Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
В данном курсовом проекте разработан привод цепного конвейера (рис. 1), состоящий из следующих частей: электродвигатель, клиноременная открытая передача, цилиндрический двухступенчатый редуктор, муфта предохранительная фрикционная компенсирующая и исполнительный механизм. Рассмотрим назначение, а также достоинства и недостатки всех компонентов.
Электродвигатель предназначен для преобразования электрической энергии в механическую, а также обеспечения номинальной мощности и частоты вращения на входном валу редуктора.
Диаметр цапф вала в местах
установки подшипников
Для быстроходного вала 1 МПа, Нм
Т. к. диаметр вала двигателя 48 мм, то и диаметр цилиндрического входного конца вала редуктора тоже принимаем 48 мм, а его длину 82 мм.
Для промежуточных валов 2 и 3 МПа, Нм
Для тихоходного вала 4 МПа, Нм
Выходной конец вала редуктора цилиндрический, с d = 70 мм и l = 105 мм.
Т. к. на промежуточные валы действуют значительные радиальная и осевая силы, применяем для них роликовые конические однорядные подшипники легкой серии. Для остальных валов применяем шариковые радиальные однорядные подшипники.
5.2.1 Для промежуточных валов – подшипники 7208А ГОСТ 27365-87:
- диаметр отверстия d = 40 мм;
- диаметр внешнего кольца D = 80 мм;
- ширина подшипника Т = 20 мм;
- ширина верхнего
кольца
- ширина нижнего кольца
- координата фаски r = 2 мм;
- координата фаски r1 = 0,8 мм;
- динамическая радиальная грузоподъёмность Cr = 58,3 кН;
- статическая радиальная грузоподъёмность C0r = 40 кН.
Рисунок 5 – Роликовый конический однорядный подшипник ГОСТ 27365-87
5.2.2 Для быстроходного вала – подшипники 210 ГОСТ 8338-75:
- диаметр отверстия d = 50 мм;
- диаметр внешнего кольца D = 90 мм;
- ширина подшипника В = 20 мм;
- координата фаски r = 2 мм;
- динамическая радиальная грузоподъёмность Cr = 35,1 кН;
- статическая радиальная грузоподъёмность C0r = 19,8 кН.
5.2.3 Для тихоходного вала – подшипники 216 ГОСТ 8338-75:
- диаметр отверстия d = 80 мм;
- диаметр внешнего кольца D = 140 мм;
- ширина подшипника В = 26 мм;
- координата фаски r = 3 мм;
- динамическая радиальная грузоподъёмность Cr = 70,2 кН;
- статическая радиальная грузоподъёмность C0r = 45 кН.
Рисунок 6 – Шариковый радиальный однорядный подшипник ГОСТ 27365-87
5.3 Относительное расположение деталей в редукторе
Вращающиеся детали в редукторе располагают таким образом, чтобы исключить касание их друг с другом и со стенками корпуса, а так же получить наименьшие габариты редуктора.
Определяем величину зазоров между:
где m – модуль тихоходной передачи
где , – ширина подшипников быстроходного и тихоходного валов
6.1 Проверочный расчет промежуточного вала редуктора на статическую прочность по эквивалентному напряжению
Рисунок 7 – Расчетная схема и эпюры моментов
6.1.1 Построим эпюру изгибающего момента в горизонтальной плоскости. Для нахождения реакций составим уравнения равновесия.
6.1.2 Построим эпюру изгибающего момента в вертикальной плоскости. Для нахождения реакций составим уравнения равновесия.
6.1.3 Наиболее опасным является сечение под шестерней тихоходной передачи. Найдем эквивалентный изгибающий момент в этом сечении
где - допускаемые напряжения на изгиб, при симметричном цикле нагружения. = 50…60 МПа.
Увеличивая d на 5% из-за ослабления шлицами, получим d3=d2=40 мм.
6.2 Расчет шлицевого соединения
Для передачи вращающего
момента между валом и
Шлицевые соединения применяются для неподвижного соединения с валом, подвижного без нагрузки и подвижного под нагрузкой. Наиболее распространены соединения с прямобочными шлицами по ГОСТ 1139-80 с центрированием по наружному диаметру D, или с центрированием по внутреннему диаметру d.
Рисунок 8 – Прямобочные шлицы
Назначим посадки для зубчатых колес.
Для соединения на промежуточном валу:
D-8 x 42 x 46 H7/n6 x 8 F8/js7,
что означает прямобочное соединение с центрированием по наружному диаметру, числом зубьев z=8, внутренним диаметром d=42 мм, наружным D=46 мм, шириной b=8 мм, посадками по наружному диаметру H7/n6, и по размеру b F8/js7.
Для соединения на тихоходном валу:
D-10 x 82 x 88 H7/n6 x 12 F8/js7,
прямобочное соединение с центрированием по наружному диаметру, числом зубьев z=10, внутренним диаметром d=82 мм, наружным D=88 мм, шириной b=12 мм, посадками по наружному диаметру H7/n6, и по размеру b F8/js7.
Отказы шлицевых соединений обусловлены повреждением рабочих поверхностей: изнашиванием, смятием, заеданием. Для обеспечения необходимой работоспособности выполним проверочный расчет.
Проверочный расчет для шлицев проводится на смятие
где Ft – окружная сила,
dср – средний диаметр, который определяется как
Асм – площадь сминаемой поверхности,
l – рабочая длина шлица;
h – высота сминаемой поверхности
ψ –коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине шлица, ψ=0,75.
Определим напряжение смятия для шлицев промежуточного вала, учитывая, что l=46 мм. Тогда:
Напряжение смятия для шлицев тихоходного вала, при l=88 мм:
Как видно, соединения удовлетворяют условию прочности.
Для передачи вращающего момента чаще всего применяют призматические и сегментные шпонки. В нашем случае используем призматические шпонки с плоскими торцами, когда рабочая длина шпонки равна длине самой шпонки l=l .
Основным расчетом для призматических шпонок является условный расчет на смятие в предположении равномерного распределения давления по поверхности контакта боковых граней шпонки с валом и ступицей. Для простоты расчета предполагают, что плечо сил, действующих на шпонку, может быть принято равным 0,5 d . Тогда условие прочности шпонки на смятие:
где T – вращающий момент, Н·м; l – рабочая длина шпонки, мм; t2 – глубина врезания шпонки в ступицу, мм; =80…150 МПа.
Рисунок 9 – Эскиз шпоночного соединения
6.3.1 Расчет шпонки на конце быстроходного вала
Шпонка призматическая для диаметра вала d = 48 мм:
- высота шпонки h = 9 мм;
- ширина шпонки b = 14 мм;
- длина шпонки l = 70 мм;
- глубина паза вала t1 = 5,5 мм;
- глубина паза ступицы t2 = 3,8 мм.
6.3.2 Расчет шпонки на конце тихоходного вала
Шпонка призматическая для диаметра вала d = 70 мм:
- высота шпонки h = 12 мм;
- ширина шпонки b = 20 мм;
- длина шпонки l = 90 мм;
- глубина паза вала t1 = 7,5 мм;
- глубина паза ступицы t2 = 4,9 мм.
6.3.3 Условие прочности на срез по сечению АА:
Материал шпонки Сталь 45, значит .
Для шпонки на конце быстроходного вала:
Для шпонки на конце тихоходного вала:
Обе шпонки удовлетворяют условию прочности на срез.
Рисунок 10 – Эскиз среза шпонки.
6.4 Проверочный расчет подшипников промежуточного вала редуктора по динамической грузоподъемности
При подборе подшипников
по динамической грузоподъемности учитывается
нагрузка и число ее циклов. Для
роликовых подшипников
где L – число циклов, млн. оборотов;
с- динамическая грузоподъемность подшипника, Н;
Р – эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник, Н;
а1 – коэффициент надежности, при 90% а1=1;
а23 – коэффициент, учитывающий качество материала и условия при конструировании, а23=0,65.
Для подбора подшипника представим формулу в виде:
где L определяется как
где t – срок службы привода в часах.
Определим эквивалентную силу. Для этого определим отношение , где V – коэффициент вращения, учитывающий, какое из колец вращается. При вращении внутреннего кольца V=1.
Так как 0,52>е, то Р определяется как
где X, Y – коэффициенты приведения радиальной и осевой нагрузок к условной, X=0,56, Y=1,7;
Kδ – коэффициент безопасности, учитывающий динамические нагрузки, Kδ=1,3;
КТ – температурный коэффициент, при t<105°С КТ=1;
КЕ – коэффициент эквивалентности, учитывающий условие работы, КЕ=0,63.
Определяем Р:
Тогда с равна:
Выбранные подшипники удовлетворяют условию работоспособности.
7 КОНСТУИРОВАНИЕ КОРПУСА РЕДУКТОРА
Корпус редуктора состоит из стенок, бобышек, фланцев, ребер и других элементов, соединенных в единое целое. Корпуса современных редукторов должны иметь строгие геометрические формы: все выступающие элементы следует располагать внутри корпуса, по осям валов ребра не ставить, фундаментные болты располагать в выемках корпуса так, чтобы лапы не выступали за его габариты, крышку с корпусом соединять винтами, ввертываемыми в корпус, верх крышки редуктора делать горизонтальным, проушины для подъема и транспортировки редуктора отливать заодно с крышкой.
Толщина стенки нижней части корпуса определяется как
где T4 – вращающий момент на тихоходном валу, Нм.
Т.к. условие не выполняется, то принимаем δ = 6 мм.
Толщина днища корпуса
Толщина стенки крышки корпуса