Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:45, реферат
Целью данной работы является исследование таможенного контроля исторических и культурных ценностей перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, формы и методы борьбы с нарушениями таможенных правил таможенных органов России при перемещении через границу этой категории товаров.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «культурные ценности» и «культурное наследие» в международном праве.
2. Описать таможенное регулирование ввоза и вывоза исторических и культурных ценностей.
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие «культурные ценности» и «культурное наследие» в международном праве………………………………………………………..
1.1. Общая характеристика международного законодательства об исторических и культурных ценностях…………………………………….
1.2. Директива ЕЭС №3911/ 92 Совета Европейских сообществ от 9. 12. 1992 г. о вывозе культурных ценностей…………………………………….
Глава 2. Таможенное регулирование ввоза и вывоза исторических и культурных ценностей……………………………………………………….
2.1. Таможенный контроль ввоза и вывоза культурных ценностей………
2.2.Транзит и временный ввоз/вывоз культурных ценностей
2.3. Пересылка культурных ценностей в международных почтовых отправлениях в странах………………………………………………………
2.4.Экспертиза………………………………………………………………...
2.5. Правила вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
3
4
4
9
15
18
29
22
23
24
29
32
На региональном международном уровне наиболее детальную классификацию движимых культурных ценностей мы находим в Директиве ЕЭС №3911/ 92 Совета Европейских сообществ от 9. 12. 1992 г. о вывозе культурных ценностей. В приложении к данной Директиве выделяется 14 категорий таких ценностей:
A. 1. Археологические предметы
- раскопов и археологических раскопок на земле или под водой;
- археологических
- археологических коллекций.
2. Составные части памятников
искусства и архитектуры или
религиозных памятников, которые
выделены в результате их
3. Картины и полотна, которые не подпадают под категории 3a или 4, изготовленные из любого материала и на любом носителе, полностью ручной работы.
3a. Акварели, гуаши и пастели, на любом носителе, полностью ручной работы.
4. Мозаики, которые не подпадают
под категории 1 или 2, из любого
материала, полностью ручной
5. Оригинальные гравюры, офорты,
оттиски и литографии и
6. Не подпадающие под категорию
1 оригинальные произведения
7. Фотографии, фильмы и относящиеся к ним негативы (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).
8. Инкунабулы и рукописи, включая
географические карты и
9. Книги, которым насчитывается более 100 лет, как отдельные экземпляры или коллекции.
10. Отпечатанные географические карты, которым насчитывается более 200 лет.
11. Архивы любого рода с
12. a) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84: «Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97.05. Закона о таможенном тарифе – предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью») и отдельные экземпляры из зоологических, ботанических, минералогических или анатомических собраний.
b) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84: «Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97.05. Закона о таможенном тарифе – предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью»), обладающие исторической, палеонтологической, этнографической или нумизматической ценностью.
13. Транспортные средства, которым насчитывается более 75 лет.
14. Прочие антикварные вещи, которые не подпадают под категории A 1- A 13.
a) антикварные вещи от 50 до 100-летней давности:
- игрушки, игры;
- предметы из стекла;
- ювелирные работы;
- мебель и предметы обстановки;
- оптические, фотографические и
кинематографические
- музыкальные инструменты;
- часы;
- товары из дерева;
- керамические изделия;
- гобелены;
- ковры;
- обои;
- оружие.
b) антикварные вещи более 100-летней давности.
При этом, антикварные вещи, которые подпадают под категории A1-A14, охватываются данной Директивой только в том случае, если их цена, как минимум, соответствует приведенным в части B, стоимостным группам.
Отметим, что данная Директива (ЕЭС ) №3911/ 92 Совета Европейских сообществ от 9. 12. 1992 г. о вывозе культурных ценностей (в редакции Директивы (ЕС) №2469/ 96 Совета Европейского Союза от 16.12.1996 г.) впервые в международно-правовой практике содержит четкие временные рамки и принято исходя из конкретных задач контроля над перемещением культурных ценностей через границы Европейского Союза, а также из необходимости их особой охраны в торговле с третьими странами.
При этом, не вдаваясь в анализ международно-правового
характера этого источника, необходимо
заметить, что принимая данную Директиву,
Совет Европейского Союза исходит
из утверждения неотъемлемого
Наряду с понятием «cultural property (дословно:культурная собственность) – das Kulturgut – biens culturels», переводимый на русский язык, в зависимости от контекста, как культурные ценности или культурное достояние, в большинстве международно-правовых актов универсального и регионального характера применяется и термин «cultural heritage - das Kulturerbe – patrimoine culturel – культурное наследие».
Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. относит к культурному наследию три категории недвижимых объектов: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
В качестве основного критерия отнесения
культурных ценностей к охраняемым
категориям в Конвенции 1972 г. принят
критерий «выдающаяся универсальная
ценность». Однако, что понимается под
этим критерием, в конвенции не уточняется.
В какой-то степени толкованию критерия
«выдающаяся универсальная
В отличие от Конвенции 1972 г. в Рекомендации об охране культурного и наследия в национальном плане 1972 г. указанный выше критерий «выдающаяся универсальная ценность» не выделяется. Кроме этого, в ее Преамбуле указывается, что «каждый предмет культурного и природного наследия является уникальным» и «каждая страна, на территории которой находятся предметы культурного и природного наследия, обязана сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить ее передачу будущим поколениям».
Таким образом, несмотря на явную непоследовательность
подхода в определении
М.М. Богуславский на основании анализа
международно-правовых актов ЮНЕСКО
совершенно обоснованно делает вывод,
что понятие «культурные
Правда, справедливости ради нужно также упомянуть, что в последние годы в ряде международных актов стал появляться новый термин - «cultural patrimony», который по смыслу имеет значение, как исключительно «культурное достояние», классифицируемое таковым государством происхождения и поэтому не подлежащее экспорту из страны. Именно в таком значении это понятие применено, в частности, в Хартии Курмайор, принятой международной рабочей группой по инициативе Отделения по предупреждению преступности и уголовной юстиции представительства ООН в Вене, Международного научного и профессионального консультативного комитета (ISPAC), а также ЮНЕСКО в Вале-Д'Аоста (Италия) в июне 1992 г.
Помимо указанных особенностей терминологического использования понятий культурные ценности - культурное наследие – культурное достояние можно заметить, что в одних международно-правовых актах говориться о всемирном культурном наследии (достоянии) человечества, а в других – о культурном наследии (достоянии) народов. На наш взгляд, рассматривая национальные и международную системы охраны культурных ценностей как относительно целостную совокупность норм, речь идет об одних и тех же объектах, однако с разных позиций – в первом случае, с точки зрения современного международного права в фокусе концепции общего наследия человечества, во втором – с точки зрения национального права, исходящего в большинстве правовых систем современности из постулата, что источником государственной власти является народ.
Необходимо добавить, что все
процитированные выше международно-правовые
источники исходят из принципа суверенитета
государства. Все они в той
или иной форме относят к компетенции
самого государства право
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА И ВЫВОЗА ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.Основные положения Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
Положения действующего закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей») являются обязательными для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех органов власти и управления, должностных лиц Российской Федерации.
Органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей:
Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная служба по сохранению культурных ценностей, Федеральное архивное агентство, Федеральная таможенная служба Российской Федерации выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.1. Таможенный контроль ввоза и
вывоза культурных ценностей
Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей осуществляется на основании заключения государственной экспертизы культурных ценностей. В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета.
Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия совместно с ФТС РФ. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей, которое является основанием для пропуска указанных ценностей через границу Российской Федерации.2
Согласно п.2 ст. 355 ТК ТС, а также п.2 ст. 8 соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. От 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» все ввозимые либо вывозимые культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию. При следовании через границу Российской Федерации физическое лицо заполняет пассажирскую таможенную декларацию, где указано об обязательном предъявлении для досмотра провозимых произведений искусства.
Согласно п. 9 приложения 3 Соглашения, культурные ценности, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, независимо от таможенной стоимости и веса, можно провозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных платежей.