Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:30, реферат
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее, этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Интерес к выбранной теме связан с тем, что в настоящее время таможенное брокерство является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической деятельности России. На эту тему еще не издано в достаточном количестве литературы, существует множество недоделок и разночтений в законодательных актах, регулирующих деятельность таможенных брокеров, но, тем не менее, этот вопрос с каждым днем приобретает все большую актуальность. В условиях активной интеграции России в мировую экономику, таможенные брокеры в России привлекают к себе все возрастающее внимание предприятий и предпринимателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Целью работы является изучение деятельности таможенного брокера, причин его появления на рынке услуг, функций, выполняемых таможенным брокером, а так же перспектив его дальнейшего развития.
Задачи, стоящие передо мной в работе следующие:
Работа
состоит из двух глав, в первой главе
рассматривается становление
Во
второй главе рассмотрена деятельность
таможенного брокера на примере
ГУП «елдорэкспедиция», определена
роль таможенного брокера в
В
работе мною использованы источники
периодической литературы, законодательные
акты, а также собственные наблюдения
и заключения, сделанные в процессе изучения
данного вопроса.
Понятие «таможенный брокер» знакомо за рубежом многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) уже более 100 лет. Во многих странах мира таможенное оформление товаров и транспортных средств производится, как правило, только при участии таможенных брокеров.
Отношение к таможне во всех странах, в разное время изначально было сложным, это постоянно подтверждали и участники внешнеэкономической деятельности и транспортники - те, кто лицом к лицу сталкивается ежедневно с таможней. Чтобы исправить это положение в Европе в начале ХIХ века было принято решение создать структуру, имеющую перед собой цель упростить отношения таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. В то время, как в России о таможенном брокере еще и не слышали, в Германии он был главной фигурой всего транспортного процесса - его доходы составляли 70% от всей стоимости услуг по грузообработке и только 30% доставались транспорту.
История российских таможенных брокеров не столь продолжительна и начиналась она с того, что в целях обеспечения эффективного управления внешнеэкономической деятельностью государства Постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» была введена система государственного регулирования ВЭД, которая предусматривала:
регистрацию участников внешнеэкономических связей;
декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР.
Настоящим постановлением впервые в Российской Федерации и СССР в процедуру таможенного оформления товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, вводилось понятие «декларирование», которое осуществлялось путем представления таможенным органам грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца, который полностью соответствовал аналогичному документу, принятому в зарубежной практике, - Единому административному документу ЕС.
С введением ГТД в процедуру таможенного контроля в нашей стране, были созданы предпосылки для зарождения нового института – таможенного брокера.
Возникновение потребности в появлении организаций, осуществляющих на профессиональном уровне деятельность по декларированию ввозимых и вывозимых грузов, возникла по следующим причинам:
Во-первых,
именно тогда государство отказалось
от монополизма в области
Во-вторых,
тогда же в деятельность таможенных
органов стали активно
В
начале 90-х годов ситуация на рынке
железнодорожных перевозок
Среди этих фирм были как государственные, так и частные, вышедшие из тех же государственных экспедиторских компаний в процессе их реструктуризации. Так, "Союзвнештранс", проведя акционирование, превратился в холдинговую компанию, которая выстроила сеть представительств во всех портах. Ряд специализированных фирм выделился из "Союзтранзита". В свою очередь Министерство Путей Сообщения (МПС) тоже учредило компанию - фрахтового агента Трансрейл. Аналогичные процессы шли и на региональном уровне. В Свердловской области первые экспедиторские компании вышли из состава бывших спецэкспортеров: компаний ЕКО, УралТЭК, УВОМС.
Параллельно с этим железные дороги создавали свои структуры. В 1992 году в системе Свердловской железной дороги появилось государственное унитарное предприятие "Желдорэкспедиция". При Уральском электромеханическом институте железнодорожного транспорта (ныне Уральский государственный институт путей сообщения) появилась частная Уральская транспортная компания. Экспедиторские услуги начали оказывать и страховые компании, такие как "Экспресс-гарант", "Уралсоцтрансстрах".
Тем не менее, многие грузоотправители продолжали работать напрямую с железной дорогой. Поэтому в рамках МПС начали создаваться сервисные центры, которые позже выросли в дорожные центры фирменного транспортного обслуживания. Таким образом, в начале 90-х годов рынок экспедиторских услуг был фактически сформирован.
На развитие рынка на Урале, безусловно, повлияла специфика региона. Основной объем грузоперевозок изначально составляла экспортно-ориентированная продукция цветной и черной металлургии, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также нефтепродукты. Поэтому потребность в качественном и быстром сервисе всегда была высокой. Становление таможенного брокерства в Уральском регионе, особенно актуально еще и потому, что Урал – один из наиболее экономически развитых регионов Российской Федерации, с широко развитыми экономическими связями. Около 6000 уральских предприятий в настоящее время участвуют в международной торговле. Взаимодействие участника внешнеэкономических связей с таможенным брокером, профессионально работающем на данном рынке услуг, позволяет значительно сократить время таможенного оформления, избежать простоев и других лишних трат, оперативно ориентироваться в достаточно динамичном таможенном законодательстве. Сегодня в Уральском регионе 30 предприятий осуществляют деятельность в качестве таможенных брокеров, из них – 7 на общероссийском уровне.
С развитием рыночных
После распада СССР на железной дороге произошел разрыв между взаимодействующими звеньями единой системы железных дорог. Каждая дорога стала самостоятельным и отдельно действующим механизмом, в осуществлении процесса перевозок. Такое разделение резко повлияло на снижение объема перевозок и способствовало разрушению хозяйственных связей. На железнодорожном транспорте оказались неиспользованные производственные мощности, огромные людские ресурсы стали неадекватны выполняемым объемам перевозок.
У
предприятий железнодорожного транспорта
появилась возможность оказывать для
железной дороги работу и, в первую очередь,
ту, которую грузоотправитель-
Во времена СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело право только государство в лице Министерства Внешней торговли. С переходом на рыночные отношения, субъекты федерации, предприятия и предприниматели получили право в пределах выделяемых квот заниматься внешнеэкономической деятельностью. На этом этапе возникла необходимость в сотрудничестве с экспедиторами - таможенными брокерами.
Для успешного завершения
Таким образом, взаимодействие участников ВЭД и таможенных брокеров напрямую приводит к дальнейшему сотрудничеству сторон.
По отношению к таможенным органам брокеры в лице декларантов несут стопроцентную гарантию за предоставленные данные. Институт брокеров предназначен для того, чтобы таможня всегда имела конкретную организацию, к которой могла бы предъявить претензии, разрешить возникшие проблемы.
Первоначально услуги по декларированию грузов предоставлялись новым российским предпринимателям так называемыми спецэкспортерами – организациями, занимавшимися внешнеэкономической деятельностью еще во времена советской государственной внешнеторговой монополии и потому обладавшими значительно большими знаниями и опытом в вопросах трансграничной торговли.
Правовой основой их деятельности служило Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, утвержденное приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совмине СССР (ГУ ГТК СССР) от 18.08.1989 г. № 137. В разделе 7 Положения было предусмотрено, что декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта, а также определен перечень минимальных требований к такой организации и утверждена форма свидетельства на право декларирования внешнеторговых грузов.