10)
производят документирование, видео-
и аудиозапись, кино- и фотосъемку
фактов и событий, связанных
с ввозом товаров в Российскую
Федерацию и их вывозом из
Российской Федерации, осуществлением
перевозки, хранения товаров,
находящихся под таможенным контролем,
совершением с ними грузовых
и иных операций;
11)
получают от государственных
органов, организаций и физических
лиц информацию, необходимую для
выполнения своих функций, в
соответствии с настоящим Федеральным
законом;
12)
предъявляют в суды или арбитражные
суды иски и заявления:
а)
о принудительном взыскании таможенных
пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов
и пеней;
б)
об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных
пошлин, налогов, таможенных сборов;
в)
о признании имущества бесхозяйным;
г)
в иных случаях, предусмотренных
таможенным законодательством Таможенного
союза, законодательством Российской
Федерации о таможенном деле и
иным законодательством Российской
Федерации;
13)
разрабатывают, создают и эксплуатируют
информационные системы, системы
связи и системы передачи данных,
технические средства таможенного
контроля, а также средства защиты
информации, включая средства криптографической
защиты, в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
14)
реализуют иные права, предусмотренные
настоящим Федеральным законом
и иными федеральными законами.
2. Права
таможенных органов, предусмотренные частью 1 настоящей статьи,
могут быть использованы исключительно
при осуществлении таможенными органами
функций в области таможенного дела. При
возложении на таможенные органы надзорных
или контрольных функций в других сферах
полномочия таможенных органов по выполнению
указанных функций определяются федеральным
законом, в соответствии с которым на таможенные
органы возлагаются иные контрольные
или надзорные функции.
Статья
20. Права таможенных органов при
осуществлении таможенного контроля
с использованием судов таможенных
органов
1. При
осуществлении таможенного контроля
с использованием водных и
воздушных судов таможенных органов
эти органы вправе:
1) при
обнаружении признаков того, что
на транспортном средстве незаконно
перемещаются товары, подлежащие
таможенному контролю, останавливать
такое транспортное средство
и проводить его таможенный
досмотр;
2) задерживать
находящихся на транспортном
средстве лиц, подозреваемых в
совершении преступлений, производство
неотложных следственных действий
и дознания по которым отнесено
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации к ведению
таможенных органов, если иное
не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации;
3) преследовать
и задерживать за пределами
территориального моря Российской
Федерации водные суда, убывшие
с территории Российской Федерации
без разрешения таможенных органов,
в прилежащей зоне Российской
Федерации до захода их в
территориальное море иностранного
государства, если преследование
было начато во внутренних
водах, в территориальном море
Российской Федерации после подачи
зрительного или звукового сигнала
об остановке с дистанции, позволяющей
увидеть или услышать этот сигнал,
и велось непрерывно;
4) при
обнаружении признаков административного
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил)
(далее - административное правонарушение
в области таможенного дела) задерживать
транспортные средства для их
изъятия или ареста в соответствии
с законодательством Российской Федерации
об административных правонарушениях;
5) в
случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза,
осуществлять сопровождение транспортных
средств, в том числе с размещением на
них должностных лиц таможенных органов.
2. Экипажам
водных и воздушных судов таможенных
органов предоставляется право:
1) безвозмездного
использования водного и воздушного
пространства Российской Федерации,
акватории морских и речных
портов, а также аэропортов, аэродромов
(посадочных площадок) на территории
Российской Федерации независимо
от их принадлежности и предназначения;
2) безвозмездного
пользования преимущественным правом
входа в порт и выхода из
порта в порядке, согласованном
с уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти;
3) безвозмездного
получения навигационной, гидрометеорологической,
гидрографической и иной информации;
4) безвозмездного
обеспечения полетов и судовождения.
Статья
21. Права таможенных органов в
отношении автомобильных транспортных
средств, перевозящих товары, находящиеся
под таможенным контролем
1. Таможенные
органы вправе останавливать
автомобильные транспортные средства,
в том числе не осуществляющие
международные перевозки товаров,
если на указанных автомобильных
транспортных средствах перевозятся
товары, находящиеся под таможенным
контролем, в целях проверки
соблюдения таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном
деле путем проверки товаров
и документов на них. Самостоятельно
таможенные органы могут останавливать
указанные автомобильные транспортные
средства исключительно в зонах
таможенного контроля, созданных
вдоль Государственной границы
Российской Федерации. В иных
местах остановка таких автомобильных
транспортных средств осуществляется органами внутренних дел,
уполномоченными в области обеспечения
безопасности дорожного движения, при
взаимодействии с таможенными органами.
Лицо, управляющее автомобильным транспортным
средством, обязано предъявить товары,
документы на них и указанное транспортное
средство уполномоченному должностному
лицу таможенного органа для проведения
таможенного контроля.
2. В
случаях остановки автомобильных
транспортных средств в соответствии
с частью
1 настоящей
статьи вне зон таможенного контроля время
проверки таможенными органами товаров
и документов на них и фиксации результатов
проверки не может превышать два часа.
О проверке товаров и документов на них
составляется акт по форме, определенной
Комиссией Таможенного союза, один экземпляр
которого подлежит вручению перевозчику.
Принудительное помещение указанных транспортных
средств на территорию склада временного
хранения или в иное место, являющееся
постоянной зоной таможенного контроля,
допускается только в случае возбуждения
дела об административном правонарушении
с вручением копии соответствующего решения
или протокола перевозчику либо лицу,
управляющему данным транспортным средством.
При этом такое транспортное средство
может находиться на территории склада
временного хранения или в ином месте,
являющемся постоянной зоной таможенного
контроля, в течение времени, необходимого
для его разгрузки, за исключением случая,
когда это транспортное средство подлежит
изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации
об административном правонарушении либо уголовно-процессуальным
законодательством
Российской Федерации.
Статья
22. Обязательность исполнения требований
таможенных органов и их должностных
лиц
1. Законные
требования таможенных органов
и их должностных лиц обязательны
для исполнения всеми лицами.
2. Требования
таможенных органов и их должностных лиц,
предъявляемые лицам при совершении таможенных
операций и проведении таможенного контроля,
не могут служить препятствием для ввоза
товаров в Российскую Федерацию, вывоза
товаров из Российской Федерации, их выпуска,
а также для осуществления деятельности
в сфере таможенного дела в большей степени,
чем это минимально необходимо для обеспечения
соблюдения таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле.
3. Неисполнение
законных требований таможенных
органов и их должностных лиц
влечет ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
Статья
23. Взаимодействие таможенных органов
с другими государственными органами
1. Таможенные
органы осуществляют свои функции
самостоятельно и во взаимодействии
с иными государственными органами.
2. Таможенные
органы в соответствии с настоящим
Федеральным законом и иными
федеральными законами вправе
допускать выполнение под своим
контролем отдельных действий, относящихся
к их компетенции, другими государственными
органами. В отдельных случаях
законодательством Российской Федерации
исполнение отдельных функций,
отнесенных в соответствии с
настоящим Федеральным законом
к компетенции таможенных органов,
может быть возложено на иные
федеральные органы исполнительной
власти.
3. При
выявлении таможенными органами
признаков преступлений и (или)
административных правонарушений,
производство по делам о которых
отнесено в соответствии с
законодательством Российской Федерации
к компетенции других государственных
органов, таможенные органы обязаны
незамедлительно передать информацию
об этом соответствующим государственным
органам.
Статья
24. Ведомственный контроль деятельности
таможенных органов
Комментарий
ГАРАНТа
См. Методические рекомендации по проведению
ведомственного контроля решений, действий
(бездействия) в области таможенного дела,
утвержденные распоряжением ФТС России от 12
июля 2011 г. N 118-р
1. Если
иное не предусмотрено настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами,
вышестоящий таможенный орган или вышестоящее
должностное лицо таможенного органа
в любое время в порядке ведомственного
контроля вправе отменить или изменить
не соответствующее требованиям таможенного
законодательства Таможенного союза и
законодательства Российской Федерации
о таможенном деле решение нижестоящего
таможенного органа или нижестоящего
должностного лица таможенного органа
в области таможенного дела, а также принять
любые предусмотренные таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством
Российской Федерации о таможенном деле
меры в отношении неправомерных действий
(бездействия) нижестоящих таможенных
органов или нижестоящих должностных
лиц таможенных органов в области таможенного
дела.
2. В
случае если после отмены (изменения) в
порядке ведомственного контроля решения
нижестоящего таможенного органа или
нижестоящего должностного лица таможенного
органа в области таможенного дела требуется
принятие нового решения в области таможенного
дела, такое решение принимается уполномоченным
таможенным органом в соответствии с таможенным
законодательством Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации
о таможенном деле в сроки, установленные
для проведения таможенного контроля.
Статья
25. Ответственность таможенных органов
и их должностных лиц
1. За
неправомерные решения, действия
(бездействие) должностные лица
таможенных органов несут дисциплинарную,
административную, уголовную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
2. Вред,
причиненный лицам и их имуществу
вследствие неправомерных решений,
действий (бездействия) должностных
лиц таможенных органов при
исполнении ими служебных обязанностей,
подлежит возмещению в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
3. Вред,
причиненный лицам правомерными
действиями таможенных органов
и их должностных лиц, возмещению
не подлежит, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом
и иными федеральными законами.
§ 3.
Применение должностными лицами таможенных
органов физической силы, специальных
средств, оружия и использование служебных
собак