных товаров в заведомо неравные конкурентные условия. В целях повышения эффективности работы таможенных органов по определению страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Российской Федерации критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признаешь товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Таможенные платежи