Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Работа состоит из  1 файл

Программа дтп.docx

— 37.49 Кб (Скачать документ)

Программа "Повышение  безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"

Характеристика проблемы 

Госкоординатор

Министерство внутренних дел Российской Федерации 

Госзаказчики

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное дорожное агентство 

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее  десятилетие приобрела особую остроту  в связи с несоответствием  дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства  в безопасном дорожном движении, недостаточной  эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. 

В 2004 году произошло  свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число  погибших возросло на 27,8 процента. Всего  за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс. человек, из которых более  четверти - люди наиболее активного  трудоспособного возраста (26 - 40 лет). 

Коренной перелом  в состоянии аварийности произошел  после 2000 года. Рост основных показателей  аварийности в 2001 - 2004 годах по отношению  к 1 проценту роста количества транспортных средств составил:

по дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 процента;

по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2,7 процента;

по количеству лиц, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, - 4,5 процента. 

Начиная с 2000 года устойчиво  растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 году они достигли своего максимума (более 10 и свыше 24 лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно). 

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике  России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в  том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). 

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд  на пешехода, препятствие и на стоящее  транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13 процентов дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения. 

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов. 

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций  к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:

постоянно возрастающая мобильность населения;

уменьшение перевозок  общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;

нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей  и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. 

Так, современный  уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей. 

Следствием такого положения дел являются ухудшение  условий дорожного движения, нарушение  экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время  в городах и населенных пунктах  происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы  увеличения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опережают  темпы увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Российской Федерации. 

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного  травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в  результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация  работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких  дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой  смертности. Общая смертность указанных  лиц в 12 раз выше, чем при получении  травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. 

Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного  движения требуют выработки и  реализации долгосрочной государственной  стратегии, координации усилий государства  и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных  механизмов взаимодействия органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных  структур при возможно более полном учете интересов граждан. 

Система обеспечения  безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной  комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности  при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. 

В ряде нормативных  правовых актов дублируются функции  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые  сферы общественных отношений в  области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. 

Сложившееся положение  дел усугубляется неэффективным  использованием реальных рычагов воздействия  на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые  субъектами Российской Федерации, не носят  целенаправленного характера, не подчинены  единой задаче и, как следствие, не могут  коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Российской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения. 

В России фактически отсутствует система организационно-планировочных  и инженерных мер, направленных на совершенствование  организации движения транспорта и  пешеходов в городах (регламентация  скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия  носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением  указанных мероприятий. Поэтому  в городах постоянно возникают  заторы, существенно затрудняющие и  ограничивающие дорожное движение. 

Система организации  прибытия на место дорожно-транспортного  происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного  происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов  общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий. 

Государственное и  общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном  уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической  безответственности за совершенные  правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного  понимания участниками дорожного  движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением  населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. 

Сложившаяся критическая  ситуация в области обеспечения  безопасности дорожного движения в  условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций  к ее дальнейшему ухудшению, что  определяется следующими факторами:

высокий уровень  аварийности и тяжести последствий  дорожно-транспортных происшествий (в  том числе детский травматизм). При этом в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 38 - 40 тыс. человек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;

значительная доля людей наиболее активного трудоспособного  возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

продолжающееся ухудшение  условий дорожного движения в  городах;

низкий уровень  безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом. 

Таким образом, необходимость  разработки и реализации Программы  обусловлена следующими причинами:

социально-экономическая  острота проблемы;

межотраслевой и  межведомственный характер проблемы;

необходимость привлечения  к решению проблемы федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления и общественных институтов. 

Без государственной  поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования не в состоянии эффективно удовлетворить жизненную потребность  в безопасности проживающего на их территории населения. 

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

развитие и использование  научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направлений  профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

реализацию комплекса  мероприятий, в том числе профилактического  характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и  количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. 

Вместе с тем  применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения  безопасности дорожного движения сопряжено  с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации. 

В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:

Информация о работе Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах