Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:15, курсовая работа
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"
Характеристика проблемы
Госкоординатор
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Госзаказчики
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Федеральное дорожное
агентство
Проблема аварийности,
связанной с автомобильным
В 2004 году произошло
свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий,
в которых погибли 34,5 тыс. человек.
По сравнению с 1997 годом число
погибших возросло на 27,8 процента. Всего
за последние 10 лет в результате
дорожно-транспортных происшествий погибли
312,5 тыс. человек, из которых более
четверти - люди наиболее активного
трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Коренной перелом
в состоянии аварийности
по дорожно-транспортным происшествиям - 3,6 процента;
по количеству лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - 2,7 процента;
по количеству лиц,
получивших ранения в результате
дорожно-транспортных происшествий, -
4,5 процента.
Начиная с 2000 года устойчиво
растут такие относительные показатели
аварийности, как количество лиц, погибших
в результате дорожно-транспортных происшествий,
на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный
риск) и количество лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, на
100 тыс. населения (социальный риск). В 2004
году они достигли своего максимума (более
10 и свыше 24 лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, соответственно).
Дорожно-транспортные
происшествия наносят экономике
России значительный ущерб, составляющий
в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового
внутреннего продукта страны (в 2004 году
ущерб составил 369 млрд. рублей, в
том числе в результате гибели
и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных
происшествий в России являются наезд
на пешехода, препятствие и на стоящее
транспортное средство, а также столкновение
и опрокидывание. Свыше трех четвертей
всех дорожно-транспортных происшествий
связаны с нарушениями Правил дорожного
движения Российской Федерации водителями
транспортных средств. Около трети всех
происшествий связаны с неправильным
выбором скорости движения. Вследствие
выезда на полосу встречного движения
регистрируется около 13 процентов дорожно-транспортных
происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное
происшествие совершил водитель, находившийся
в состоянии опьянения, каждое седьмое
- не имевший права на управление транспортным
средством. Определяющее влияние на аварийность
оказывают водители транспортных средств,
принадлежащих физическим лицам. Удельный
вес этих происшествий превышает 80 процентов
всех происшествий, связанных с несоблюдением
водителями требований безопасности дорожного
движения.
Наиболее многочисленной
и самой уязвимой группой участников
дорожного движения являются пешеходы.
За последние 8 лет количество пешеходов,
погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, увеличилось на треть. Всего
за этот период погибли свыше 100 тыс. и
ранены свыше 500 тыс. пешеходов.
Сложная обстановка
с аварийностью и наличие тенденций
к дальнейшему ухудшению
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция
между увеличением количества автомобилей
и протяженностью улично-дорожной сети,
не рассчитанной на современные транспортные
потоки.
Так, современный
уровень обеспечения
Следствием такого
положения дел являются ухудшение
условий дорожного движения, нарушение
экологической обстановки, увеличение
количества заторов, расхода топлива,
а также рост количества дорожно-транспортных
происшествий. В настоящее время
в городах и населенных пунктах
происходит более 70 процентов всех
дорожно-транспортных происшествий. Темпы
увеличения количества лиц, пострадавших
в результате дорожно-транспортных
происшествий в городах, опережают
темпы увеличения количества дорожно-транспортных
происшествий. Почти 60 процентов дорожно-транспортных
происшествий в городах приходится
на столицы и административные центры
субъектов Российской Федерации.
Изучение особенностей
современного дорожно-транспортного
травматизма показывает, что происходит
постепенное увеличение количества
дорожно-транспортных происшествий, в
результате которых пострадавшие получают
травмы, характеризующиеся особой степенью
тяжести. Неэффективная организация
работы по оказанию медицинской помощи
лицам, пострадавшим в результате таких
дорожно-транспортных происшествий, является
одной из основных причин их высокой
смертности. Общая смертность указанных
лиц в 12 раз выше, чем при получении
травм в результате других несчастных
случаев, инвалидами они становятся
в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации
в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки
с аварийностью и наличие проблемы
обеспечения безопасности дорожного
движения требуют выработки и
реализации долгосрочной государственной
стратегии, координации усилий государства
и общества, концентрации федеральных,
региональных и местных ресурсов,
а также формирования эффективных
механизмов взаимодействия органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, общественных
институтов и негосударственных
структур при возможно более полном
учете интересов граждан.
Система обеспечения
безопасности дорожного движения, сформированная
без применения программно-целевого
метода, характеризуется недостаточной
комплексностью и отсутствием эффективного
механизма координации действий
федеральных органов
В ряде нормативных
правовых актов дублируются функции
федеральных органов
Сложившееся положение
дел усугубляется неэффективным
использованием реальных рычагов воздействия
на негативные процессы, происходящие
в области обеспечения
В России фактически
отсутствует система
Система организации
прибытия на место дорожно-транспортного
происшествия и оказания помощи лицам,
пострадавшим в результате дорожно-транспортного
происшествия, неэффективна. Так, по данным
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации,
доля лиц, погибших до прибытия в лечебное
учреждение, составляет 55 процентов
общего количества лиц, погибших вследствие
дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и
общественное воздействие на участников
дорожного движения с целью формирования
устойчивых стереотипов законопослушного
поведения осуществляется на недостаточном
уровне. Ситуация усугубляется всеобщим
правовым нигилизмом, осознанием юридической
безответственности за совершенные
правонарушения, безразличным отношением
к возможным последствиям дорожно-транспортных
происшествий, отсутствием адекватного
понимания участниками
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень
аварийности и тяжести
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
низкий уровень
безопасности перевозок пассажиров
автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения
к решению проблемы федеральных
органов государственной
Без государственной
поддержки на федеральном уровне
в сложившихся условиях субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования не в состоянии эффективно
удовлетворить жизненную
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование
научного потенциала при исследовании
причин возникновения дорожно-
координацию деятельности
федеральных органов
реализацию комплекса
мероприятий, в том числе профилактического
характера, снижающих количество дорожно-транспортных
происшествий с пострадавшими и
количество лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем
применение программно-целевого метода
к решению проблемы повышения
безопасности дорожного движения сопряжено
с определенными рисками. Так, в процессе
реализации Программы возможно выявление
отклонений в достижении промежуточных
результатов из-за несоответствия влияния
отдельных мероприятий Программы на ситуацию
в сфере аварийности их ожидаемой эффективности,
обусловленного использованием новых
подходов к решению задач в области обеспечения
безопасности дорожного движения, а также
недостаточной скоординированностью
деятельности исполнителей Программы
на начальных стадиях ее реализации.
В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:
Информация о работе Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах