Автор работы: Иван Милкович, 24 Июля 2010 в 00:27, отчет по практике
Качество автомобиля определяется многими свойствами: надежность, динамичность, топливная экономичность, экологическая безопасность, комфортабельность. Практически все эти свойства в процессе эксплуатации автомобиля ухудшаются. Для поддержания технического состояния автомобиля на необходимом уровне в эксплуатации выполняются мероприятия технической эксплуатации автомобиля, т. е. техническая эксплуатация автомобиля, как производственная структура, - это комплекс технических, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на поддержание технических свойств автомобиля на необходимом уровне. Техническая эксплуатация автомобиля, как наука, изучает закономерности изменения технического состояния автомобиля, принципы и методы управления техническим состоянием автомобиля на необходимом уровне. Техническая эксплуатация автомобиля, как подсистема автомобильного транспорта, представляет собой техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР). В себестоимости автомобильных перевозок затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составляет 12-15%. Например, для автомобилей средней грузоподъемности структура трудовых затрат за весь срок службы или эксплуатации определяется следующими соотношениями: ~ 91% - затраты на ТО и ТР;
Прослушивание работы механизмов дает возможность обнаружить такие неисправности: увеличенный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения – по стукам в зоне клапанного механизма; большой износ шатунных и коренных подшипников – по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала; чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топлива – по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем – «мягкая»); неисправности сцепления автомобиля – по шуму и стукам при переключении передачи и др.
Методом ощупывания можно определить неисправности: ослабление креплений – по относительному перемещению деталей; неисправности отдельных механизмов и деталей – по чрезмерному их нагреву; неисправности рулевого механизма – по толчкам на рулевом колесе и др.
На основании логического мышления можно сделать заключение о таких неисправностях: неисправности топливной аппаратуры – затруднен пуск двигателя; неисправности системы охлаждения – двигатель перегревается и др.
Объективные методы. Они основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью специальных контрольно-диагностических средств и принятии решения с помощью специально разработанных алгоритмов диагноза. Применение тех или иных методов существенно зависит от тех целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако, в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенным требованиям к их эксплуатационным качествам, интенсивностью их использования, все большее применение находят объективные методы диагностирования.
Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для использования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.
По принципу действия и назначению датчиков, методы и СТД можно условно разделить на следующие группы:
- параметрический метод;
- инструментальный метод;
-
метод диагностирования по
- виброакустические методы;
-
электрические и
- теплоизмерительные методы;
-
метода оценки износа по
газах;
-
метода неразрушающего
(дефектации);
-
прочие методы.
В
настоящее время принято
Рис.
2.2.1. Классификация методов
Первая группа методов базируется в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам эксплуатационных свойств дают обширную информацию о техническом состоянии автомобиля. Они дают возможность оценить основные эксплуатационные качества автомобиля: тормозные, мощностные, топливную экономичность, устойчивость и управляемость, надежность, удобство использования.
Вторая группа методов базируется на объективной оценке геометрических параметров в статике и основано на измерении величины этих параметров или зазоров, определяющих взаимное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диагностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей.
Структурными параметрами могут быть: зазоры в подшипниковых узлах, в клапанах механизма, в кривошипно-шатунной и поршневой группе двигателя, в шкворневом соединении колесного узла, в рулевом управлении, углы установки передних колес и др.
Диагностирование по структурным параметрам производится с помощью измерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также специальных устройств.
Преимущество этого метода – точные диагнозы, простота средств измерения, а недостаток – большая трудоемкость, малая технологичность.
Третья группа включает в себя методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, оценка герметичности рабочих объемов производится при обнаружении и количественной оценке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и механизмов автомобиля. К таким рабочим объемам относятся: камера сгорания, герметичность которой зависит от состояния цилиндро-поршневой группы и клапанов газораспределения; система охлаждения; система питания двигателя; шины; гидравлические и пневматические приборы и механизмы.
Могут, также, применяться методы, оценивающие по интенсивности тепловыделения работу трения сопряженных поверхностей деталей, а также протекание процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако они пока не нашли широкого применения на автомобильном транспорте.
Широко используются при создании средств технического диагностирования транспортных средств методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида: методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях (на основе этого принципа работают мотор-тестеры); методы, оценивающие параметры виброакустических сигналов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т. д.); методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для диагностирования дизельной топливной аппаратуры).
Методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях используются для диагностирования системы зажигания двигателя по характерным осциллограммам напряжений в первичной и вторичной цепях. Специальные устройства позволяют в осциллографе зафиксировать процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, на электроннолучевой трубке для визуального исследования. Участки осциллограмм несут информацию о неисправностях системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов, который характеризует величину зазора. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.
Виброакустические методы технической диагностики охватывают широкую область использования средств измерения низкочастотных и высокочастотных колебаний систем транспортных средств и их элементов, возникающих при их работе.
Еще
одним из методов диагностирования
является диагностирование по периодически
повторяющимся рабочим
Определенное место занимают методы, оценивающие по физико-химическому составу отработавших эксплуатационных материалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов. Диагностирование по составу картерного масла производится путем анализа проб масла картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, загрязнений и примесей, попавших в масло. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия можно судить о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли характеризует состояние воздушных фильтров и всего тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя. Диагностирование путем анализа отработавших газов подробно будет рассмотрено далее.
Средства технического диагностирования (далее - СТД) представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения текущих значений диагностических параметров.
В общем случае любое СТД состоит из следующих элементов (блоков):
-
источник воздействия (при
- усилитель и преобразователь сигнала;
- блоки измерения, расшифровки и регистрации (записи) диагностического параметра;
-
блок накопления и обработки
информации, при этом у современной
аппаратуры блоки измерения,
В зависимости от выполняемых задач, области применения и ряда других признаков, методы и средства технической диагностики (далее - СТД) можно классифицировать по разным параметрам.
С точки зрения назначения СТД можно подразделить на штатные и специальные.
К штатным СТД относятся все инструменты, приборы и системы контроля технического состояния, которые входят в состав диагностической базы и находятся на её балансе: термометры, манометры, расходомеры, микрометрический мерительный инструмент, индикаторы, амперметры, вольтметры и др.
Однако при наличии соответствующих методик, разработанных на основании специальных исследований, они могут использоваться и для технической диагностики.
Например, о динамике загрязнения топливных фильтров можно судить по изменению перепада давления топлива до и после фильтра.
В зависимости от степени автоматизации штатные СТД могут оснащаться системами сигнализации и дистанционного наблюдения за диагностическими параметрами.
К
специальным относятся СТД, которые периодически
используются для уточнения работ по ремонту,
проверки качества ремонта или определения
причин выхода из строя. К специальным
средствам можно отнести специальную
виброизмерительную аппаратуру, приборы
для записи крутильных колебаний, пневмоиндикаторы
для контроля герметичности цилиндров
ДВС, уникальные инструменты, средства
неразрушающей дефектации и т.п.
С точки зрения области применения СТД можно подразделить на универсальные и сперциализированные.
Универсальные СТД предназначены для измерения определенных физических величин и параметров на любых объектах без учета их особенностей.
К
таким приборам относятся все
известные средства для измерения
электрического тока и магнитного поля,
температуры, давления и др. В эту
группу входят и приборы для измерения
и спектрального анализа
Специализированные средства создаются для диагностики конкретных элементов автомобиля. Например, имеются специальные приборы для контроля состояния только системы питания или герметичности цилиндров ДВС.
Как правило, специализированные средства имеют в своей конструкции универсальные средства (манометры, амперметры и т.д.).