- деятельность иностранных
политических, экономических, военных,
разведывательных и транспортных
структур, направленная против интересов
Российской Федерации в транспортной
сфере;
- обострение международной
конкуренции за обладание новыми
транспортными рынками, новыми
транспортными технологиями и
природными ресурсами;
- стремление ряда
стран к доминированию на мировом
транспортном пространстве и
вытеснению России с традиционных
транспортных рынков;
- увеличение технологического
отрыва ведущих держав мира
от России и наращивание их
возможностей по противодействию
созданию конкурентоспособных российских
транспортных технологий;
- деятельность международных
террористических организаций.
К внутренним источникам
угроз относят:
- критическое материально-техническое
состояние некоторых отраслей
транспортного комплекса;
- неблагоприятную
криминогенную обстановку, сопровождающуюся
тенденциями сращивания государственных
и криминальных структур в транспортной
сфере;
- недостаточную координацию
деятельности федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации по формированию
и реализации единой государственной
политики в транспортном комплексе
и обеспечения его безопасности;
Серьезные просчеты,
допущенные на начальном этапе проведения
экономических реформ, ослабление системы
государственного регулирования и
контроля, проникновение криминальных
структур в сферу управления бизнесом,
крупными производствами, торговыми
организациями и товаропроводящими
сетями способствуют формированию спектра
угроз транспортной безопасности в
экономической сфере. К их числу
относятся:
- недостаточная эффективность
системы государственного регулирования
отношений в сфере транспорта,
наличие структурных диспропорций,
препятствий установлению рыночных
отношений;
- проблемы ресурсной,
финансовой и технологической
зависимости национального транспорта
от других стран, отставание
России от ведущих стран по
уровню информатизации сферы
транспорта;
- недостаточное финансирование
мероприятий по обеспечению транспортной
безопасности Российской Федерации;
- снижение уровня
подготовки высококвалифицированных
научных и инженерно-технических
кадров, нехватка квалифицированных
специалистов в области обеспечения
транспортной безопасности и
др.
Транспортный комплекс,
включает в себя транспортную инфраструктуру
в полном объеме: все виды транспортных
средств, включая подземный, а также
трубопроводы, все виды дорог и
путей, мосты и тоннели, контактные
линии, все виды станций и вокзалов,
стоянки автотранспортных средств,
судов, все виды морских и речных
портов и портовых средств, гидротехнические
сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты
системы связи, навигации и управления
движением транспортных средств, а
также все иные объекты обеспечивающие
функционирование транспортного комплекса:
строения, устройства и оборудования.
По диапазону и уровню возможных угроз
транспортная инфраструктура относится
к числу наиболее критических из объектов.
- возрастанием транспортных
перевозок опасных грузов (ядерного оружия,
нефти, химически опасных веществ, радиационных
материалов, отходов атомной промышленности
к месту захоронения);
- высокой степенью
изношенности и аварийности объектов
транспортного комплекса;
- возрастанием интенсивности
движения транспорта по мере
развития экономики страны, освоения
новых территорий, налаживания работы
международных транспортных коридоров;
- ростом дорожно-транспортной
аварийности, являющейся одной
из серьезнейших социально-экономических
проблем, ущерб от которой,
по экспертным оценкам, составляет
от 4 -5% валового национального продукта,
а число погибших и раненных
достигает 1,5 млн. человек;
- фактом совершенствования
методов и способов противоправной
деятельности преступных формирований,
в первую очередь террористических
организаций, по отношению к
транспортному комплексу, усилением
опасной тенденции к объединению
и координации их деятельности
на общефедеральном и на межгосударственном
уровнях.
Между тем действующая
в стране государственная система
мер по обеспечению безопасности
на транспортных объектах, применяемые
методы, приемы и средства защиты граждан
и среды обитания в случаях чрезвычайных
происшествий на транспорте не в полной
мере адекватны существующим и потенциальным
угрозам.
3. Обеспечение транспортной
безопасности Российской Федерации
Политика обеспечения
транспортной безопасности Российской
Федерации основывается на соблюдении
Конституции и законодательства
Российской Федерации, общепризнанных
принципов и норм международного
права. Решение и меры, принимаемые
органами государственной власти в
области укрепления транспортной безопасности
должны быть понятны каждому гражданину,
носить упреждающий характер, обеспечивать
равенство всех перед законом
и неотвратимость ответственности,
должны опираться на широкую поддержку
общества.
Обеспечение транспортной
безопасности России включает:
- своевременное прогнозирование
и выявление внешних и внутренних
угроз транспортной безопасности
Российской Федерации;
- реализацию оперативных
и долгосрочных мер по предупреждению
и нейтрализации внутренних и
внешних угроз транспортной безопасности;
- осуществление мер
направленных на недопущение
либо минимизацию материального
и морального ущерба от преступлений
и чрезвычайных происшествий
на транспорте;
- инвентаризацию
международных требований к обеспечению
транспортной безопасности, разработку
и реализацию, с учетом этих
требований, комплекса мер направленных
на качественное повышение уровня
транспортной безопасности Российской
Федерации, приведение его в
соответствие с международными
стандартами безопасности на
транспорте. Очень важной составной
частью этого комплекса мер
является развитие возможностей
разведки и контрразведки в
целях своевременного обнаружения
и нейтрализации угроз, и определения
их источников.
Основные пути кардинального
повышения состояния транспортной
безопасности Российской Федерации
с учетом современных требований
и стандартов.
Первоочередной, неотложной
задачей является достижение адекватного
понимания институтами государственной
власти и общественностью роли и
места транспортной безопасности в
обеспечении национальных интересов
России О недопонимании в настоящее время
этой проблемы и со стороны государственных
органов и со стороны общественности говорят
следующие факты:
- в утвержденной
Правительством РФ Федеральной
целевой Программе модернизации
транспортной системы страны, реализация
которой рассчитана на 10 лет и
предполагает вложения около
150 млрд. долларов, отсутствует специальный
раздел, касающийся транспортной
безопасности;
- в Реестр опасных
производственных объектов, который
приводится в Федеральном Законе
"О промышленной безопасности
опасных производственных объектов"
(1997 г.), не включены соответствующие
объекты транспортного комплекса
(подземные сооружения, гидротехнические
системы, мосты и д.р.);
- ограничены полномочия
специального подразделения (Департамента)
по транспортной безопасности, недавно
созданного в структуре Минтранса
России. Вряд ли в таком формате
Департамент сможет обеспечить
решение тех масштабных задач,
которые по обеспечению безопасности
на транспорте выдвинуты сегодня
самой жизнью;
- удручает состояние
нормативной правовой базы, призванной
в системном и непротиворечивом
виде регламентировать все стороны
и аспекты процесса обеспечения
транспортной безопасности. Отсутствует
базовый Федеральный Закон "О
транспортной безопасности", не
выработана Концепция транспортной
безопасности, существующие же по данной
проблематике законодательные и иные
нормативно-правовые документы изобилуют
противоречиями, нестыковками, зияющими
пробелами;
- неудовлетворительно
финансовое покрытие расходов, связанных
с транспортной безопасностью.
В условиях, когда теракты и
диверсии на транспорте и с
помощью транспортных средств
приняли угрожающий для общества
характер, а аварии в транспортном
комплексе из-за износа основных
фондов, стали по сути обычным явлением,
на потребности и нужды обеспечения транспортной
безопасности из госбюджета выделяются
явно недостаточные суммы, которые в десятки,
а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых
на эти цели развитыми государствами,
например, США, Канадой, рядом европейских
стран.
- практически не
привлечены к укреплению транспортной
безопасности активные участники
рынка коммерческих перевозок,
лицензируемые субъекты транспортной
деятельности в стране;
- не проявляют
серьезной озабоченности по поводу
состояния транспортной безопасности
и общественные институты. Интерес
к этой проблеме спорадически
актуализируется преимущественно
в связи с очередным террористическим
актом или иным чрезвычайным
происшествием на транспорте. При
этом, как правило, активность
проявляется все чаще в форме
попыток лиц, непосредственно
пострадавших в результате диверсии,
предъявить государству иск на
предмет возмещения понесенного
ими материального и морального
ущерба. Между тем, опыт США,
Канады и ряда европейских
стран говорит о том, что
забота об укреплении транспортной
безопасности находится в центре
внимания не только государства.
Этой проблемой крайне озабочены
и активно участвуют в ее
разрешении общественные организации.
Так, например, в США сотни частных
компаний и фирм, под эгидой
соответствующих общественных фондов,
систематически выделяют в рамках
своих годовых бюджетов огромные
средства на исследования и
разработки проблем транспортной
безопасности. Отмеченное выше свидетельствует
в пользу того, что забота о
кардинальном и неотложном повышении
уровня безопасности на транспорте
не может быть лишь уделом
государства, равно как и не
должны только государством изыскиваться
необходимые для решения этой задачи финансовые,
организационные и кадровые ресурсы. Кроме
того, даже самая хорошо отлаженная система
транспортной безопасности не может эффективно
функционировать без широкой опоры на
понимание и поддержку всех структур гражданского
общества. Насущная необходимость широкого
позиционирования проблемы транспортной
безопасности в государстве и обществе
очевидна. Без достижения адекватного
представления органами государственной
власти и общественностью изменившихся
роли и места транспортной безопасности
в обеспечении национальных интересов
России невозможно достичь и ее качественно
нового состояния! Решение этой задачи
требует, в том числе, широкой разъяснительной
работы в отечественных и зарубежных средствах
массовой информации (включая Интернет).
К этой работе, должны быть привлечены
и научная общественность, и представители
всех ветвей государственной власти, и
руководители транспортных компаний,
все активные участники рынка коммерческих
перевозок. Решение этой проблемы должно
быть, встроено в более широкий контекст
задач формирования внешнеполитического
имиджа России, активно участвующей в
борьбе мирового сообщества против международного
терроризма. Решение обозначенной выше
задачи и есть то звено в общей цепи укрепления
транспортной безопасности, ухватившись
за которую, возможно вытащить всю цепь
на должный уровень. Существенное увеличение
целевого финансирования решения проблем
транспортной безопасности - необходимое
условие качественного повышения уровня
транспортной безопасности РФ и приведение
его в соответствие с международными стандартами.
Особую роль в решении этой задачи, ее
финансовом обеспечении должны сыграть
общественные организации, коммерческие
структуры из числа заметных участников
рынка транспортных услуг, страховые компании
и другие коммерческие предприятия - потребители
транспортных услуг, в том числе, зарубежные,
имеющие тесные экспортно-импортные отношения
с Россией. Поиск и аккумулирование внебюджетных
средств на нужды транспортной безопасности
- одно из необходимых условий решения
искомой проблемы. Незамедлительная разработка
и совершенствование нормативно-равовых
основ транспортной безопасности, приведение
ее в соответствие с международными требованиями
обусловлено тем обстоятельством, что
существующий разрыв между ними может
стать серьезным сдерживающим фактором
для развития России как участника международных
транспортных перевозок.
- помимо уже отмеченных
проблем (разработка и принятие концепции
и закона о транспортной безопасности,
устранение существующих пробелов в нормативно-правовой
базе транспортной безопасности), достаточно
остро стоит вопрос о национальной Программе
обеспечения авиационной безопасности,
которую необходимо разработать и ввести
в действие в соответствии с международными
требованиями.
- в сфере морского
транспорта ждут принятия разработанные
проекты Положения о координационном
Совете по морской безопасности
и Требований по защите морского
судоходства от актов незаконного
вмешательства.
- необходимо на
законодательном уровне определить
место транспорта в совокупности
объектов, представляющих повышенную
опасность и нуждающихся в
особой системе антитеррористической
защиты, а также решить вопрос
о правовой и нормативной регламентации
обеспечения безопасности подземных
сооружений.
- статус России
как активного участника международного
сотрудничества в сфере обеспечения
безопасности на транспорте требует
от нее наращивания усилий
не только в реализации одобренных
международным сообществом мер
по противодействию терроризму
и повышению безопасности на
транспорте, но и более четкому
позиционированию своих интересов
и инициатив в международных
организациях - по авиационной безопасности
(ИКАО), морской безопасности (Конвенция
СОЛАС-74) и др.
- нуждается в совершенствовании
взаимодействие всех органов
исполнительной власти отвечающих
за транспортную безопасность. В
соответствии с задачами и
функциональными обязанностями
правоохранительных органов, спецслужб
и контролирующих служб должны
быть более четко определены
на законодательном уровне их
роль, место и ответственность
как участников процесса обеспечения
транспортной безопасности.
В конечном итоге
требуется создать новую единую
нормативно-правовую базу эффективного
обеспечения безопасности на объектах
транспортного комплекса с учетом
происшедших изменений в форме
собственности, а также подходов
в области управления. Принципиально
важно, чтобы к участию в этой
работе привлекались не только ученые
и эксперты, но и представители
общественности. Важным направлением
повышения уровня безопасности на транспорте
является обустройство автомобильных,
железнодорожных, воздушных, морских,
речных и смешанных автомобильно-речных
пунктов пропуска на государственной
границе Российской Федерации и
на внешних границах государств-участников
Таможенного союза. Эта работа должна
выполняться совместными усилиями
государств - участников этого союза.
Речь идет о необходимости оснастить
эти пункты пропусков новейшими
техническими средствами системы безопасности.
Необходима разработка общенациональной
программы повышения экологической устойчивости
транспортной системы страны. Требуется
ужесточить контроль за исполнением нормативных
требований по технической и экологической
безопасности при перевозках. Следует
разработать и внедрить экологические
механизмы, стимулирующие приобретение
транспортной техники, которая обеспечивает
необходимый уровень безопасности перевозок
и охрану окружающей среды. Требуется
создать (в том числе с участием заинтересованных
иностранных организаций и представителей)
систему подготовки и повышения квалификации
специалистов в области транспортной
безопасности. Ее составной частью могут
стать негосударственные специализированные
учебные заведения (курсы), получившие
соответствующие лицензии и сертификаты.