15)
осуществляют информирование и
консультирование в области таможенного
дела, обеспечивают в установленном
порядке государственные органы,
организации и граждан информацией
по вопросам таможенного дела;
16)
проводят научно-исследовательские
и опытно-конструкторские разработки
в области таможенного дела.
2. Федеральными
законами на таможенные органы
могут быть возложены иные
функции (обязанности).
Статья
13. Флаг, вымпел и эмблема таможенных
органов
1. Таможенные
органы имеют флаг
и эмблему.
Морские суда, суда внутреннего плавания
и суда смешанного (река - море) плавания
(далее - водные суда) таможенных органов
имеют вымпел. На автотранспортных средствах
и воздушных судах таможенных органов
размещается эмблема. Описание и рисунки
флага и эмблемы таможенных органов, а
также вымпела водных судов таможенных
органов утверждаются Президентом Российской
Федерации.
2. В
Российской Федерации запрещается использование
на вывесках, бланках, в счетах и иной документации,
в объявлениях и рекламе, на товарах и
их упаковках таможенной символики (рисунки
флага и эмблемы таможенных органов, вымпела
водных судов таможенных органов), а также
обозначений, схожих с наименованиями
таможенных органов, при осуществлении
коммерческой деятельности юридическими
и физическими лицами, в том числе индивидуальными
предпринимателями, за исключением юридических
лиц, указанных в статье
34 настоящего
Федерального закона, и лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела,
указанных в главе
5 настоящего
Федерального закона. Организациям и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим торговую
деятельность, запрещается использование
на вывесках, бланках, в объявлениях и
рекламе, на товарах и их упаковках слова
"таможенный" и словосочетаний с
ним.
Статья
14. Места нахождения таможенных органов
Комментарий
ГАРАНТа
О местах
нахождения и регионах деятельности
таможенных органов см. справку
1. Таможенные
органы находятся в пунктах пропуска
через Государственную границу Российской Федерации
(далее также - пункт пропуска). Другие
места нахождения таможенных органов
определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного
дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков,
степени интенсивности развития внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации,
уровня развития транспортных коридоров
и транспортной инфраструктуры, потребностей
участников внешнеэкономической деятельности
и транспортных организаций.
2. Таможенные
органы находятся в помещениях,
находящихся в федеральной собственности.
По инициативе лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного
дела, участников внешнеэкономической
деятельности, осуществляющих регулярные
экспортно-импортные поставки товаров,
транспортных и экспедиторских
организаций и организаций федеральной
почтовой связи таможенные посты
и структурные подразделения
таможен могут находиться в
помещениях, принадлежащих указанным
лицам.
§ 2.
Обязанности, права и ответственность
таможенных органов и их должностных лиц
Статья
15. Соблюдение требований таможенного
законодательства Таможенного союза
и законодательства Российской Федерации
таможенными органами и их должностными
лицами
1. Принятие
таможенными органами и их
должностными лицами решений,
совершение ими действий осуществляются
в пределах их компетенции
и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации.
2. Соблюдение
требований таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации при принятии
таможенными органами и их
должностными лицами решений,
осуществлении ими действий (бездействии)
обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным
контролем деятельности таможенных органов,
в том числе контролем со стороны вышестоящих
таможенных органов и вышестоящих должностных
лиц таможенных органов.
Статья
16. Обязанности должностных лиц
таможенных органов
1. При
исполнении должностных обязанностей
должностные лица таможенных
органов обязаны:
1) соблюдать
права и законные интересы
граждан, участников внешнеэкономической
деятельности и лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного
дела;
2) поддерживать
уровень квалификации, необходимый
для исполнения должностных обязанностей;
3) исполнять
иные обязанности в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, установленные для
федерального государственного
гражданского служащего или сотрудника
таможенного органа.
2. Исполнение
должностных обязанностей должностным
лицом таможенного органа осуществляется
в соответствии с его должностным
регламентом. Должностной регламент
утверждается в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о государственной службе Российской
Федерации.
3. Должностное
лицо таможенного органа не
вправе исполнять данное ему
поручение (приказ, распоряжение), не
соответствующее таможенному законодательству
Таможенного союза и (или) законодательству
Российской Федерации. При получении
такого поручения указанное должностное
лицо должно представить в
письменной форме обоснование
несоответствия данного поручения
(приказа, распоряжения) положениям
таможенного законодательства Таможенного
союза и (или) законодательства
Российской Федерации, которые
могут быть нарушены при его
исполнении, и получить от руководителя
подтверждение данного поручения
(приказа, распоряжения) в письменной
форме. В случае подтверждения
руководителем данного поручения
в письменной форме должностное
лицо таможенного органа обязано
отказаться от его исполнения.
4. В
случае исполнения должностным
лицом таможенного органа поручения
(приказа, распоряжения), не соответствующего
таможенному законодательству Таможенного
союза и (или) законодательству
Российской Федерации, должностное
лицо и давший это поручение
руководитель несут дисциплинарную,
гражданско-правовую, административную
и уголовную ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья
17. Время работы таможенных органов
1. Время
работы таможенного органа определяется
начальником таможенного органа
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Время
работы таможенных органов в
местах ввоза товаров в Российскую
Федерацию и вывоза товаров
из Российской Федерации должно
соответствовать времени работы
государственных контролирующих
органов и служб в этих местах.
Время работы таможенных органов
в иных местах проведения таможенных
операций устанавливается с учетом
потребностей транспортных организаций,
участников внешнеэкономической
деятельности. Время работы таможенных
органов в местах ввоза товаров
в Российскую Федерацию и вывоза
товаров из Российской Федерации,
которые по месту нахождения
совмещены с пунктами пропуска
сопредельных государств, по возможности
должно совпадать с временем работы
таможенных органов этих сопредельных
государств.
3. По
мотивированному запросу заинтересованного
лица и при наличии у таможенных
органов возможности таможенные
операции могут совершаться вне
времени работы таможенного органа.
Отказ таможенного органа в
совершении таможенных операций
вне времени его работы должен
быть обоснованным. Заинтересованное
лицо вправе обжаловать отказ
таможенного органа в совершении
таможенных операций вне времени
работы таможенного органа.
Статья
18. Оценка работы таможенных органов
1. Основными
критериями оценки работы таможенных
органов являются:
1) скорость
совершения таможенных операций
при ввозе товаров в Российскую
Федерацию и вывозе товаров
из Российской Федерации, а
также сокращение издержек заинтересованных
лиц при совершении таможенных
операций;
2) своевременность
и полнота поступления таможенных
платежей;
3) эффективность
противодействия преступлениям
и административным правонарушениям.
2. Правительство
Российской Федерации, исходя из указанных
в части
1 настоящей
статьи основных критериев оценки работы
таможенных органов, определяет систему
показателей, порядок и методику их мониторинга,
а также порядок участия в таком мониторинге
лиц, указанных в части
3 статьи 53
настоящего Федерального закона.
Статья
19. Права таможенных органов
1. Таможенные
органы для выполнения возложенных
на них функций обладают следующими
правами:
1) принимают
меры, предусмотренные актами таможенного
законодательства Таможенного союза,
законодательством Российской Федерации
о таможенном деле, а также
иного законодательства Российской
Федерации, контроль за соблюдением
которого возложен на таможенные органы,
в целях обеспечения лицами соблюдения
этих актов;
2) требуют
документы, сведения, представление
которых предусмотрено положениями
таможенного законодательства Таможенного
союза, законодательства Российской
Федерации о таможенном деле
и иного законодательства Российской
Федерации, контроль за соблюдением
которого возложен на таможенные органы;
3) проверяют
у граждан и должностных лиц,
участвующих в таможенных операциях,
документы, удостоверяющие их
личность;
4) требуют
от физических и юридических
лиц подтверждения полномочий
на совершение определенных действий
или осуществление определенной
деятельности в сфере таможенного
дела;
5) осуществляют
в соответствии с законодательством
Российской Федерации оперативно-розыскную
деятельность в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений, производство неотложных
следственных действий и дознания
по которым отнесено уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации
к ведению таможенных органов,
выявления и установления лиц,
их подготавливающих, совершающих
или совершивших, а также в
целях обеспечения собственной
безопасности;
6) осуществляют
неотложные следственные действия
и дознание в пределах своей
компетенции и в порядке, которые
определены уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации;
7) привлекают
лиц к административной ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях;
8) используют
в случаях, не терпящих отлагательства,
средства связи или транспортные
средства, принадлежащие организациям
или общественным объединениям (за
исключением средств связи и
транспортных средств дипломатических
представительств, консульских и
иных учреждений иностранных
государств, а также международных
организаций), для предотвращения
преступлений, предварительное расследование
по уголовным делам о которых отнесено
уголовно-процессуальным законодательством
к компетенции таможенных органов, преследования
и задержания лиц, совершивших такие преступления
или подозреваемых в их совершении. Имущественный
ущерб, понесенный в таких случаях владельцами
средств связи или транспортных средств,
таможенные органы возмещают по требованию
владельцев средств связи или транспортных
средств за счет средств федерального
бюджета в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации;
9) задерживают
и доставляют в служебные помещения
таможенного органа или в органы
внутренних дел Российской Федерации
лиц, подозреваемых в совершении
преступлений, совершивших или совершающих
преступления или административные
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил),
в соответствии с законодательством
Российской Федерации;