Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В данном курсовом проекте разработан привод цепного конвейера (рис. 1), состоящий из следующих частей: электродвигатель, клиноременная открытая передача, цилиндрический двухступенчатый редуктор, муфта предохранительная фрикционная компенсирующая и исполнительный механизм. Рассмотрим назначение, а также достоинства и недостатки всех компонентов.
Электродвигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую, а также обеспечения номинальной мощности и частоты вращения на входном валу редуктора.
В данном курсовом проекте разработан привод цепного конвейера (рис. 1), состоящий из следующих частей: электродвигатель, клиноременная открытая передача, цилиндрический двухступенчатый редуктор, муфта предохранительная фрикционная компенсирующая и исполнительный механизм. Рассмотрим назначение, а также достоинства и недостатки всех компонентов.
Электродвигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую, а также обеспечения номинальной мощности и частоты вращения на входном валу редуктора.
Клиноременная передача основана на использовании сил трения между ремнями и шкивом. Преимуществами являются – возможность передачи движения на большие расстояния без увеличения массы привода, простота конструкции и эксплуатации, плавность хода и бесшумность работы. К недостаткам можно отнести большие габариты, небольшие передаваемые мощности, повышенные нагрузки на валы и опоры.
Редуктор предназначен для передачи мощности от электродвигателя к исполнительному органу с увеличением вращающего момента и уменьшением угловой скорости. Достоинствами является простота и надежность конструкции, высокий КПД.
Муфта комбинированная
Исполнительным органом являетс
Кинематическая схема привода лебёдки
1 – двигатель;
2 – клиноременная передача;
3 – редуктор цилиндрический двухступенчатый;
4 – муфта предохранительная фрикционная компенсирующая;
5 – узел звездочек.
Рисунок 1 – Кинематическая схема привода цепного конвейера
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТЫ ПРИВОДА.
ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
1.1 Определение мощности на валу исполнительного органа
Мощность на валу исполнительного органа , кВт, определяется по формуле:
где – окружное усилие на исполнительном механизме, = 8000Н;
– линейная скорость движения механизма в направление , = 0,15м/с.
Подставив числовые данные, получим:
1.2 Определение расчетной мощности на валу двигателя
Расчетная мощность P1 , кВт, на валу двигателя определяется по мощности на валу исполнительного механизма с учетом потерь в приводе
где η – общий КПД привода, который вычисляется как произведение КПД отдельных передач, учитывающих потери во всех элементах кинематической цепи привода.
При η1 – КПД быстроходной ступени закрытой зубчатой цилиндрической передачи, η1 = 0,97;
η2 – КПД тихоходной ступени закрытой зубчатой цилиндрической передачи η2 = 0,97;
η3 – КПД открытой клиноременной передачи η3 = 0,95;
1.3 Определение частоты вращения вала исполнительного органа
Частота
где z – число зубьев;
t – шаг зубьев звездочки, мм;
1.4 Определение частоты вращения вала электродвигателя
Частота n1, мин-1, вращения вала электродвигателя определяется по формуле:
где i – передаточное отношение привода.
1.5 Выбор электродвигателя
Типоразмер двигателя выбирают по расчетной мощности P1 и по намеченной частоте n1 вращения вала. По экономическим соображениям паспортная мощность Рдв должна быть близка к расчетной мощности Р1 при выполнении условия
где – отношение максимального вращающего момента двигателя к номинальному, приведенное в его технической характеристике;
β1 – кратность кратковременных пиковых перегрузок в приводе, β1=1,7;
Подставив найденное значение P1, получим:
Рдв ≥ 1,43 кВт.
Частота вращения nдв вала выбирается ближайшей к намеченной частоте n1 из диапазона оптимальных частот вращения.
С учетом скольжения получим номинальную частоту вращения n1:
где nс – синхронная частота вращения вала двигателя, ;
s – относительное скольжение вала, .
Подставив числовые данные,
получим окончательное значение
Найденным характеристикам удовлетворяет электродвигатель АИР90L6 (n = 1000 об/мин, Р =1,5 кВт): АИ – асинхронный двигатель, Р – привязка по I варианту, 90 – высота оси вращения, L – установочный размер, 6 – число полюсов (рис.2).
Разность паспортной Рдв и расчетной мощности P1 мощностей обеспечивает запас по мощности, реализуемый при кратковременных пиковых перегрузках (например, при пуске).
Габаритные, установочные и присоединительные размеры (мм) двигателя
АИР90L6 исполнения IM1081.
Рисунок 2 – Двигатель АИР90L6
1.6 Определение передаточного отношения привода.
Расчет силовых и кинематических параметров привода
После выбора электродвигателя проводится уточнение передаточного отношения привода:
На начальном этапе проектирования известны мощности P1 и P4 и частоты вращения n1 и n4 валов двигателя и исполнительного механизма.
Связь между мощностями и частотами вращения предыдущего и последующего валов выражается зависимостями:
где k – порядковый номер вала исполнительного механизма в кинематической схеме привода.
Подставив численные значения, получаем:
Нм;
мин-1;
кВт;
Нм;
На валу звездочек конвейера вращающий момент можно найти по более простой зависимости:
Нм,
где Ft – окружное усилие на исполнительном механизме, Н;
D – делительный диаметр звездочек, мм.
Таблица 1 – Найденные расчетные параметры валов
№ вала |
n, мин-1 |
P, кВт |
T, Нм |
1 |
970 |
1,35 |
13,29 |
2 |
336,81 |
1,28 |
36,29 |
3 |
58,18* |
1,24 |
203,54* |
4 |
10 |
1,2 |
1169,52 |
* данные значения найдены после проверочного расчета на ЭВМ.
2 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ НА ЭВМ
2.1 Подготовка исходных данных
Исходными данными для цилиндрического двухступенчатого редуктора являются:
Рассмотрим получение исходных данных поэтапно.
Выбор материалов и допускаемых напряжений
Материал зубчатых колес должен обеспечить высокую сопротивляемость выкрашиванию поверхностных слоев зубьев, высокую прочность зубьев на изгиб и износостойкость передачи. Этому требованию соответствуют термически обрабатываемые легированные стали.
Наибольшую твердость H=55…
Для изготовления шестерни быстроходной передачи выбираем сталь 40ХН, для колеса сталь 40Х. Твердость поверхности зубьев шестерни и колеса 50…55 HRC. Для изготовления шестерни тихоходной передачи выбирает сталь 18ХГТ, для колеса сталь 20Х. Твердость поверхности зубьев шестерни и колеса 55…60 HRC.
Твердость сердцевины зубьев шестерен и колес тихоходной передачи 230…240 НВ. Для быстроходной передачи твердость сердцевины зубьев шестерни 270…300 HB, колеса – 230…260 HB.
где и – пределы контактной выносливости поверхностей зубьев шестерни и колеса, соответствующие базовому числу циклов напряжений;
– минимальный коэффициент запаса прочности: при поверхностном упрочнении зубьев (цементация, азотирование, закалка ТВЧ)
- предел контактной
- коэффициент долговечности, учитывает число циклов передачи за весь срок службы и режим работы передачи.
При многовариантном проектировании редуктора на ЭВМ допускаемые контактные напряжения на этапе проектного расчета определяются при т.к. частоты вращения промежуточных валов редуктора на этом этапе неизвестны.
Определим допускаемые контактные напряжения для передач. Допускаемые напряжения σHP вычисляются отдельно для шестерни и колеса по следующей формуле:
Интервал оптимальных значений Ψвd : 0,3…0,6
С целью большего нагружения быстроходной ступени редуктора, принимаем следующие значения Ψвd:
Быстроходная: Ψвd=0,3 ;
Тихоходная: Ψвd=0,6.
Быстроходная: =1,025 ;
Тихоходная:
Цель многовариантного проектирования редуктора с применением ЭВМ – оптимизация параметров редуктора, повышение качества расчета. Распечатка с результатами расчета приведена ниже. Наиболее оптимальным вариантом с учетом реальных условий работы является вариант 2, так как в данном варианте редуктор обладает наиболее оптимальным передаточным отношением при одинаковой массе.
Студент: Селиверстов В.И. АК - 311
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ПО РАЗВЕРНУТОЙ СХЕМЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
------------------------------
|
Передаточное отношение
|
Вращающий момент на