Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:12, реферат
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.
Таможенный
контроль - это совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами в целях обеспечения
соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации (согласно подпункту
19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).
Под совокупностью осуществляемых таможенными
органами мер понимаются формы, способы
и средства производства таможенного
контроля.
Формы производства таможенного контроля
это отдельные разновидности проверочных
мероприятий (проверка документов, таможенный
досмотр товаров и транспортных средств,
таможенное наблюдение и другие формы).
Способы производства таможенного контроля
представляют собой меры, применяемые
таможенными органами для наиболее эффективной
реализации избранной формы (форм) таможенного
контроля.
К способам производства таможенного
контроля можно отнести, например, идентификацию
товаров и транспортных средств, назначение
экспертизы, привлечение специалиста,
наложение ареста на товары или изъятие
товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного
контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля;
- морские
(речные) и воздушные суда таможенных органов;
- информационные ресурсы таможенных органов;
- поисковых собак.
Таможенный контроль может проводиться
исключительно таможенными органами в
соответствии с Таможенным кодексом Российской
Федерации.
Если таможенные органы проводят проверку
товаров, на ввоз которых в Российскую
Федерацию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности
установлены запреты
и ограничения
, обеспечение соблюдения которых находится
также в компетенции других государственных
органов, таможенные органы обеспечивают
координацию таких действий и их одновременное
проведение.
Пробы и образцы товаров, находящихся
под таможенным контролем, берутся сотрудниками
других государственных органов с письменного
разрешения таможенного органа. Должностные
лица таможенных органов вправе присутствовать
при взятии проб и образцов товаров сотрудниками
других государственных органов. Таможенные
органы должны быть поставлены в известность
о результатах проведенного исследования
проб и образцов товаров, взятых другими
государственными органами.
Окончательное решение о выпуске товаров
принимается таможенным органом по результатам
проведенного таможенного контроля. При
этом неотъемлемой частью таможенного
контроля является проверка документов
и сведений, в том числе и разрешительных
документов, оформляемых иными государственными
органами (органами санитарно-карантинного,
карантинного фитосанитарного, ветеринарного
контроля), по результатам проведенных
контрольных действий.
В отношении транспортных средств, на
которых перевозятся товары, находящиеся
под таможенным контролем, самостоятельные
полномочия таможенных органов ограничены
территориями зон таможенного контроля.
В иных местах остановка транспортных
средств осуществляется органами внутренних
дел, уполномоченными в области обеспечения
безопасности дорожного движения, при
их взаимодействии с таможенными органами
(пункт 1 ст. 410 ТК РФ).
Таможенный контроль товаров и транспортных
средств не ограничивается только проверкой
(формами контроля). Таможенный контроль
это еще и статус товаров (транспортных
средств). Например, в соответствии с абзацем
2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение
ввезенными товарами и транспортными
средствами, находящимися под таможенным
контролем, допускаются в порядке и на
условиях, которые определены ТК РФ.
При ввозе на таможенную территорию РФ
товары и транспортные средства считаются
находящимися под таможенным контролем
с момента пересечения таможенной границы
и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- обращения в федеральную собственность
(например, в результате конфискации, отказа
в пользу государства);
- реализации как невостребованных (например,
в случаях превышения сроков хранения
на складе временного хранения или на
таможенном складе);
- реализации, как незаконно ввезенных
на таможенную территорию РФ (в случае
отказа лиц, приобретших товары, незаконно
ввезенные на таможенную территорию РФ,
от уплаты таможенных платежей и совершения
таможенных операций);
- фактического вывоза с таможенной территории
РФ (например, как запрещенных к ввозу
в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным
режимом реэкспорта);
Российские товары (транспортные средства)
считаются находящимися под таможенным
контролем при их вывозе с таможенной
территории РФ с момента принятия таможенной
декларации или совершения действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров с таможенной
территории РФ, и до пересечения таможенной
границы (фактического вывоза за пределы
таможенной территории РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1
ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными
органами товаров, незаконно перемещенных
через таможенную границу, что повлекло
за собой неуплату таможенных пошлин,
налогов или несоблюдение запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством
РФ о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности, у лиц, приобретших товары
на таможенной территории РФ в связи с
осуществлением предпринимательской
деятельности, на такие товары налагается
арест либо товары подлежат изъятию и
помещению на временное хранение. Указанные
товары для таможенных целей рассматриваются
как находящиеся под таможенным контролем.
Важная особенность таможенного контроля
заключается в том, что его проведение
допускается и после выпуска товаров в
свободное обращение.
В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ
проверка достоверности сведений после
выпуска товаров и (или) транспортных средств
может осуществляться таможенными органами
в течение одного года со дня утраты товарами
статуса находящихся под таможенным контролем.
При этом, таможенные органы вправе применять
такую форму таможенного контроля как,
например, таможенная ревизия.
Кроме того, таможенные органы вправе
проводить таможенный контроль при обороте
товаров, ввезенных на таможенную территорию
Российской Федерации, путем проверки
сведений, подтверждающих выпуск таких
товаров, а также путем проверки наличия
на товарах маркировки или иных идентификационных
знаков, используемых для подтверждения
легальности ввоза товаров на таможенную
территорию Российской Федерации. Возможность
проведения данных проверок уже не ограничивается
какими-либо сроками. В этом случае таможенные
органы реализуют такие формы таможенного
контроля как специальная таможенная
ревизия, проверка маркировки товаров
специальными марками, наличия на них
идентификационных знаков, осмотр помещений
и территорий.
Проведение таможенного контроля может
сопровождаться временным ограничением
прав собственности на товары в форме
их ареста или изъятия.
ТК РФ позволяет таможенным органам применять
данные меры как после утраты товарами
статуса, находящихся под таможенным контролем
(выпущенных в свободное обращение), так
и во всех иных случаях, когда:
- обнаруживаются товары, ввезенные в РФ
с нарушением таможенных правил (без наличия
на них специальных марок, идентификационных
знаков, без уплаты таможенных пошлин,
налогов или без соблюдения запретов и
ограничений, предусмотренных законодательством
РФ о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности);
- обнаруживается отсутствие в коммерческих
документах сведений о выпуске товаров
либо недостоверность таких сведений,
а равно отсутствие коммерческих документов,
в которых должны быть указаны такие сведения;
- обнаруживаются факты пользования и
(или) распоряжения условно выпущенными
товарами в иных целях, чем те, в связи
с которыми предоставлено полное или частичное
освобождение от уплаты ввозных таможенных
пошлин, налогов.
Система таможенных органов
Комментарий ГАРАНТа
О службе в таможенных органах РФ см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ
Статья
9. Таможенные органы и их место в
системе государственных
1. Таможенные
органы составляют единую
2. Органы
государственной власти
3. Должностными
лицами таможенных органов
Статья 10. Система таможенных органов
1. Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
2. Создание,
реорганизация и ликвидация
3. Компетенция
конкретных таможенных органов,
Комментарий ГАРАНТа
О компетенции таможенных органов по совершению отдельных таможенных операций и местах таможенного оформления отдельных видов товаров см. справку
4. Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, вправе
создавать специализированные
5. Региональные
таможенные управления, таможни
и таможенные посты действуют
на основании общих или
6. Федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, имеет
свои представительства в
Статья 11. Принципы деятельности таможенных органов
Деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности,
предсказуемости, гласности
6) единообразия
правоприменительной практики
7) недопущения
возложения на участников
8) совершенствования
таможенного контроля, применения
современных информационных
Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов
1. Таможенные
органы выполняют следующие
1) проводят
таможенный контроль, совершенствуют
методы совершения таможенных
операций и проведения
2) содействуют
развитию внешней торговли
3) ведут
таможенную статистику внешней
торговли и специальную
4) взимают
таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые,
специальные и компенсационные
пошлины, таможенные сборы,
5) обеспечивают
на территории Российской
6) обеспечивают,
если иное не установлено
7) обеспечивают
в пределах своей компетенции
защиту прав на объекты
8) выявляют,
предупреждают, пресекают
9) содействуют
осуществлению мер по защите
государственной безопасности, общественного
порядка, нравственности
10)
осуществляют в пределах своей
компетенции контроль за
11)
содействуют развитию
12)
обеспечивают в соответствии
с международным договором
13)
разъясняют заинтересованным
14)
обеспечивают выполнение